Работа с семьёй – важная задача образовательной системы. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать никакие вопросы воспитания, развития ребёнка, а в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида и коррекции.
Перед воспитателями стоит очень важная задача – поселить счастье в каждой семье. В основе нашей работы с семьёй – педагогика равноправного сотрудничества, диалога и взаимодействия. Лейтмотив общения: “Детский сад - для семьи, вместе с семьёй”.
Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса нам позволяют разнообразные формы взаимодействия.
В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Повернуть семью лицом к ребёнку, его интересам и проблемам, вызвать расположение и симпатии к делам группы, дошкольного учреждения, мне помогают следующие, наиболее оправдавшие себя в работе, интерактивные формы сотрудничества.
В основе работы – живой, эмоциональный контакт, диалог с каждой семьёй. Атмосферу психологического комфорта, обеспечивающую вживание семьи и ребёнка в сферу группы создаёт обстановка приёмной комнаты, которая является гостиной для общения с родителями. На сравнительно небольшом пространстве размещается ёмкая, эстетически оформленная информация. Комфортность, понимание, что тебя здесь ждут, рады видеть, расскажут об успехах, помогут решить проблемы – вот основные задачи, которыми мы руководствовались при оформлении приёмной и информационных стендов для родителей.
Информационный родительский уголок – традиционная, достаточно действенная форма работы. Здесь находится информация о режиме дня, меню, какие занятия проводятся, правила для родителей, краткая информация “узелки на память”, антропометрические данные детей.
Сориентироваться в делах группы и привлечь родителей в качестве союзников к достижениям детей помогает стенд “Телеканал “Фантазёры”” - здесь размещается информация об успехах детей, новости группы, благодарности родителям, объявления.
<Рисунок 1>
Интерес родителей вызывает визитная карточка - реклама группы “Путь к успеху”, которая позволяет познакомить с приоритетным направлением работы речевой группы, к каким специалистам можно обратиться за помощью.
Эффективной системой активизации позиции семьи к участию в жизни ДОУ является “Родительская почта” - почта доверия. Это своего рода получение “обратной связи”. Анонимные обращения и пожелания родителей воспитателям и работе ДОУ укрепляют доверительность отношений.
<Рисунок 2>
В “строительстве” отношений с семьями воспитанников, их подготовке к разговору со специалистами: педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом по оздоровительной работе, музыкальным руководителем нам помогает проект “Информационный блокнот”. Он создан для развития позитивного общения при встрече со специалистами. Запись в “блокноте” - шаг к взаимодействию.
Для эффективного взаимодействия в помощь семье в группе действует “речевой канал” - логопедический уголок “Учимся говорить правильно”. Убеждена, что коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи даёт позитивные результаты при согласованности действий в триаде: “логопед – воспитатель – родители”.
Мостиком к сотрудничеству являются журналы “Диалоги с семьёй”, которые издаются в ДОУ под редакцией творческой группы. Точки соприкосновения по вопросам семейной педагогики рождают новую форму контактов с родителями.
Педагогические консультации готовятся по результатам анкетирования и запросам семьи ребёнка. Они представлены в ширмах, подборкой материалов “Педагогика на каждый час” и журналами “Диалоги с семьёй”.
Диапазон контактов расширен фотовыставками детской деятельности, интересных событий в группе и в детском саду, что расширяет, на наш взгляд, рамки позитивного общения с родителями. “Оживкой” работы является наш проект “Фотосессии – на “Ура!”. Эта форма работы представлена для родителей фотовернисажем “Звёздные дети”, что является шагом навстречу ребёнку и семье. Это и “семейный” групповой портрет, и знак внимания каждому малышу. Оформление в виде осеннего, зимнего, весеннего и летнего домиков, украшенных знаками зодиака, используется для поздравления ребёнка с днём рождения.
Фотовыставки “В “Медвежонке мы гуляли, золотую осень провожали”, “Мы занимаемся”, “Наши праздники”, “С утра до вечера” интересуют родителей, вызывают неподдельный интерес к жизни детей в группе.
Успешная демонстрация самореализации детей, детско-родительского творчества в оформляемых нами выставках, размещаемых в “Царстве художника-дельфина”. Это позволяет родителям наблюдать за ростом умений своего ребёнка.
Выставки кружка “Волшебные ручки” оформляются один раз в месяц. Вниманию родителей представлены детские работы, выполненные в различных техниках: тестопластика, вышивка по картону, рисование по ткани.
Организуемые в течение года выставки семейного творчества и индивидуальные выставки родителей подтверждают готовность многих мам и пап “блеснуть” своими талантами.
Приглашением родителей к активному включению в жизнь группы являются практикуемые нами индивидуальные выставки ребёнка “Художник месяца” и выставки-отчёты об участии детей в городских, областных, российских конкурсах “Стена звёзд” (городской фестиваль детского творчества “Овация”, городской конкурс детского рисунка “Во саду ли, в огороде”, областная акция “Белая ромашка”, городской конкурс “Пожар – это беда”, международный фестиваль детского рисунка “Мы с мечтою о мире живём”) позволяют радоваться успехам детей и гордиться ими.
Эффективной системой взаимоотношений с родителями, активного включения их в процесс воспитания, на наш взгляд является совместное художественно-продуктивное творчество детей и родителей. В группе практикуется парад семейного творчества в создании конкурсных композиций: “Осенние фантазии”, “Новогодние игрушки”, ““Медвежонок”, с юбилеем”, ставшие ежегодной традицией, где дети в сотворчестве, “связке” с папой и мамой демонстрируют свои рисунки и поделки.
<Рисунок 3>
В традициях ДОУ и группы привлечение родителей к участию в семейных проектах, организованных педагогами ДОУ (“Посади дерево”, “Апатиты – город без отходов”, “Берегите первоцветы”), что позволяет расширить диапазон детско-родительских отношений, их сотрудничества с детским садом.
Всё сказанное – это поиск оптимальных вариантов работы, которые обеспечивают активное информационное поле взаимодействия с семьёй, помогают сделать осмысленной совместную жизнь детей и взрослых, становятся со-бытием, со-действием, со-звучием.