Публичный доклад "Читать или не читать?"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Классное руководство, Работа с родителями


Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные противодействия ей, поскольку чтение играет важную роль для развития любой страны.

Деградация общества, снижение культурного уровня населения, неспособность понять и принять не только другие культуры, но и незнакомые области собственной культуры - проблема современной России.

Для решения этой проблемы разработана Национальная программа поддержки и развития чтения, целью которой является повышение культурной и читательской компетентности членов общества, поддержка и развитие чтения. В программе определены важнейшие целевые индикаторы и результаты. Рост читательской активности населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамическом обществе переходного типа.

Сегодня в российском обществе снижается статус чтения:

  • Доля читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% 2005 году.
  • Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы 1 книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила всего 63%.
  • Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям 80% семей, то сегодня только в 7%.
  • Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах - лидерах этот показатель не превышает 1%. Абитуриент факультета журналистики сделал во вступительном сочинении 129 ошибок.
  • В Санкт-Петербурге и Ленинградской области во время весеннего набора 2006 года выявлено 186 юношей, абсолютно не умеющих читать, из числа которых 36 петербуржцев.
  • Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения - выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
  • Ухудшается владение родным языком, родная речь становится все более примитивной, идет засилье англоязычных слов.
  • Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы.
  • Функциональная неграмотность, с которой Запад столкнулся раньше, чем Россия, причислена к одному из факторов риска современной цивилизации.
  • Физиологами установлено, что у нечитающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется, “заболевает”. Заболевание мозга перекидывается прежде всего в нравственную сферу.
  • Многие дети, как и будущие солдаты, дожив до 18 лет, не познали исходящей от книги радости сопереживания за других людей, радости открытия в другом самого себя, а в себе - другого. Ведь нечитающих, ущербных душой солдат, как и школьников, в ком не выработаны навыки самостоятельной мысли, формируемые в процессе чтения, легче вовлечь в дедовщину, в те или иные преступные группировки, легче натравить на людей иного цвета кожи, спровоцировать их на деструктивное поведение
  • Как говорил Ф. Тютчев “Всякое послабление умственной жизни общества неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов”.
  • Именно чтение, более чем другое, дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с этим - от душевной черствости, ксенофобии, от интеллектуального оскудения. Неслучайно говорят, что борьба с террором и коррупцией должна начаться с чтения ребенка. Ведь беда не в том, что ребенок доживший до семи лет, не знает строк А. Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишьями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, он не прожил жизни героев книг.
  • Приходится только сожалеть, что “богатого содержания” не узнали наши дети в свое время, когда душа ребенка особенно восприимчива. В силу особого свойства мозга малышей, называемого в психологии импринтингом - впечатыванием в мозг ранних, положительными впечатлений, идущих не только от печатных строк, но и от родного голоса матери, остающихся в памяти до конца жизни, влияние чтения на маленького ребенка сильнее, чем на подростка или взрослого.

Мнение большинства учащихся можно выразить словами старшеклассника: “Я не читаю книг, во-первых, потому что они навязывают свое мнение. Во-вторых, авторы искажают действительность, придумывая то, чего не существует. А в-третьих, мне интересней получать информацию из других источников. Я активный человек, сидеть и читать не для меня. Я жалею тех, кто читает. Они вредят своему здоровью. Вот почему я не читаю книг”. Можно было бы и оправдать рассуждение мальчика юношеским максимализмом, неопытностью, и не воспринимать его всерьез, если бы не подтверждали его некоторые деятели от науки. “Запомните: ребенок тоже человек, и у него есть права, в том числе и право на выбор. Вокруг идет жизнь. Не нужно превращать книгу в фетиш. Книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников теперь много: кино, телевидение, компьютер, музыка, учитель, друг, - и все они равноправны”.

Известный французский писатель Даниэль Пеннак в своем романе “Как роман” прямо сказал “Ребенок имеет право не читать”.

Да, ребенок имеет право не читать, как и читать. Но тогда он стоит перед выбором, более важным - выбором собственной жизненной судьбы. Кем и каким ему быть. Быть ли уважаемым членом общества, двигающим прогресс, или довольствоваться “гнусно-эгоистическими” наклонностями. Подниматься до высот культуры или погрязнуть в потребительстве. Быть созидателем человеческих ценностей или разрушителем их. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не предвидит его последствий. Если мы не сумеем негативные идеалы молодежи превратить в позитивные, Россию ждет печальное будущее. И здесь мы опять выходим на чтение как на спасательный круг для отдельного человека и страны в целом. Применительно для России о последствиях права не читать хорошо сказал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов: “С населением, которое вообще не читает, наша страна окажется неспособной к динамическому развитию и самоосмыслению, и мы не сможем ответить на глобальные вызовы современного мира”.