Тип урока: обобщающий.
Вид урока: коллективная творческая работа.
Цель урока: создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.
Задачи урока:
- создать условия для формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметов быта;
- показать связь между интерьером крестьян прошлых столетий и современным интерьером.
Воспитывающая роль урока. Развитие интереса к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций.
Оформление: рисунки предметов быта, выставка предметов быта, схема работы, макет интерьера избы, музыка.
Оборудование: медиапроектор, слайды.
Ход урока
1. Введение в тему урока.
С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.
Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.
А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?
Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.
Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.
2. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока « Традиционный интерьер русской избы».
Что такое интерьер? Изба?
3. Новый материал.
- Давайте полюбуемся красотой русской избы.
Поднимемся на резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадаем в мир домашней жизни.
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.
Посмотрите внимательно на фотографию горницы. Какой материал использовали крестьяне для горницы?
(Дерево.)
- Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.
Некрашеное дерево излучает приглушенно-золотистый цвет.
- Как вы думаете, что самое важное в избе? (печь)
- Какую роль печь играла и играет сейчас?
Она была основой всей жизни. Главным оберегом всей семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса!»
Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи.
Обратите внимание на ее форму, отдельные детали.
Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.
Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.
Печь в избе располагалась возле двери.
Красный угол.
В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.
Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи утреннего солнца.
Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.
Ребята, какие предметы, вещи находились в крестьянской избе?
Ответы детей.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки скамьи, посудные полки, полати.
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.
А чем лавка отличалась от скамьи?
Ответы детей.
Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности.
Около печи укрепляли деревянный настил – полати, на которых спали.
Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.
Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян?
Она изготовлена была из дерева и глины.
С чем можно сравнить ковш?
Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.
Слайд №9. солонцы.
Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки или солонцы, как их раньше называли, вырезались в форме уточек, игрушечных стульчиков, украшенных мелкой резьбой.
Из бересты делали различные туеса, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод.
Рубель, вальки.
Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.
Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.
Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни. Что это? (прялка)
Что вы о ней знаете?
Ответы детей. Обобщение ответов.
Прялка была не только орудием труда , но и произведением искусства. Её украшали резьбой, росписью. Прялка был подарком. Здесь творческая фантазия не знала границ. И среди прялок, сохранившихся до наших дней нет ни одной одинаковой. Прялка состоит из лопасти, ножки и донца.
Испокон веков славилась наша земля искусством рукодельниц. Одежда, скатерти-столешницы, полотенца, края покрывал были украшены тканым или вышитым орнаментом. Какие сюжеты брали крестьянки для вышивки?
Обобщение ответов.
Сказочных птиц, дерево жизни, орнаменты с растительным и зооморфным узорами.
Какие цвета брали для вышивок?
Красные, желтые, синие. Праздничные.
Традиция вышивания сохранилась и сегодня.
По полу тянулись радужные, домотканые половики или дорожки. Половики и впрямь напоминали по своей форме дорогу, стелющуюся по земле.
Интерьер избы отличается простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов.
4. Инструктаж.
Я предлагаю вам помочь хозяйке и хозяину оформить интерьер их избы. Заполнить его мебелью, домашней и кухонной утварью.
Для этого разделимся на группы и каждая группа будет изготавливать определенные предметы, необходимые в быту. Какие это группы предметов?
Группы предметов. Таблица.
Мебель. Прялки. Деревянная посуда. Берестяная посуда. Чугунная и глиняная посуда. Половики. Полотенце. Шторы. Кочерга, ухват. |
Для определения высоты предметов быта вам помогут лекала, лежащие на столах. Также они помогу тем, у кого вызовет затруднения передача форм и пропорций домашней утвари.
Приступаем к работе. В группах решите, кто какой вид работы будет выполнять.
Варианты работы.
- Каждый сам выполняет предмет быта.
- По этапам: первый ученик рисует форму предмета, второй расписывает.
- Практическая работа.
Звучит фоновая музыка.
- Оформление макета избы.
С чего начнем оформление интерьера?
Мебель.
Каждая группа размещает свою работу в макете.
5. Итог работы.
Посмотрите, как вы оформили интерьер.
Ребята, а мы можем использовать элементы этого старинного декора в оформлении современного интерьера?
Какие предметы вы можете взять или у вас уже есть дома?
Сегодня наш урок, я думаю, вам помог лучше узнать традиции нашего народа обустройства своего быта.
И при оформлении интерьера своего дома будете обращаться к вековым традициям своей Родины.
Спасибо за работу.