Урок по географии России "Население и хозяйство" по теме "Экологические проблемы энергетики Нижегородской области". 9-й класс

Разделы:

Класс: 9


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одним из средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, заинтересованности и активизации деятельности учеников на уроках географии служат ролевые игры. В игре открываются разнообразные воспитательные возможности, развивают у школьников воображение и мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, стимулирует познавательную активность учащихся. В процессе игры ученик стремится сам к преодолению трудностей, ставит задачи и решает их сам, воспитание переходит в самовоспитание.

В процессе ведения игры важно определить роль ведущего, а главное не ошибиться в выборе ведущего, т.к. успех проведения игры на 99 % зависит от активности руководителя. В большинстве ситуаций отдельные “ игроки” не могут достичь с своих целей, действуя в одиночку, игра объединяет усилия игроков для достижения значимых целей.

Предполагая работу, на положительный результат, необходимо данную игру проводить в наиболее подготовленном классе, где учащиеся склонны к исследовательской деятельности, учитель помогает учащимся подобрать дополнительный материал по теме, чтобы боле глубже подойти к проблемам.

Деловая игра помогает учащимся определиться в будущей своей профессии, юный исследователь показывает высокую степень самостоятельности в вопросах выдвижения и проверки гипотезы. Ученик не только ставит перед собой задачи, но и формирует поиск, анализирует и обрабатывает информацию, применяя эмпирические, математические методы исследования, навыки измерений и обработки данных. Здесь убедительно демонстрируются установление межпредметных связей, а также эффективность данного установления в вопросе комплексного изучения конкретного объекта, применение учащимися школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. “Основы страноведения”. Я.Г. Машбиц. Москва “Просвещение”. 1999.
  2. “География России. Хозяйство и географические районы.”9 класс. Под редакцией А.И.Алексеева. Дрофа. Москва. 2006.
  3. “Нижегородская область”. Кит Сандерс. Путеводитель, первое издание.
  4. “Справочник школьника. География”. Филологическое общество “Слово’. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова ТКО “АСТ” Компания“. Москва 1996.
  5. “География Нижегородской области. ”Учебное пособие. Нижний Новгород. Волго-Вятское книжное издательство. 1991.
  6. “Методика и технология обучения географии в школе“. И.В. Душина. Учебное пособие. АСТ. Астрель. Москва. 2002.
  7. “Методическое пособие по экономической и социальной географии”. 9 класс. Под редакцией А.В.Даринского.
  8. “Логика неудачи”. Дёрнер Д. – М.: Смысл,1997.

ЦЕЛИ.

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Формирование у учащихся знаний о проблемах природопользования и энергетики.
  2. Активизация ранее имеющихся знаний о традиционной энергетике, её место в промышленном хозяйстве и энергоресурсах.
  3. Формирование представлений об альтернативной энергетике, как ресурсосберегающей технологии использования неисчерпаемых природных энергоресурсов.

II. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. Выявить уровень подготовленности участников, их способность не только к усвоению знаний, но и генерированию новых .
  2. Отстаивать свою точку зрения с помощью научной аргументации.

III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Привитие навыков коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов при сохранении принципиальной позиции.

НАГЛЯДНОСТЬ: атласы Нижегородской области, план местности, схемы, демонстрационные карточки, статистический материал.

ТИП УРОКА: /нетрадиционный/ деловая ролевая игра.

ПЛАН УРОКА:

  1. 1. Организация начала урока.
    2. Постановка образовательных, развивающих и воспитательных задач.

  2. 1. Проверка домашнего задания, направленного на повторение опорных знаний (понятий), умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной).
    2. Деловая ролевая игра.

  3. 1. Подведение итогов.
    2. Проверка результатов учебной работы.

  4. 1. Рефлексия.
    2. Задание на дом.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Характер размещения участников в классе: амфитеатр, в центре – руководитель , авторы проекта.
  2. Временные границы проведения уроков – игры : 2 академических часа.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА.

УЧИТЕЛЬ. Цель нашего урока – осознать причины, следствия, пути решения экологических проблем в различных видах энергетики и определим на уроке их положительные и отрицательные моменты. Оценим возможности традиционной и альтернативной энергетики. Составим простейший прогноз использования различных видов альтернативной энергетики. Каждому предоставляется возможность отстаивать точку зрения с помощью научной аргументации.

Человеческая деятельность приобрела в настоящее время характер фактов глобальных изменений окружающей среды. Основой развития любого региона или отрасли экономики является ЭНЕРГЕТИКА .

ВОПРОСЫ:

  1. Определите роль и значение энергетики. Составьте логическую схему структуры энергетики с помощью стрелок.
  2. Какие существуют экологические проблемы энергетики. Впишите в таблицу отрицательные черты энергетики, влияющие на окружающую среду на локальном и глобальном уровнях.

ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу (ученик у доски ).

Роль и значение энергетики.

традиционная энергетика /плюсы/   нетрадиционная энергетика /плюсы/
  1. ТЭС – обеспечивает централизованную подачу тепла на предприятия, в жилые дома в виде пара и горячей воды.
  2. ГЭС – экономия тепла.
  3. АЭС – Экономия топлива, разгружают транспорт.
  1. Ветряк – экологически чисты.
  2. Солнечная энергия – неисчерпаема, тепло в квартиры.
  3. энергия приливов – чёткое суточное колебание с точностью до минут.
  4. Геотермальная энергия – электроэнергия.
  5. Биомассы – биогаз.

ЭВРИКА! В Японии построена самая большая в мире АЭС “ФУКУСИМА” мощностью в 8 млн. квт, на ней 10 энергоблоков. К 2010 году Япония намерена удвоить производство атомной энергии. Какова реальность и надёжность защитной системы?

ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу (ученик у доски).

Экологические проблемы энергетики.

минусы   минусы
  1. ТЭС – выбросы диоксида углерода , парниковый эффект.
  2. ТЭС и ГЭС – тепловые и шумовые электромагнитные загрязнители.
  3. АЭС – радионуклиды – нежелательные геофизические процессы (увеличение электропроводимости приземных слоёв атмосферы).
  1. Солнечная – обладает малой плотностью, луч рассеян.
  2. Ветряк – большие потери, сложность создания установок.
  3. Геотермальная – не всегда её можно получить.
Экономические и технические возможности их ограничены и поэтому они пока занимают скромное место.

ВОПРОС. Как вы думаете? В третьем тысячелетие перевес в чью сторону: АЭС или нетрадиционным источникам энергии? (однозначного ответа нет, но без энергии человечество жить не может).

ДЕЛОВАЯ ИГРА.

УЧИТЕЛЬ. Вам будет предложен проект новой атомной станции, которую можно построить в Нижегородской области, недалеко от районного города Красные Баки. Это деловая ролевая игра, где учащиеся и гости нашего урока получают свою роль в игре. После выступления авторов проекта, вам необходимо мысленно сформулировать позиции по данному предложению. Нужно по очереди как бы переселиться в мир ощущений каждого из наших коллег и взглянуть на проблему его глазами, стараясь найти с его позиций рациональное решение.

Лиха беда – начало! Как трудно порой начать новое дело, но ещё сложнее, наверное, довести начатое дело до конца. А ведь многие дела обречены на неудачу. Только потому, что создавались в неудачный момент времени.

Сегодня тема нашего урока самая актуальная, нужно прийти к согласию. При этом, если вы сможете сделать мостик между вашим первым “Я” и вашим вторым “Я” как результат переселения в вашего коллегу, вы уже сделали первый шаг к компромиссу, таких компромиссов нужно сделать столько, сколько у участников этого делового совещания присутствуют.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ:

  1. Ведущий – организует ход игры.
  2. Идейный секретарь – ведёт запись ценных идей, отмечает и оценивает участников.
  3. Авторы проекта – зачитывают свой проект.
  4. Группа экспертов – институты : экологи, географы, биологи.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Закрепление материала учебного плана “ природопользования”.
  2. Имитация облегчённой процедуры эколого – географической экспертизы хозяйственного проекта – строительства АЭС.
  3. Использование метода интуитивного прогнозирования (мозговая атака).
  4. Выявить уровень подготовленности участников, их способность не только к усвоению знаний, но и к генерированию новых .
  5. Привитие навыка коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов при сохранении принципиальной позиции.

СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ:

  1. За активность и число выступлений.
  2. За оригинальность предложений.
  3. За чёткий, краткий ответ.
  4. За умение работать в содружестве.

УЧИТЕЛЬ. Оцените свои шансы участвовать такого рода деятельности. Задача каждого – выдвигать идеи, а также развивать идеи, которые выдвигаются вашими коллегами. Надеюсь, вы уже настроились на предстоящую совместную творческую деятельность. Инициатива в руках ведущего руководителя нашей игры. Думаю, что решения свои присутствующие будут выдавать, исходя из обыкновенного здравого смысла, и может, даже имеющейся у вас информации и опыта.

Краткие варианты мотивов заносятся в таблицу секретарём, эксперты дают свою оценку и аргументируют свои позиции.

ВЕДУЩИЙ – РУКОВОДИТЕЛЬ. (представляется сам и участников игры).

Мы все находимся в боевой творческой форме. Сейчас я приглашаю авторов проекта, определим тематику, уточним детали: время и стиль работы; порядок проведения и основные обязанности.

Чтобы обсуждение получилось объективным, мы пригласили также учёных, врачей, экологов, представителей оргпрогноз управления, общественные организации (жителей г. Красные Баки). Все представители экспертной группы имеют право задавать вопросы. Предложения свои могут вносить только научные организации и органы управления.

ПЛАН ВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ:

  1. Заслушать доклад: авторский проект “Строительство АЭС”.
  2. Обсуждение проекта (вопросы по содержанию проекта).
  3. Защита проекта (ответы на вопросы присутствующих).
  4. Голосование.
  5. Выступления участников.
  6. Голосование: проводит руководитель экспертной группы путём простых ответов.

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.

Вывешивается карта Нижегородской области, где разворачивается деловая игра, с указанными районами деятельности, также план населённого пункта Красные Баки с перечнем предприятий действующих и которые надо построить.

Авторами проекта моделируется 10- летний срок строительства АЭС. Предприятие характеризуется параметрами – потребность в земле, воде, трудовых ресурсах. Для наибольшей ясности цели строительства приводятся данные в табличной форме: смета стоимости строительства, стоимости применения автотехнических средств, строительства магистралей для подвоза, возможные затраты убыточные и причины изменений.

Следующим этапом заседания заслушаем специалистов, заинтересованных в :

    1. снижении потребления топлива и соответственно добычи;
    2. уменьшении отходов, выбросов в атмосферу и минимальный показатель радиационного фона;
    3. покрытие пиковых нагрузок в энергосистемах;
    4. характере занятости населения.

Авторы гипотетического проекта отвечают на вопросы экологов, врачей, биологов, географов, экономистов, администрации города. Каждый из участников должен чётко сформулировать свой вопрос, излагая задачу. Вопросы участники подготовили заранее в виде домашнего задания, излагаются устно, на плакатах, в таблицах и др.

Игра продолжается с серии переговоров между местными жителями (администрацией, с представителями общественности г. Красные Баки), решается вопрос об эффективности строительства этого предприятия, выборе площадки, рассчитывается бюджет, сумма кредита для вложения в строительство предприятия, занятость населения , зарплата и т.д.

Не исключается конфликтная ситуация. При этом обязательно напоминать правила диспута: уметь слушать выступающего, но и уметь “ подчинять” выслушать себя.

ЗАДАНИЕ: каждому участнику заседания даётся оценочный лист с различными цветными полосками, на которых они указывают ценность данного проекта по некоторым аспектам. Например, (по пятибалльной системе)

    1. красная – отрицательное отношение “ 1балл”
    2. жёлтая - не уверен “ 3 балла”
    3. зелёная - положительное отношение “ 5 баллов”

ГОЛОСОВАНИЕ.

ЗА – в области резкий дефицит электроэнергии, АЭС является экологически чистой, планируется строительство в относительно малозаселённой части области, отсутствие выбросов углекислого газа исключает парниковый эффект

ПРОТИВ – АЭС является источником радиоактивного загрязнения, район – уникальный уголок природы.

НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ – неизвестно, как АЭС будет влиять на окружающую среду, каковы долгосрочные последствия воздействия на население, каковы дополнительные затраты на повышение надёжности.

По окончании дебатов проводится заключительный этап, который считается выполненным в том случае, если достигнуто широкое согласие по проекту.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

УЧИТЕЛЬ. Вернёмся к опорной схеме, где выстраивали логическую схему отрасли промышленности, определяли положительные и отрицательные особенности энергетики. Суммируя все данные, мы можем сделать вывод, что войдя в третье тысячелетие, многие верят в возможность проявления коллективного разума для сохранения человечества на Земле. Однако, чтобы выжить, человечеству необходимо изменить общую стратегию жизни, элементы стратегии:

    1. энергосбережение;
    2. ресурсосбережение;
    3. уменьшение загрязнения окружающей среды;
    4. регулирование численности населения;
    5. отказ от потребительского подхода.

СЕКРЕТАРЬ. Предлагаю определить успешность работы экспертной группы.

УЧИТЕЛЬ. Предлагаю всем учащимся оценить свою работу на уроке (на альбомном листе, по пятибалльной системе, каждый участник игры, имея порядковый номер в классном журнале, выставляет себе оценку на плоскости графического изображения).

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Собрать информационный материал из газет, журналов и др. источников, о проблемах энергетики Нижегородской области, а также любого уголка нашей планеты.