Классный час для 8-х классов "Почему люди уродуют памятники, или Причины вандализма"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обратить внимание учащихся на существовании проблемы вандализма;
  • заставить задуматься о причинах и последствиях действий, называемых “вандализмом”; профилактика подобных действий;
  • содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к городу, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • развитие у учащихся навыков совместных деятельности, коммуникативных умений;
  • развитие навыков работы с дополнительной литературой, умения выбирать главное;
  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • развивать у учащихся навыки публичных выступлений;
  • способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе.

Подготовка к классному часу:

группа задание
Корреспонденты - Заснять на видео сюжеты о памятниках, пострадавших от рук вандалов.

- провести на улицах города опрос на тему классного часа

Все желающие Опросить своих близких и знакомых
Социолог Обобщить результаты опроса и сообщить их на классном часе
Эксперт 1 Найти сведения о происхождении явления, о том, как сегодня пытаются бороться с вандализмом.
Эксперты 2,3 Готовят информацию о причинах вандализма.
Редакторы и Дикторы Готовят информацию об актах вандализма в Петербурге в последние годы.
Фотокорреспонденты Готовят фоторепортаж по Рыбацкому.
Оформитель Оформляет газету, готовит наглядный материал.
Техническое оформление Отвечает за видео- и аудеосопровождение.
Ведущие  

Заранее готовится мультимедийное сопровождение (далее “слайды”)

Форма проведения классного часа: ток-шоу.

Ход классного часа

Ведущий 1 (далее В1): Здравствуйте. Можно сказать, что всем нам очень повезло – мы живем в прекрасном городе, одном из красивейших городов мира. Санкт-Петербургу посвящали и посвящают свои произведения поэты, писатели, композиторы...

Ведущий 2 (далее В2):

Санкт-Петербург - гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя - в граните и в стихах!
И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней – несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
(Агнивцев Н.Я.)

(Далее под песню “Санкт-Петербург – гордая белая птица” (муз. О. Кваши, сл. В. Панфилова) демонстрируются слайды с видами города.)

В1: Итак, мы начинаем ток-шоу, которое для вас подготовили ученики 8 “В” класса. Наш город очень красив, но у него есть свои “больные” места, проблемы. О них и пойдет наш сегодняшний разговор.

В2 : Наши корреспонденты подготовили для вас несколько сюжетов, редакторы – выпуск новостей, а также сегодня в нашей программе участвуют эксперты в области истории и права, и, конечно же, вы, наши зрители.

В1: От вашей активности зависит, будет ли наше ток-шоу интересным, проблемным, захватывающим.

В2: Прежде, чем объявить тему ток-шоу, мы хотим представит вам этот фоторепортаж. (Демонстрируется слайды.. На фотографиях дома района, исписанные граффити.)

В1: Узнаете ли вы места на фотографиях?

В2: Конечно же, все вы узнали наш район. А как вы думаете, что именно в Рыбацком привлекло внимание наших корреспондентов?

В1: Как вы считаете, то, что мы видим на фотографиях, проблема окраин, так называемых спальных районов, или же подобное можно встретить и в центре?

В2: А сейчас сюжет, который наши корреспонденты сняли в центре города.

Видеосюжет с Малой Садовой.

(Сюжет снят в одном из дворов на Малой Садовой. Все стены домов, а также детская площадка исписаны граффити)

В1: Мы видим, что в городе, где каждый дом является памятником, эта проблема существует во всех районах.

На уроках краеведения мы повторяем: "Петербург - город-памятник". Это действительно так. Нынче в северной столице насчитывается около трехсот памятников и более 1500 мемориальных досок. И число их постоянно растет.

В2: Парадоксальность нынешней ситуации в том, что гораздо сложнее оказалось сохранить наше уникальное монументальное наследие, чем его увеличить. Специалисты Музея городской скульптуры, на чьем попечении находятся памятники и мемориальные доски нашего города, считают, что самый значительный урон их "подопечным" наносят люди. Ни агрессивная воздушная среда, ни осадки, ни выхлопы автомобильных газов не могут навредить, к примеру, Александровской колонне сильнее, чем проведение на Дворцовой площади очередной рок-тусовки или пивного гульбища. Их участники делают надписи на постаменте, разбивают о мрамор бутылки.

В1: Именно этому посвящено наше ток-шоу, сегодня мы хотим попытаться ответить на вопрос: Почему люди уродуют памятники…

В2: …или в чем причины вандализма. И сначала мы хотим задать вопрос нашим экспертам, существует ли в современном праве определение вандализма?

Эксперт 1: Да, конечно. Вандализмом считается осквернение зданий или сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Под осквернением понимается приведение внешнего вида здания или иного сооружения в непристойное с точки зрения общественной нравственности состояние.

В1: Спасибо эксперту, а сейчас мы хотим вас познакомить с хроникой актов вандализма в Петербурге за последние годы.

Диктор1: Март 2000 года. В мемориальной зоне Московского парка Победы Санкт-Петербурга, на месте упокоения десятков тысяч жителей и защитников блокадного города восстановлен и освящен поминальный крест. Святыня была сломана неизвестными вандалами в канун Вселенской родительской субботы, когда у креста обычно совершаются панихиды по погибшим. С недавних пор Парк Победы считается как бы вторым Пискаревским кладбищем, так как по рассекреченным недавно материалам к 1942 г. в этой земле было захоронено около 117 тыс. ленинградцев. Православная святыня, установленная в парке 22 июня 1995 года, подверглась надругательству уже в третий раз.

Диктор 2: 6 октября 2005. В Петербурге совершены акты вандализма по отношению к зданиям консульств Литвы и Латвии. Вечером на Васильевском острове, на 10-й линии, дом 11, четверо неизвестных забросали бутылками с зеленой краской здание консульства Латвийской республики, после чего разбросали листовки антилатвийского содержания и скрылись. В этот же день при попытке совершить такую же акцию у консульства Литвы на улице Рылеева, дом 37, сотрудниками милиции задержан 14-летний ученик 9-го класса одной из школ Центрального района

Диктор1: В ночь на 22 июня 2002 года в пригороде Санкт-Петербурга был взорван советский танк Т-34, входивший в мемориальный комплекс "Невский пятачок". Взрывчатка была заложена под днище и знаменитый танк был буквально разворочен взрывом. Преступление совершено в ночь на 22 июня – день начала войны. Милиция склоняется к тому, что за преступлением стоит одна из фашистских группировок Петербурга.

Диктор 2: 15 ноября 2004 года. Много сил пришлось потратить сотрудникам Музея городской скульптуры на то, чтобы отмыть четыре памятника Ленину от пятен “водоэмульсионки”, которой неизвестные вандалы “раскрасили” монументы. Рядом с памятниками сотрудники музея обнаружили стеклянные осколки. Очевидно, вандалы наполняли водоэмульсионной краской банки, а затем швыряли их в памятник. От подобных действий пострадали памятники Ленину у Финляндского вокзала, на Петроградской стороне, а также на Васильевском острове.

В1: А сейчас сюжет, снятый нашими корреспондентами.

Видеосюжет с Марсова поля. Одновременно ведущий комментирует.

В2: Этот сюжет был снят в центре мемориального комплекса "Жертвам и борцам революции" на Марсовом поле. Как вы думаете, откуда здесь эта “композиция” из пустых бутылок? … А вот и ответ на этот вопрос. (У Вечного огня стоят молодожены и их гости.) У хорошей городской традиции – посещения молодоженами знаменитых петербургских мест – есть и оборотная сторона.

Диктор1: 19 апреля 2005 года очередной акт вандализма был совершен на Марсовом поле. Разбиты латунная решетка и ограждение Вечного огня, в связи с чем горелку пришлось отключить. Внутри каменного углубления найдено большое количество монет, которые бросают "на счастье", а также пивных и винных бутылок, окурков, остатков пищи и прочего мусора. Среди любителей посетить мемориал много бомжей, которые сидят ночью "у огня" и разогревают пищу. Вся решетка залита жиром, рассказал директор музея.

Диктор2: Целая серия актов вандализма произошла в последние 2 года на мемориальных захоронениях и кладбищах Петербурга. Пострадал Мемориальный комплекс "Жертвам и борцам революции" на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Неизвестные нарисовали на гранитных плитах мемориала изображения свастики. Так же были осквернены 50 могил на кладбище Памяти жертв 9-го января.

Диктор1: Три раза за последние два года было осквернено еврейское кладбище в Невском районе. Более чем на ста памятниках белой и черной краской из баллончиков была нарисована фашистская свастика и символика “СС”. На так называемом доме омовения и на памятнике рядом с ним неизвестные вандалы, как говорят работники кладбища, места живого не оставили. Не обошлось и без оскорбительных надписей. Кроме того, были повалены и расколоты около 50 памятников. В совершении акта вандализма подозревались молодые люди 15-ти и 16-ти лет, жители Петербурга.

В1: А сейчас наши корреспонденты расскажут вам о двух скульптурах, появившихся в нашем городе около 10 лет назад. За это время они полюбились петербуржцам.

В2: Появились даже легенды, что желания, загаданные у этих памятников, непременно сбываются. Но несмотря на это судьба этих скульптур сложилась не очень счастливо.

В1: Итак, смотрим сюжет.

Видеосюжеты о Чижике-Пыжике и о Доброй собаке Гаврюше.

(В сюжете, снятом на Фонтанке рассказывается о неоднократном похищении Чижика. В сюжете о собаке показана табличка, где говориться о том, что скульптура находится на реставрации. Затем “корреспонденты” показывают место, где была скульптура. Сюжет заканчивает “интервью” с жителем этого двора – ветераном ВОВ.)

В2: Сегодня у нас в гостях корреспонденты, которых вы только что видели на экране. Они расскажут о том, что осталось за кадром.

Рассказ “корреспондентов” о съемках сюжета о Доброй собаке, о встрече с жителями двора. Демонстрация статьи из газеты “Смена” о дальнейшей судьбе собаки.

В1: (зрителям)А сейчас мы хотим задать вам вопрос.

В2: Как вы думаете, почему люди уродуют памятники?

В1: Этот же вопрос мы задавали людям на улицах, а также нашим близким и знакомым. Внимание на экран.

Видеосюжет – опрос.

В2: Всего было опрошено более 100 человек. О результатах опроса расскажет наш социолог.

Социолог:

  • 33% опрошенных считают, что люди это делают из-за своего плохого воспитания, низкой культуры;
  • 28% - вместо ответа о причинах поведения людей высказались о том, что те, кто это делает – хулиганы, дикари и т.п.;
  • 19% - затруднились ответить или не поняли вопрос;
  • 6% опрошенных считают, что эти люди хотят самовыразиться, показать себя;
  • 5% считают, что таким образом люди выплескивают свою агрессивность, хотят кому-то отомстить.

Были и такие мнения:

  • памятники никто не уродует;
  • это делают только приезжие (ответил сотрудник милиции, дежуривший у Эрмитажа)
  • граффити на серых скучных стенах новостроек – не вандализм.

В2: В нашем распоряжении оказалось интервью известного художника и скульптора Михаила Шемякина, где он говорит о своем отношении к проблеме вандализма. Шемякин (демонстрируется портрет) - автор памятника Петру I в Петропавловской крепости, памятника “Жертвам политических репрессий” (вы помните этот памятник: 2 сфинкса, одна половина лица которых – голый череп?), а также памятника Первостроителям Петербурга.(показ памятников)

В1: Вот так выглядел этот памятник, когда был установлен. Сейчас все бронзовые детали отсутствуют, скорее всего, их похитили, чтобы, как и Чижика, сдать в пункт приема цветных металлов.

В2: Итак, слушаем интервью.

Аудиозапись “интервью”. (Запись сделана по материалам опубликованных интервью М.Шемякина)

В1: А теперь вопрос нашим зрителям: как вы считаете вандализм – черта нашего времени или он существовал и раньше?

В2: За разъяснением обратимся к экспертам.

Эксперт 1: Само понятие “вандализм” происходит от названия древнегерманского племени вандалов, завоевавшего часть Римской империи и подвергшее Рим разгрому и грабежу. Под словом “вандализм” понимается разрушение культурных ценностей, а вандалом или варваром называют невежественного, некультурного и жестокого человека.

В2: Как мы помним, 33% опрошенных нами людей сказали, что памятники уродуют плохо воспитанные, некультурные люди.

Эксперт 1: Не все так просто. Вандалы, громившие Рим, не были некультурными людьми, они были людьми другой культуры. И победив римлян, они стали уничтожать изваяния чуждых им богов, утверждая богов собственных.

Эксперт 2: Таким образом, возник самый древний вид вандализма – вандализм идеологический, когда вандалы оскверняют или уничтожают то, что не соответствует их идеалам.

Эксперт 3: Сегодня мы слышали массу примеров идеологического вандализма: это и подрыв танка, и закидывание памятников Ленину краской, и осквернение кладбищ.

В1: Итак, первая причина того, что люди уродуют памятники – идеологическая.

В2: Но есть и другие?

Эксперт 2: Второй причиной вандализма является инстинкт метить территорию. Мы знаем, каким образом это делают животные. Люди же оставляют на стенах или еще где-то надписи. В самом первом видеосюжете мы видели надписи на стенах, сделанные даже через специальный трафарет. Люди пытаются показать, что территория принадлежит некой группе.

В1: То есть эти люди по культурному развитию находятся на уровне собачек и кошечек?

Эксперт 2: Можно сказать и так.

В1: Итак, вторая причина того, что люди уродуют памятники – инстинкт метить территорию.

Эксперт 3: Еще одна причина – это желание приобщиться к великому. Когда люди оставляют свои имена на памятниках, которые им милы. Оставляя на памятнике надпись “I love PITER”, человек проявляет непонимание того, что такое памятник и для чего он нужен.

В2: Итак, третья причина того, что люди уродуют памятники – как они считают, желание приобщиться к великому, а на самом деле их низкий культурный уровень.

Эксперт 2: Еще многие памятники страдают из-за различных суеверий, связанных с ними.

Так жертвой этой, а так же предыдущей причин стала Добрая собака Гаврюша.

В1: Итак, четвертая причина того, что люди уродуют памятники – суеверия.

Эксперт 3: Есть еще два вида вандализма. Они похожи между собой по результату, но различаются по целям тех, кто отламывает, отпиливает части памятников, или, как это было с Чижиком, уносит памятник целиком.

В2: В чем же разница?

Эксперт 3: В том, что одни это делают, чтобы заполучить в свою собственность сувенир, а другие, чтобы получить выгоду, сдав кусок цветного металла в утиль. К этой же группе можно отнести и тех, кто не наносит видимого вреда памятнику, а просто залезает на него, чтобы, например, сфотографироваться “на память”.

В1: Итак, пятая и шестая причина того, что люди уродуют памятники – “хозяйственный” вандализм: украсить свой дом необычным сувениром или просто выручить за него деньги.

В2: Но это же ужасно! Каждый делает что хочет!

Эксперт 1: Это не совсем так. В Уголовном кодексе России есть Статья об ответственности за вандализм. Статья 214. УК РФ "Вандализм" предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

В1: Но чтобы наказать вандала, его для этого нужно поймать. До революции в столице Российской империи возле самых значительных монументов дежурил будочник. Сегодня к каждому памятнику или доске милиционера не поставишь.

В2: Поэтому очень важно, чтобы подобные вещи можно было предотвратить. И чем меньше среди нас будет равнодушных людей, тем проще это будет делать.

Слово учителя: Мы не знаем, знакома ли вам та песня, которая сейчас зазвучит, но мы просим вслушаться в ее слова, и надеемся, что они станут отправной точкой дальнейших размышлений о взаимоотношениях каждого из вас с нашим прекрасным городом.

(Звучит песня из к/ф “Достояние республики” “Что будет – то и будет…”)

В1: И, в заключение, мы предлагаем вам на листочках разных цветов, которые вам раздают ассистенты, ответить на несколько вопросов.

В2: На желтом листке – Как можно бороться с вандализмом? Что я (каждый) могу для этого сделать?

В1: А на голубом листке напишите ваше мнение о нашем ток-шоу: нужно ли обсуждать подобные темы, понравилось ли вам, как прошел классный час.

Учитель проводит рефлексию: желающие озвучивают свои ответы.

Заключительное слово учителя.

Литература и источники:

  1. Журнал “Автобус” № 2, 3 за 2005 г.;
  2. УК РФ;
  3. Материалы различных Интернет-сайтов.