Цель: Учить детей различать звуки [Д], [Д'].
Задачи:
- Учить детей правильно произносить и различать звуки [Д], [Д'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль.
- Развитие фонематического восприятия.
- Упражнять в преобразовании слогов, слов: Да – дя, слов: сом – дом, душ – де – ка (дедушка).
- Развитие речевого дыхания с разной высотой голоса.
- Учить определять место звуков [Д], [Д'] в словах..
- Учить подбирать к слову “лес” прилагательные и причастия.
- Упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (домок, домик, домочек, домишко, домовой).
- Обучать детей работать в командах, сообща, развивать коммуникативные навыки.
Ход занятия
В группе размещены: 2 стола для детей с поставленными стульчиками, на одном столе находится синий кружок, на другом – зеленый. Стол для логопеда, на котором стоит сундучок, разложенные и перевернутые картинки по количеству детей со звуками [Д], [Д']; доска, на доске звуковой профиль звуков [Д], [Д'], буква Д с картинкой, буква Д, изображенная в виде домика.
1.Оргмомент.
Дети стоят вокруг стола логопеда. Логопед: “Дети, за правильные ответы вы будете получать фишки. Посмотрим, какая команда получит больше фишек. Сейчас вы будете получать фишки за правильные ответы индивидуально, а потом, когда разделитесь по командам, вы фишки сложите в общую копилку. Угадайте, кто у меня спрятался в сундучке.
А) Разгадайте ребус: первый звук смените на звук “Д”. Сом, а получится… – (дом). (Логопед достает из сундучка игрушечный домик. Тот из детей, кто угадал ставит его на доску). Ласково назовите слово дом (домик, домочек, домишко, домовой).
Б) Догадайтесь, кто еще спрятался в сундучке? – выйти не может из сундучка – слоги перепутались: душ –де – ка. (Дети отгадывают “дедушка”, логопед достает из сундучка игрушку дедушки, дети ставят его на доску).
2.
Вместе с логопедом дети подходят к доске. Логопед: “Дом. С какого звука начинается слово? Со звука “Д”. Посмотрите, дети, на звуковой профиль: что происходит с губами, когда мы произносим звук “Д”, с кончиком языка, со спинкой языка?”.
3. Характеристика звука [Д].
Логопед: “Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д]? (Согласный, твердый, звонкий, зубной, отрывистый). Превратите его в мягкий звук. Что получится? (Дь – дь – дь). Чем отличаются звук [Д] от звука [Д']? Посмотрите на звуковой профиль звука [Д']. Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д']? (Согласный, мягкий, звонкий, зубной, отрывистый). С какими звуками мы будем сегодня работать? Посмотрите на букву Д. На что она похожа? (на дом с крышей; логопед показывает букву). Дети покажите на себе букву Д (дети телом изображают букву Д)”.
4.
Логопед: “У меня на столе – картинки со звуками [Д] и [Д']. Вы возьмете одну картинку. У кого окажутся картинки, в названии которых твердый звук – куда сядут? (где синий кружочек), у кого картинки, в названии которых мягкий звук – куда сядут? (где зеленый кружочек) [2].
5.
Логопед: “Дети придумайте названия команд с данными звуками. Ваша команда со звуком [Д], а ваша со звуком [Д']”. Дети друг с другом общаются, придумывают названия команд, затем по команде логопеда дети хором, громко представляются.
6.
Команды приветствуют друг друга: радостно, удивленно, вопросительно (при этом нужно менять голоса, как “медведи” и как “птицы”) [4].
Да – да – да | дя – дя – дя | ды-ды – ды | ди –ди – ди |
Ду– ду -ду | дю – дю – дю | до – до– до | дё – дё – дё |
Глазки закрыли. (логопед меняет местами у детей синий и зеленый кружочек). Что случилось? (Звуки перепутались). Поприветствуйте друг друга наоборот.
дя – дя – дя | да – да да |
7.
Логопед просит детей встать и объявляет о следующей игре: “Хлопните, если услышите звук [Д] и топните, если услышите звук [Д'].
Д, т, п, м, дь, да, то, дя, пу, ди. Дом , дыня, Таня, Данил, Дима, доска, дуб, диван.
8.
Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса: “Заведем моторчик”: [Д ] – [Д']. ДДДД ДьДьДь…– заглох моторчик, сломался.
9. Логопед выставляет на доску инопланетный корабль с инопланетянами: “Дети, это у инопланетян моторчик сломался на инопланетном корабле. Спросите, как их зовут? (Дуадея и Диадея. Дети повторяют имена инопланетян). Как вы думаете, куда они попали – на какую планету? Как называется наша планета? (Земля). А еще куда попали? (выставляется картинка, пейзаж зимнего леса –в зимний лес ).
Физминутка. Логопед: “Отдохнем, дети”.
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе) Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками в стороны) Справа – березка в шубке (руку отводят в указанную сторону и смотрят) Стоит, Слева елка на нас глядит. (отводят руку и прослеживают взглядом.). Снежинки в небе кружатся, (движение “фонарики” и смотрят вверх, На землю красиво ложатся. приседают) [3].
10
.Логопед обращает внимание на картину с зимним лесом: “Дети, какой лес? Зима его заколдовала, значит, он какой? Заколдованный. Завьюжила – завьюженный (запорошенный, зачарованный, сказочный, заснеженный, молчаливый)”.
11.
Логопед: “Дети, Дуадея и Диадея проголодались, но они питаются необыкновенной пищей: звуками. Дуадея питается предметами со звуками [Д] в середине слова, а Диадея с удовольствием полакомится предметами, в которых звук [Д'] в начале слова. Пожалуйста, накормите их”. (Дети расставляют свои картинки по заданию логопеда, проверяют друг друга).
12
.Логопед просит посмотреть на те картинки, которые расставили. Проговорили. Запомнили. Логопед убирает картинки и просит детей, вспомнить и назвать предметы с 2 (3) слогами, так как инопланетянам нужен десерт.
13.
Логопед предлагает детям размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика: “Ёлочка”
Перед нами ёлочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка “ёлочки”).
Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики, (“шарики” из пальцев – вверх, вниз)
Зайчики и свечки, (“ушки” из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты).
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и указательный пальцы стоят на столе) [5].
14.
Обеим командам раздаются сюжетные картинки. Логопед просит сделать инопланетянам подарки на память о землянах. По сюжетным картинкам дети ищут слова со звуками [Д] и [Д'], называют их.
15.
Дуадея и Диадея благодарят всех детей и желают успехов. Завелся моторчик [Д'] – [Д]. Дь Д
16.
Подводится итог – подсчет фишек, устанавливается победитель. Логопед подзывает к себе детей, спрашивает, о каких звуках говорили на занятии, если дети сами себе понравились на занятии – поднимают руки вверх, если нет, то присаживаются.
Использованная литература
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.– 160с + цв. Вкл. 48 с.
- Базисная программа развития ребенка – дошкольника “Истоки”. Центр “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца. – М.: 2001. – Издательство дом “Карапуз”, 303 с.
- Журнал “Дошкольное воспитание” № 5 – 6 1992 г, стр. 9 – 13.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.II период. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М.: “ГНОМ – ПРЕСС”, 1999. – 96 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.–528 с.