Программа элективного курса "Мое здоровье в моих руках"

Разделы:


Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.

Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

Элективный курс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

Основная цель элективного курса – воспитание у подростков:

1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.

2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.

Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:

  • расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
  • обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
  • способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Рекомендуемые формы организации занятий:

  • cоставление проектов по темам исследований;
  • проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
  • умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
  • оформление и защита исследовательских работ учащихся;
  • проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.

Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу

  • “Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;
  • “Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам”;
  • “Стресс и его воздействие на организм подростка”;
  • “Влияние шума на детский организм”;
  • “Влияние компьютеров на здоровье человека”;
  • “Как противостоять давлению среды”;
  • “Что значит быть счастливым?”;
  • “Наркотики, алкоголь и сигареты”; “Я в этом мире”.

Выполнив программу элективного курса “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  • мотивы здорового образа жизни;
  • отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;
  • пути формирования здорового образа жизни.

Школьники будут уметь:

  • оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
  • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Школьники будут применять:

  • полученные знания на практике;
  • полученные знания для осознанного выбора профессии.

 Содержание программы элективного курса

1. Введение.

“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.

2. Вредные привычки, их профилактика.

2.1 Алкоголизм.

2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”.

2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.

2.2. Курение.

2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.

2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”.

2.3. Наркомания.

2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.

2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.

2.4. Токсикомания.

2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.

3. Простудные заболевания.

3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.

4. Стресс.

4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа над проектом по теме раздела”.

5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования”.

5.2. Встреча с врачами по проблеме.

5.3. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.

5.4. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.

6. Первая медицинская помощь.

6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса”.

7. Обобщение: “За здоровый образ жизни”.

Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.

Тематическое планирование элективного курса

№ п/п Тема занятий Количество часов
1 Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка. 1
2 Вредные привычки, профилактика. 7
2.1 Алкоголизм 2
2.1.1 Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм. 1
2.1.2 Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки. 1
2.2 Курение 2
2.2.1 Состав компонентов табачного дыма.

Влияние сигарет на организм подростка.

1
2.2.2 Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм. 1
2.3 Наркомания 2
2.3.1 Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия. 1
2.3.2 Наркотическая зависимость, пути решения проблем. 1
2.4 Токсикомания и подросток 1
2.4.1 Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.

Последствия токсикомании на организм подростка.

1
3 Простудные заболевания. 1
3.1 Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций. 1
4 Стресс. 1
4.1 Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. 1
5 Заболевания подростков, передающиеся половым путём. 4
5.1 Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.

Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском крае.

1
5.2 Встреча с врачами (конференция) 1
5.3 “Болезни поведения” подростков.

Профилактика болезней поведения подростков.

1
5.4 Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. 1
6 Первая медицинская помощь. 1
6.1 Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.) 1
7 Обобщение “Мое здоровье в моих руках”

Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и.т.д.

2

Литература:

(для учителя)

  1. Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
  2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
  3. Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –
  4. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
  5. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
  6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
  7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.

Литература:

(для детей)

  1. Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
  2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
  3. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
  4. Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.
  5. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
  6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.