Воспитательное мероприятие "Я – подросток?!"

Разделы: Классное руководство


Необходимые материалы:

  • релаксационная музыка, магнитофон
  • словарь Ожегова
  • карточки: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость
  • стихотворение (см. приложение)
  • памятки для
  • тест (см. приложение)
  • клубок нитей

Цель:

  • Образовательная: познакомить с особенностями подросткового возраста
  • Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к другим людям
  • Развивающая: дать возможность для развития самопознания учащихся

Задачи:

  • Развитие рефлексивной позиции учащихся, направленных на осознание своих индивидуальных черт, понимание своих проблем.
  • Построение межличностных отношений.

I. Начало мероприятия

При входе ребята выбирают карточку с № 1. № 2, № 3,№ 4, №5.

Здравствуйте ребята. Проходите, рассаживайтесь поудобней. Сегодня у нас с вами очередная встреча. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте тему нашего занятия и ответьте на вопрос " Кто такие подростки?"

Отвечают ребята.

У вас на столах лежат словари. Найдите определение " Кто же такие подростки?"

(работа со словарём Ожегова)

Ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. Почему? Как вы думаете?

Ответы ребят.

Отрочество это - беспокойство: "Вдруг я не такой, как все? И ужас: вдруг я такой, как все?" Е.Винокур

Древнерусское слово "отрок" обозначало и дитя, и подростка, и юношу. "Отрок" буквально означает "не имеющий права говорить" (от слов "от" и "реку"). В словаре Даля подросток определяется как "дитя на подросте", около 14-15 лет.

II. Рефлексионная пауза

Закройте глаза. Сядьте поудобней. Расслабьтесь. Представьте себе линию времени, которая связывает первый и последний миг пребывания человека на земле. Разделите условно эту линию на несколько отрезков. Сколько отрезков у вас получилось? Чему должен научиться человек в каждом отрезке жизни?

Ответы ребят (периоды жизни на столе)

Подойдите, посмотрите и найдите, есть ли среди этих слов ваши ответы?

(ребята выбирают возрастные периоды: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость и крепят их на доску)

А сейчас один из вас проверит, все ли вы сделали правильно? Обратите внимание на спинку вашего стула. У кого есть красный кружок? Тот и проверяет.

Всё правильно, как ты думаешь? Ты можешь что-нибудь изменить.

Один подросток проверяет и может что-нибудь изменить.

III. Вам сейчас предстоит групповая работа.

необходимо объединиться в свою группу. Вы при входе брали №1, №2. №3, №4, №5

  • №1 - 1 стол (младенчество)
  • №2 - 2 стол (детство)
  • №3 - 3 стол (отрочество)
  • №4 - 4 стол (юность)
  • №5 - 5 стол (зрелость и старость)

Подумайте и решите, какие главные задачи есть у каждого возраста. На эту работу вам 2 - 3 минуты. Затем прошу одного члена вашей группы записать ваше решение на доске.

Ребята обсуждают и записывают на доске, а потом аргументируют свой ответ.

IV.

Существует фраза, трудна жизнь подростка.

В чём же трудность этого возраста? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо выяснить особенности и проблемы этого возраста.

Вам даны карточки с проблемами и особенностями возрастных периодов. Из этого списка выберите те, которые подходят к вашей группе возрастных периодов.

Работа в группах - 2 - 4 минуты.

V. Стихотворение:

Не в том твоя самая злая беда
Что болен ты был равнодушьем всегда
Что мимо чудес этой жизни прошел
Что главного в ней не узнал, не нашёл
Гораздо страшней, что, пройдя этот путь,
Не смог ты не разу в себя заглянуть
Что сердце в груди ты пронес как скупец
Несёт хитроумно закрытый ларец
Ключа не нашёл ты в заветный тайник
В богатство своей же души не проник!
И вот почему твоя жизнь не дала
Ни искорки радости, света, добра.
Как страшно по жизни кипучей, земной
Не личностью - куклой идти заводной!

К какому возрастному периоду это стихотворение подходит? И почему?

Ответы групп.

Итак, мы с вами определили задачи, особенности, проблемы подросткового возраста. Назовите их. (на доске должна появиться таблица, см. приложение)

Скажите, а может ли быть идеальный подросток? Почему?

VI. Игра "Ручеёк"

В наше совсем не простое время люди не хотят видеть хорошее в человеке, стараются замечать только плохое. Мы сейчас с вами побываем в ручейке похвалы и комплимента.

Необходимо положить руку на плечо, того, кто будет в ручейке, и сказать, что-то приятное или похвалить человека, за какое-то дело, за какой-то поступок.

Важно. Чтобы учитель встал в этот ручеек.

Прошу пройти всех на свои места.

VII. Я вам предлагаю сделать тест "Хороший ли вы сын или дочь?"

  • "Да" - плюс
  • "Нет" - минус

Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаете ли вы об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка овощей, :), а вас отправляют на улицу или в кино, чтоб не крутился под ногами?

Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

Свои нужды (купить коньки, джинсы, мяч) вы, наверное, хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима матери, отцу, и когда они собираются её приобрести?

Случается ли помимо маминого поручения вам выполнять какую-нибудь работу "от себя", по своей инициативе?

Всегда ли вы делитесь со взрослыми чем-либо вкусненьким?

У вас лома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким-то делом, чтобы не мешать взрослым?

Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие услуги?

Обработка: если на вопросы 1, 3 4, 5, 6 - вы ответили плюс, то вами просто можно гордиться.

На самом деле есть три несчастья у человека:

  • Смерть - неотвратима
  • Старость - неумолима

А от плохих детей дом нужно уберечь, как от огня. Почему? А как вы думаете, у хороших родителей могут вырасти плохие дети? Почему?

Ответы ребят

VII. У нас с вами две руки.

Подумайте и представьте на каждой ладошке по одному животному.

На левой - это вы на самом деле, на правой - хотите казаться таким для окружающих.

Так что выводы делайте сами.

VIII. Вам сейчас предстоит написать памятки для родителей, учителей, взрослых, сверстников, младших по возрасту. На тему: " Как жить подростку с :."

Ребята пишут и зачитывают.

IX. Визуализация "Я - капитан" на фоне релаксационной музыки.

Представьте себе. Что вы стоите на корабле. Вы капитан этого судна. Вы медленно поднимаетесь на капитанский мостик и смотрите вдаль. Там за горизонтом новые земли. Теплый ветерок треплет ваши волосы, нежно щекочет ваши щеки. Вы берёте штурвал в свои руки и начинаете плавание. Только вам известно, в какую гавань вы сможете зайти и какие штормы ждут вас на пути. Но вы не боитесь проблем, вы все сможете преодолеть, ведь вы - капитан. Капитан своей судьбы.

Откройте глаза. Повторите слова - я - капитан.

X. Заключительный этап:

Прошу всех встать в круг. Я вам сейчас передам клубок ниток, вы, передавая его другому, должны продолжить фраз: "Сегодня я ::." при этом фразы, которые вы услышали, повторять нельзя!

Посмотрите, как бы мы не передавали клубок, он всё равно где-нибудь запутается, А это значит, что без проблем жить не интересно, и невозможно. Желаю вам всего доброго!