Цели:
- учебная – добиться усвоения основных понятий урока;
- воспитательная – развитие в детях чувства уважения к чужому мнению, учить учащихся на практике разрешать конфликты
- развивающая – формирование социокультурных ценностей
Основные понятия:
- Конфликт.
- Компромисс
- Арбитраж
- Конфронтация
Эпиграф
«Плохой мир лучше хорошей ссоры»
(народная мудрость)
Оборудование:
- учебник для 8 класса А.И. Кравченко «Обществознание»
- поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание»
- мулитимедийное пособие «Обществознание 8-11 классы»
- новые понятия и схемы, оформленные на листах А3 (в мульфорах).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
II. Изучение нового материала.
1. Актуальность изучения темы и степень её изученности (беседа).
Мы продолжаем изучение социальной сферы, сегодняшний урок – первый в этой четверти и посвящен он теме «Конфликты в обществе».
Вопрос ребятам: Почему мы с вами будем изучать эту тему?
(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознавать конфликт и грамотно выходить из него.)
Интерес к изучению конфликтов возрос в 50-ые годы XX века, это было связано с последствиями второй мировой войны, распадом колониальных империй и ростом социальных конфликтов в мире. Изучением этой проблемы занимались Вебер, Спенсер, Козер, Миллс, Дарендорф. Наука, которая изучает конфликты, называется конфликтология.
2. Понятие «конфликт» и его классификация. (беседа)
а) Что такое «конфликт»? (спор, выяснение отношений)
Конфликт (в переводе с латинского) – спор, столкновение.
б) Какие мы можем выделить конфликты? Что лежит в основе их классификации? (число участников конфликта, причина конфликта и др.)
Учитель и учащиеся выделяют виды конфликтов и записывают их.
Типы конфликтов (по числу участников):
- внутриличностные (один участник);
- межличностные (два участника);
- социальные (много участников, государства).
Типы конфликтов (по причинам)
- экономические;
- политические;
- этнические;
- культурные и религиозные;
- профессиональные.
в) просмотр фрагмента из мультимедийного пособия (исторические и бытовые примеры конфликтов).
– назовите участников межличностных и социальных конфликтов?
г) работа с отрывком из статьи конфликтолога из мультимедийного пособия.
– назовите основное отличие объективного и субъективного конфликта (объективный – не зависит от людей, субъективный – зависит от людей).
д) просмотр видеофрагмента о видах конфликтов.
Физминутка !!!
3. Способы протекания конфликта (беседа).
Работа со схемой в учебнике на странице 154. Комментирование вместе с учащимися этих способов протекания конфликтов (приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество) и объяснение новых слов.
4. Пути выхода из конфликта (работа с схемой – кратко!!!).
- мирные – компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж;
- насильственные – применение силы.
III. Закрепление.
1. Ролевая игра.
- ученик опоздал на урок – показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика);
- восьмиклассник Коля попросил Олега помочь на контрольной работе по алгебре. Но Олег успел решить только свое задание. Коля получил «2» – показать все возможные варианты выхода из конфликта. (участники - 2 ученика)
2. Психологи считают, что конфликты выполняют положительную роль, как в обществе, так и в жизни конкретных людей. Они помогают четко определить позиции и интересы сторон, дают выход отрицательным эмоциям, являются попыткой добиться своих целей.
Согласны ли вы с этой точкой зрения? Что можно возразить или уточнить в высказывании психологов?
3. Какие конфликты имеют объективную и субъективную причину?
- конфликт отцов и детей;
- конфликт при взаимодействии человека с окружающей средой;
- межклассовый конфликт;
- между мечтой и реальностью.
В современном мире вступая в отношения между собой люди оказываются в конфликтах, умение выйти из них – главное достоинство человека.
IV. Домашнее задание:
§23, работа с таблицей после § 23.