Необходимые материалы:
- релаксационная музыка, магнитофон
- словарь Ожегова
- карточки: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость
- стихотворение (см. приложение)
- памятки для
- тест (см. приложение)
- клубок нитей
Цель:
- Образовательная: познакомить с особенностями подросткового возраста
- Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к другим людям
- Развивающая: дать возможность для развития самопознания учащихся
Задачи:
- Развитие рефлексивной позиции учащихся, направленных на осознание своих индивидуальных черт, понимание своих проблем.
- Построение межличностных отношений.
I. Начало мероприятия
При входе ребята выбирают карточку с № 1. № 2, № 3,№ 4, №5.
Здравствуйте ребята. Проходите, рассаживайтесь поудобней. Сегодня у нас с вами очередная встреча. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте тему нашего занятия и ответьте на вопрос " Кто такие подростки?"
Отвечают ребята.
У вас на столах лежат словари. Найдите определение " Кто же такие подростки?"
(работа со словарём Ожегова)
Ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. Почему? Как вы думаете?
Ответы ребят.
Отрочество это - беспокойство: "Вдруг я не такой, как все? И ужас: вдруг я такой, как все?" Е.Винокур
Древнерусское слово "отрок" обозначало и дитя, и подростка, и юношу. "Отрок" буквально означает "не имеющий права говорить" (от слов "от" и "реку"). В словаре Даля подросток определяется как "дитя на подросте", около 14-15 лет.
II. Рефлексионная пауза
Закройте глаза. Сядьте поудобней. Расслабьтесь. Представьте себе линию времени, которая связывает первый и последний миг пребывания человека на земле. Разделите условно эту линию на несколько отрезков. Сколько отрезков у вас получилось? Чему должен научиться человек в каждом отрезке жизни?
Ответы ребят (периоды жизни на столе)
Подойдите, посмотрите и найдите, есть ли среди этих слов ваши ответы?
(ребята выбирают возрастные периоды: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость и крепят их на доску)
А сейчас один из вас проверит, все ли вы сделали правильно? Обратите внимание на спинку вашего стула. У кого есть красный кружок? Тот и проверяет.
Всё правильно, как ты думаешь? Ты можешь что-нибудь изменить.
Один подросток проверяет и может что-нибудь изменить.
III. Вам сейчас предстоит групповая работа.
необходимо объединиться в свою группу. Вы при входе брали №1, №2. №3, №4, №5
- №1 - 1 стол (младенчество)
- №2 - 2 стол (детство)
- №3 - 3 стол (отрочество)
- №4 - 4 стол (юность)
- №5 - 5 стол (зрелость и старость)
Подумайте и решите, какие главные задачи есть у каждого возраста. На эту работу вам 2 - 3 минуты. Затем прошу одного члена вашей группы записать ваше решение на доске.
Ребята обсуждают и записывают на доске, а потом аргументируют свой ответ.
IV.
Существует фраза, трудна жизнь подростка.
В чём же трудность этого возраста? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо выяснить особенности и проблемы этого возраста.
Вам даны карточки с проблемами и особенностями возрастных периодов. Из этого списка выберите те, которые подходят к вашей группе возрастных периодов.
Работа в группах - 2 - 4 минуты.
V. Стихотворение:
Не в том твоя самая злая беда
Что болен ты был равнодушьем всегда
Что мимо чудес этой жизни прошел
Что главного в ней не узнал, не нашёл
Гораздо страшней, что, пройдя этот путь,
Не смог ты не разу в себя заглянуть
Что сердце в груди ты пронес как скупец
Несёт хитроумно закрытый ларец
Ключа не нашёл ты в заветный тайник
В богатство своей же души не проник!
И вот почему твоя жизнь не дала
Ни искорки радости, света, добра.
Как страшно по жизни кипучей, земной
Не личностью - куклой идти заводной!
К какому возрастному периоду это стихотворение подходит? И почему?
Ответы групп.
Итак, мы с вами определили задачи, особенности, проблемы подросткового возраста. Назовите их. (на доске должна появиться таблица, см. приложение)
Скажите, а может ли быть идеальный подросток? Почему?
VI. Игра "Ручеёк"
В наше совсем не простое время люди не хотят видеть хорошее в человеке, стараются замечать только плохое. Мы сейчас с вами побываем в ручейке похвалы и комплимента.
Необходимо положить руку на плечо, того, кто будет в ручейке, и сказать, что-то приятное или похвалить человека, за какое-то дело, за какой-то поступок.
Важно. Чтобы учитель встал в этот ручеек.
Прошу пройти всех на свои места.
VII. Я вам предлагаю сделать тест "Хороший ли вы сын или дочь?"
- "Да" - плюс
- "Нет" - минус
Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаете ли вы об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт, заготовка овощей, :), а вас отправляют на улицу или в кино, чтоб не крутился под ногами?
Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
Свои нужды (купить коньки, джинсы, мяч) вы, наверное, хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима матери, отцу, и когда они собираются её приобрести?
Случается ли помимо маминого поручения вам выполнять какую-нибудь работу "от себя", по своей инициативе?
Всегда ли вы делитесь со взрослыми чем-либо вкусненьким?
У вас лома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким-то делом, чтобы не мешать взрослым?
Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие услуги?
Обработка: если на вопросы 1, 3 4, 5, 6 - вы ответили плюс, то вами просто можно гордиться.
На самом деле есть три несчастья у человека:
- Смерть - неотвратима
- Старость - неумолима
А от плохих детей дом нужно уберечь, как от огня. Почему? А как вы думаете, у хороших родителей могут вырасти плохие дети? Почему?
Ответы ребят
VII. У нас с вами две руки.
Подумайте и представьте на каждой ладошке по одному животному.
На левой - это вы на самом деле, на правой - хотите казаться таким для окружающих.
Так что выводы делайте сами.
VIII. Вам сейчас предстоит написать памятки для родителей, учителей, взрослых, сверстников, младших по возрасту. На тему: " Как жить подростку с :."
Ребята пишут и зачитывают.
IX. Визуализация "Я - капитан" на фоне релаксационной музыки.
Представьте себе. Что вы стоите на корабле. Вы капитан этого судна. Вы медленно поднимаетесь на капитанский мостик и смотрите вдаль. Там за горизонтом новые земли. Теплый ветерок треплет ваши волосы, нежно щекочет ваши щеки. Вы берёте штурвал в свои руки и начинаете плавание. Только вам известно, в какую гавань вы сможете зайти и какие штормы ждут вас на пути. Но вы не боитесь проблем, вы все сможете преодолеть, ведь вы - капитан. Капитан своей судьбы.
Откройте глаза. Повторите слова - я - капитан.
X. Заключительный этап:
Прошу всех встать в круг. Я вам сейчас передам клубок ниток, вы, передавая его другому, должны продолжить фраз: "Сегодня я ::." при этом фразы, которые вы услышали, повторять нельзя!
Посмотрите, как бы мы не передавали клубок, он всё равно где-нибудь запутается, А это значит, что без проблем жить не интересно, и невозможно. Желаю вам всего доброго!