Статья "Экстернат - одна из форм получения образования в школе"

Разделы: Администрирование школы


Экстерн (от лат. externus - внешний, посторонний) - лицо, самостоятельно изучающее программы начального, основного и среднего общего образования, сдающее промежуточные и итоговые (государственные) экзамены.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 10) и приказе Минобразования РФ от 23 июня 2000 года № 1884 четко определено, что экстернат - это бесплатная форма получения образования. Выбор данной формы - право каждого учащегося, независимо от возраста, а предоставить возможность выбора - обязанность каждого образовательного учреждения.

В основе экстерната — самостоятельная образовательная деятельность. Экстернат в нашей стране касается лишь такого его варианта, когда содержание образования четко определено стандартами, а государство контролирует качество усвоения программ и выдает сертификат, удостоверяющий соответствие образования установленным нормам и требованиям. Существует ПОЛОЖЕНИЕ о получении общего образования в форме экстерната (Приложение № 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 23.06.2000 № 1884), опубликованное в СМИ (журнал «Открытая школа», сайт МО РФ). Разумеется - следует руководствоваться этим документом. Но в практике возникает немало организационных и методических вопросов, на которые хотелось бы обратить внимание.

У экстерната — давняя история. Наиболее привычной для России формой общеобразовательного экстерната являлось зачисление претендентов в гимназические классы по фактическому уровню подготовленности, выявленному в процессе вступительных испытаний. Во времена единого и обязательного образования экстернат был как исключение для вундеркиндов. Сегодня вновь есть социальный заказ - в нём нуждаются дети по различным причинам, не имеющие возможности регулярно посещать занятия в школе. Спрос на экстернат растет. Сегодня экстернат — мобильная образовательная структура, максимально ориентированная на человека, оказавшегося в нестандартной жизненной ситуации. Особая категория сегодня – дети мигрантов с большими проблемами в образовании, демобилизованные, которые до армии не успели завершить свое образование, и слабые выпускники техникумов и ПТУ. Безработная молодежь, обучающаяся в вечерней  школе, видит в экстернате возможность ускорить решение проблем социализации.

В вечерней (сменной) общеобразовательной школе №1 г. Белгорода экстернат существует уже несколько лет.

Например, в начале 2005/2006 учебного года было подано 17 заявлений на обучение в форме экстерната, но уже после первого экзамена промежуточной аттестации многие отказались, осталось на конец года 11 человек. Курс основного общего образования – 1 человек (посещая занятия в 8 классе, в I полугодии сдал 12 экзаменов за 8 класс, во II полугодии за 9 класс – 6 экзаменов в промежуточную и 6 – в итоговую аттестацию); курс среднего полного образования – 10 человек (из них 5 – обучались по ускоренной программе (11 и 12 класс)). Кроме того, за курс среднего полного образования учащиеся - экстерны должны были сдать астрономию (реферат) в течение II полугодия. В конце учебного года все экстерны 9, 12-х классов успешно сдали экзамены государственной (итоговой) аттестации и получили соответствующие документы об образовании

Изучив и проанализировав информацию по данному вопросу можно сделать выводы: обучение экстернов проводится в следующих основных вариантах:

1. Освоение предметов школьной программы за 10— 11 классы (базовый уровень).

2. Углубленное изучение отдельных предметов для подготовки к поступлению в вуз.

3. Профильное обучение — подготовка школьников на профильном уровне по 14 предметам базисного учебного плана за 10—11 классы.

4. Ликвидация пробелов в знаниях по отдельным предметам школьной программы — преодоление отставания по отдельным предметам, отработка навыков решения задач определенного типа.

Но, как показывает практика, этих вариантов бывает недостаточно.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЭКСТЕРНАТА
(нашедшие применение в вечерней школе)

1. РАЗНИЦА В УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ

Большая группа — выпускники специальных учебных заведений, желающие получить полноценное образование. Даже диплом с отличием не позволяет им использовать право на поступление в вузы. Ведь многие общеобразовательные предметы изучались обзорно либо не изучались вовсе. Такие учащиеся зачисляются в 12 класс или 12 сессионную группу вечерней школы на форму обучения - экстернат. Прием заявлений осуществляется, согласно Положению не позднее, чем за три месяца до итоговой аттестации. При приеме заявлений от таких экстернов необходимо сопоставить учебный план школы и приложение к аттестату (диплому) о полученном ранее образовании. Иными словами, созданная в вечерней школе комиссия, состоящая из 5 человек (директора школы, его заместителей и методистов) выясняет, какой школьный предмет и с какого уровня необходимо подготовить и досдать, прежде  чем получить допуск к выпускным экзаменам, что фиксируется в «Заключении комиссии по определению соответствия количества часов по предметам общеобразовательного цикла учащимся, до поступления в МВСОУ-ВСОШ №1 получавших образование в средних специальных учреждениях» (сравнивается количество часов по предметам в Учебном плане ВСОШ №1 и документах учащихся). На основании «Заключения…» составляется индивидуальное расписание экзаменов. После сдачи промежуточной аттестации экстерны допускаются к выпускным экзаменам (государственной (итоговой) аттестации).

В 2006-2007 учебном году экстернов данного варианта в вечерней школе обучалось 7 человек. Ранее эти учащиеся обучались в Белгородском педагогическом колледже, колледже культуры, индустриальном колледже, Саратовском государственном техническом университете. Все они не могут обучаться в очной форме, т.к. либо в семье трудное материальное положение и учащиеся вынуждены работать (с выездами из города), либо проживают  за пределами города, либо по состоянию здоровья.   

УСКОРЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММ

Эта форма — для подготовленных ребят. При этом речь может идти как об отдельных предметах за учебный год или несколько лет обучения, так и обо всем комплексе предметов за определенный класс (классы).

Решение принимает педсовет по заявлению учащегося и его родителей с учетом мнения учителей (утверждают приказом  по школе). При этом четко определяются содержание и порядок промежуточной аттестации (какие сдаются предметы и за какие классы; в какое время и в какой форме; состав комиссии и т.д.). Результаты по протоколам экзаменационных комиссий подводит педсовет (оформляют приказом по школе за каждый класс).

Выпускные экзамены сдаются в общий экзаменационный период.

В 2006-2007 учебном году по данному варианту обучалось в вечерней школе 8 человек. В начале учебного года было 9 человек, но 1 девочка не справилась с нагрузкой и была переведена в 11 класс на очную форму. Это учащиеся, решившие и имеющие возможность продолжить обучение в высших и средних специальных учебных заведениях уже в этом году. 7 из них 10 класс закончили в вечерней школе преимущественно на «хорошо» и «отлично». 1 человек пришёл из ПУ №33. В начале учебного года все они были зачислены в 11 класс или заочную группу, посещали занятия, но параллельно готовились к сдаче промежуточной аттестации за курс 11 класса. До 31 декабря 2006 года они успешно сдали 12 экзаменов за курс 11 класса и решением педагогического совета были переведены в 12 класс или 12 сессионную группу (форма обучения – экстернат). Итоги экзаменов заносятся в «Справку о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении» каждому учащемуся. Во втором полугодии экстерны сдали промежуточные (7 экзаменов) за курс 12 класса, остальные 6 экзаменов были вынесены на итоговую (государственную) аттестацию (русский язык, алгебра и начала анализа (письменно), литература, физика, химия, экономика (устно)).

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В 2006-2007 учебном году по данному варианту обучалось в вечерней школе:

в 7 классе – 2 человека, ранее обучавшиеся в СОШ №29 и СОШ №43 г. Белгорода. Один из них не желал посещать занятия в дневной школе, условно осужден на 1,5 года и по решению суда зачислен в вечернюю на экстернат,  другой, неоднократно оставленный на повторный курс обучения в дневной школе,  не желал посещать занятия и в вечерней, но согласился изучать школьную программу самостоятельно, т. е. обучаться экстерном.

В 10 классе – 1 человек, ранее обучался в БПТЛ №17, но посещать занятия в вечерней школе не имел возможности, т.к.  проживает за городом и работает по скользящему графику.

Для каждого из этих экстернов, в соответствии и Положением о получении образования в форме экстерната, составлено зам. директора по УВР расписание экзаменов и консультаций за курс 7 и 10 класса соответственно. Каждый экстерн, в соответствии и Положением о получении образования в форме экстерната, получает по 2 индивидуальных консультации по каждому изучаемому предмету. На этих консультациях учитель-предметник:

1) знакомит экстерна с вопросами экзаменационных билетов, необходимой литературой по предмету;

2) разъясняет «трудный» материал.

«АЛЬТЕРНАТИВА ВТОРОГОДНИЧЕСТВУ»

Сюда можно отнести  — вновь прибывших, т.е. учащихся специальных учебных заведений, прибывших в школу в середине учебного года, не желающих, либо не имеющих возможности получать ранее выбранную специальность. При зачислении таких учащихся в вечернюю школу на дневную форму обучения, в первую очередь, сопоставляется учебный план и академическая справка об успеваемости, т.е. вышеупомянутая  комиссия выясняет, какой школьный предмет и с какого уровня необходимо подготовить и досдать, прежде  чем продолжать обучение в соответствующем классе, что также фиксируется в «Заключении комиссии по определению соответствия количества часов по предметам общеобразовательного цикла учащимся, до поступления в МВСОУ-ВСОШ №1 получавших образование в средних специальных учреждениях».  На основании «Заключения…» составляется индивидуальное расписание промежуточных экзаменов, успешная сдача которых обеспечивает зачисление в соответствующий класс. В противном случае, на основании Положения о получении образования в форме экстерната, по решению педсовета издаётся приказ по школе о зачислении  в предыдущий класс.

В I полугодии 2006-2007 учебного года в ВСОШ №1 обучалось 18 человек данного варианта обучения. Они были условно зачислены в 12 класс или 12 сессионную группу и в течение 2-3 месяцев досдали недостающие предметы (до 5). Итоги экзаменов были зафиксированы в «Справке о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении» каждого учащегося. Успешно ликвидировав задолженности,  учащиеся приказом по школе были зачислены в 12 класс или 12 сессионную группу на очную форму обучения. Во II полугодии, с января по март зачислены условно в 12 классы ещё 10 учащихся, которым необходимо ликвидировать от 1 до 5 выявленных комиссией несоответствий с Учебным планом. Все эти учащиеся пришли к нам из педагогического колледжа, медицинского училища, БМТК, БСК, БПЛ №17, ПЛ №10, ПУ №5, ПТУ №33, СОШ №27, 28, 40, ПУ №23, ПЛ №20, БИК, Дубовская СШ. Причём, из общеобразовательных школ города – пришли учащиеся, либо по состоянию здоровья, либо по семейным обстоятельствам (возраст, свой ребёнок).

Также в литературе по данному вопросу встречаются следующие варианты экстерната:

УГЛУБЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА И ИЗУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Некоторые учащиеся желают иметь в документе запись об углубленной подготовке по одному или нескольким предметам, хотя учебным планом школы они и не предусмотрены. Такие образовательные услуги возможны в форме экстерната в той же или другой школе. Аттестация производится по стандартам углубленного обучения и соответствующим экзаменационным билетам для таких классов. Консультировать и экзаменовать могут свои или приглашенные педагоги из школ, где эти предметы ведутся. Это касается и случая, когда учащийся обычной школы претендует на аттестат специализированной. В случае изучения дополнительного предмета аттестация ведется на уровне, заявленном учащимся.

Школа вправе отказать претенденту, т. к. эти услуги выходят за рамки ее основных программ, но может и пойти ему навстречу. В таком случае оплата — по варианту в разделе «Платные образовательные услуги».

ДОСРОЧНАЯ  АТТЕСТАЦИЯ  ПРИЗЫВНИКОВ

Юридически законной формой такой аттестации и основанием для оплаты дополнительных образовательных услуг является экстернат. В этом случае программу индивидуальной образовательной деятельности составляет непройденная часть предметов класса, в котором учится призывник.

На основании повесток РНК и заявлений учащихся педсовет принимает решение и издается приказ по школе об организации экстерната в связи с призывом в армию. Дальнейший порядок организации экстерната аналогичен случаю индивидуального или группового экстерната (при большом количестве призывников из параллельных классов).

Экзаменационные материалы составляются в школе и утверждаются в управлении образования (если они не готовятся в специальном порядке Министерством образования). Управление образования вправе обратиться в военкомат с просьбой о компенсации расходов на экстернат, если такого рода компенсация не предусмотрена на уровне Министерств образования и обороны.

Примечание.< Как и при любой форме экстерната школа обращается в управление образования с отношением об открытии дополнительного финансирования и выдаче необходимых аттестатов.

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Экстернат — бесплатная форма обучения в рамках государственного образовательного стандарта. Следовательно, за рамками стандарта, установленного для данного типа школы, услуги — платные. Законом «Об образовании» предусмотрено бесплатное образование, получаемое впервые. Поэтому принцип бесплатности не распространяется на случай получения гражданином общего образования при наличии диплома (аттестата) о среднем специальном  образовании.

Взятые вместе, эти положения четко определяют круг платных услуг:

  • При варианте индивидуального экстерната оплачиваются все услуги свыше 2 часов консультаций перед экзаменом по каждому предмету, времени экзамена, и времени на проверку экзаменационных работ. При сдаче в составе малочисленной группы платными являются услуги, выходящие за  рамки суммарного количества времени консультаций и времени на экзамен и проверку работ. Оплата дополнительных услуг производится по договору с образовательным учреждением.
  • Услуги, связанные с получением аттестата (на уровне среднего образования), — платные, т к. гражданином право на бесплатное образование данного уровня уже реализовано.
  • Услуги, связанные с аттестацией за пределами учебного плана, — платные, т.к. выходят за рамки государственного стандарта, установленного для данного типа школ.
  • Аттестация в школе повышенного уровня (специализированной)  учащихся из обычной школы платная, т. к. финансирование обучения данного ученика производится по месту его основной учёбы.
  • Экстерну, не сдавшему текущие зачёты одновременно с группой, дополнительные консультации и время для  зачётов предоставляются также платно, как дополнительная  услуга.

По данным статистики, в прошлом году более 12 тыс. российских старшеклассников сдали экзамены на аттестат зрелости экстерном. В этом году обучается экстерном почти на тысячу человек больше. Процентов 60 из них - мотивированные дети обеспеченных родителей и дети, которые много времени вынуждены уделять спорту и творчеству, потому что занимаются этими вещами уже профессионально. Их интерес к экстернату вполне объясним. Совмещать подготовку к ВУЗу и обучение в массовой школе – все труднее с каждым годом. В поисках экономии времени современные школьники все охотнее обращаются к экстернату. Режим учебы при этом может быть самым различным. Благодаря экстернату школьники сдают экзамены блочно, по завершении обучения каждого курса предмета. Что важно – после завершения обучения школьник получает аттестат государственного образца без какой-либо пометки «экстернат».

Таким образом, и в дневной школе также существует необходимость создания данной формы получения образования.

В нашей средней общеобразовательной школе №21 г. Белгорода экстернат существует уже третий год. Организацию осуществляет заместитель директора по УВР.

Для получения образования в форме экстерната учащемуся необходимо заявление и документ, подтверждающий освоение общеобразовательных программ подать в школу не позднее, чем за три месяца до итоговой аттестации (до 1 марта). Зачисление в школу в качестве экстерна производится приказом по образовательному учреждению.

Экстерн имеет право:

  • получать необходимые консультации (в пределах 2-х учебных часов перед каждым экзаменом);
  • брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;
  • посещать лабораторные и практические занятия;
  • принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованных тестированиях.

Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год в целях исключения перегрузки обучающихся.

Государственную (итоговую) аттестацию экстерны сдают согласно Положению об итоговой аттестации выпускников. При успешной сдаче всех необходимых экзаменов учащийся получает аттестат установленного образца без пометки «экстернат».

Учитывая возможности школы и потребности учащихся, в МОУ-СОШ №21 обучение экстернов может проводиться в следующих основных вариантах (оговоренных в Уставе школы и Положении о получении образования в форме экстерната в МОУ-СОШ №21 г. Белгорода):

1. Разница в учебных планах

2. Ускоренное освоение программ

3. Самостоятельное изучение предметов школьной программы

4. «Альтернатива второгодничеству».

В начале 2007/2008 учебного года было подано 11 заявлений на обучение в форме экстерната. Курс основного общего образования – 1 человек в 7 класс, 3 человека в 8 класс, 3 человека в 9 класс. Курс среднего полного образования – 1 человек в 10 класс, 2 человека в 11 класс. 9 человек из них – женская сборная команда города по волейболу (девочки из разных городов РФ, живущие в общежитии в микрорайоне нашей школы), 1 девушка - член сборной команды города по большому теннису. Также 1 человек был зачислен в 10 класс на форму обучения экстерном по одному предмету (немецкий язык, т.к. в учебном плане школы нет данного предмета на параллели 10-х классов, а дипломированный учитель немецкого языка, ведущий преподавание в 7 классе есть) - это называется сочетанием форм получения образования.

В нашей школе реализуется такая специфическая форма экстерната как самостоятельное изучение предметов школьной программы.

Методика (алгоритм) организации обучения в данной форме экстерната следующая:

1. Подготовка нормативно-правовой документации по данной форме обучения

2. Заявление (приложение 1) учащегося, его родителей (законных представителей) о зачислении на экстернатную форму обучения (регистрируется в соответствующем журнале)

3. Копия приказа по общеобразовательному учреждению о зачислении экстерна передаётся в управление образования

4. Не позднее 1 марта (за 3 месяца до начала итоговой аттестации) подаётся заявление (приложение 2) учащимся, его родителями (законными представителями) о прохождении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации

5. Приказ по общеобразовательному учреждению о создании аттестационных комиссий для проведения промежуточной аттестации экстерна

6. График прохождения промежуточной аттестации каждого экстерна (необходимо ознакомить учащегося под роспись не позднее, чем за 2 недели до начала промежуточной аттестации)

7. Расписание экзаменов экстернов, в котором должны быть указаны дата и место проведения консультации, дата и место проведения экзамена, состав аттестационной комиссии, Ф.И.О. экстерна

8. На заседании педагогического совета рассмотреть вопрос о формах проведения промежуточной аттестации по основным предметам федерального компонента базисного учебного плана (билеты, реферат, собеседование, тестирование, контрольная работа и др.)

9. На заседаниях предметных методических объединений рассмотреть и утвердить в соответствии с ранее определёнными формами экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по предметам

10. Записи в журнале учёта «Проведение консультаций экстернов»

11. Фиксирование результатов промежуточной аттестации экстерна в протоколах экзамена с пометкой «Экстернат»

12. Заполнение классным руководителем справки о промежуточной аттестации экстерна (приложение 3)

13. На заседаниях педагогического совета рассмотреть вопросы о переводе экстерна в следующий класс, о допуске к государственной (итоговой) аттестации, об окончании соответствующей ступени обучения, получении документа об образовании

14. Внесение классным руководителем соответствующих записей в классный журнал.

15. Заявления, график прохождения промежуточной аттестации, справка о промежуточной аттестации экстерна должны храниться в личном деле экстерна.

Анализируя литературу по вопросу получения образования в форме экстерната можно увидеть, что в других школах Российской Федерации экстернат также используется как альтернатива второгодничеству учащихся, непосредственно обучающихся в данной школе и оставленным на повторный курс обучения. Такого рода аттестация относится к разряду промежуточной, а потому входит в компетенцию школы. Учащиеся, оставленные на повторное обучение в выпускном классе и прекратившие обучение, имеют право сдачи экзаменов экстерном через год.

В данном случае в Уставе школы необходимо отметить: «В целях более полной реализации конституционного права обучающихся на выбор формы образовательной деятельности установить, что ученики, оставленные на второй год обучения не более чем по 1—2 предметам, могут ликвидировать учебную задолженность в порядке экстерната в течение первой четверти следующего учебного года».

Заявление о сдаче задолженности за подписью учащегося и его родителей подается директору школы не позднее, чем через неделю после окончания учебного года, включая период ликвидации задолженностей (продление учебного года).

Задание по ликвидации задолженности и график самостоятельной работы составляются учителем и согласовываются с учебной частью (ознакомление — под роспись родителей). Заявление на экстернат и программа работы — основание для временного допуска ученика к занятиям в следующем классе на период I четверти. По результатам и на основании решения педсовета издаётся приказ о переводе в следующий класс или возврате в предыдущий.