Пояснительная записка
В XXI веке из Интернета можно скачать готовый реферат практически на любую тему, а текст курсовой и дипломной работы можно купить. И все же у большинства людей есть ясное понимание того, к чему ведут списывание и подмена самостоятельной работы чужой.
В области профессионального обучения это сродни интеллектуальному и духовному самоубийству: человек не развивается, не формируется как личность; из вуза или колледжа выходит «серый» специалист, затем воспитывающий себе подобных.
Ни одна форма организации обучения так
личностно не ориентирована, как
учебно-исследовательская деятельность. Она
индивидуализирована, персонифицирована.
Рефераты, учебно-исследовательские работы,
курсовые и дипломные работы – мощное средство
развития и саморазвития личности обучающегося,
его самостоятельности и моральной
ответственности за судьбу отрасли, в которой
придется работать. Профильное обучение в
общеобразовательной школе базируется на
учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Рефераты, научно-исследовательские работы пишутся старшеклассниками и студентами по всем дисциплинам. Объективную трудность вызывает процесс выполнения исследовательской работы, оформление результатов и их анализ, формулировка выводов.
Требований к написанию и оформлению работ много. Чтобы их не нарушать, надо владеть приемами работы, иметь образцы выполнения.
Элективный курс «Мой первый научный труд» рассчитан на получение учащимися новых надпредметных знаний и умений.
Цель элективного курса: развить у учащихся исследовательские умения и навыки.
Предлагаемый элективный курс «Мой первый научный труд» решает следующие задачи:
- сформировать представление о научных явлениях, о научной логике, о формах и методах научной аргументации;
- обучить учащихся основам научных методов, единых для большинства наук, планированию исследования (эксперимента) и обработке результатов;
- сформировать представление о различных видах научных письменных работ, научить учащихся самостоятельно оформить такую работу;
- помочь сформировать у будущего студента, а затем специалиста, такие качества личности как способность анализировать проблемы, выдвигать разнообразные гипотезы и строить модели их решения, выбирать наиболее рациональные, а также критически мыслить.
Элективный курс для старшеклассников «Мой первый научный труд» способствует подготовке будущих специалистов для продуктивной профессиональной деятельности, которая на этапе обучения находит отражение в выпускных (дипломных) работах.
Учебный курс по выбору для учащихся 8–9-х классов рассчитан на 20 часов. Из них 8 часов – теория, 9 часов – практика, 3 часа – самостоятельная внеаудиторная работа.
Содержание курса качественно отличается от базовых знаний предметных областей. Курс является интегрированным, т.к. предполагает использование элементов предмета «Информационные технологии», совместить свою познавательную деятельность в выбранной им предметной области оформительской деятельностью на персональном компьютере.
Теоретическая часть программы включает следующие вопросы: особенности научного познания и его роль в современной цивилизации, требования к написанию учебно-исследовательского проекта, проектирование исследования, технология постановки эксперимента, сбор, обработка экспериментальных данных и формулировка выводов, структура и оформление учебно-исследовательской работы, реферата.
К практической базе данного элективного курса относятся знания об основных операциях текстового экранного редактора и общих принципах оформления научных работ, о приемах поиска нужного материала посредством Интернет и умения выполнять операции по оформлению многостраничного документа в текстовом редакторе WORD с внедрением объектов WORD и других программных приложений, а также оформление своей работы в виде многослайдовой структурированной презентации на ПК в программе PowerPoint.
Навыки использования информационных технологий предполагают умение работать с готовыми программными средствами.
Методы работы: лекционно-семинарский, проблемный, иллюстративно-наглядный.
Формы работы: практическая, самостоятельная работа, эксперимент, теоретическое исследование.
Результатами данной программы будут:
1. Новые дополнительные знания вне
школьной программы.
2.Развитие у старшеклассников
исследовательских умений.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- знать отличия научных явлений от ненаучных;
- иметь представление о видах и типах учебных исследований;
- знать теорию и оснащение эксперимента;
- знать структуру печатной работы;
- знать правила оформления научных печатных работ;
- уметь выявить противоречия в процессах и явлениях, выдвигать гипотезы;
- уметь осуществить сбор и анализ экспериментальных данных;
- уметь формулировать выводы по результатам исследований;
- уметь осуществлять сбор информации из различных источников, в том числе из Интернета;
- уметь применить знания возможностей ТЭР при оформлении научных печатных работ (оформление формул с использованием встроенного редактора, оформление сносок; автоматическое построение многоуровневого оглавления, использование стилей при форматировании документа)
- уметь внедрять в текстовый документ объекты из других приложений (EXCEL, PAINT и др.)
- уметь подготовить свою работу к представлению, защите в виде презентации.
Содержание тем элективного курса
1. Научное познание (1 час)
Особенности научного познания и его роль в
современной цивилизации. Фундаментальные и
прикладные науки. Отрасли научного знания.
Научное и обыденное познание. Структура
эмпирического исследования. Структура
теоретического исследования.
Форма занятия – лекция.
2. С чего начать работу? Подготовительный этап (2 часа)
Общие требования к написанию рефератов,
учебно-исследовательских работ, курсовых
и дипломных проектов. Виды и типы
исследований. Рекомендации по выбору тем и
их формулированию. Организация
исследования.
Форма занятий – лекции.
3. Работа с научной литературой (1 час)
Информационное обеспечение исследования.
Конспектирование источников. Методы обработки
содержания научных текстов.
Форма занятия – семинар.
4. Проектирование исследования (2 часа)
Предварительная разработка научного аппарата:
стратегии и тактики исследования.
Оценочные действия.
Семинар. Проектирование стратегии и
тактики исследования.
Форма занятий – лекция и семинар.
5. Структура и написание реферата, учебно-исследовательской работы (1 час)
Требования к структуре и содержанию реферата,
учебно-исследовательской работы. Введение.
Теоретическая часть. Практическая часть.
Результаты исследования и их обсуждение.
Выводы. Заключение. Приложения. Требования к
оформлению работы.
Форма занятия – лекция.
6. Эксперимент в исследовании (5 часов)
Основные компоненты эксперимента.
Типология экспериментов. Подготовка,
проведение и описание эксперимента.
Семинар. Подготовка, проведение и описание
эксперимента.
Форма занятий – лекция, семинар,
самостоятельная работа.
7. Поиск информации в Интернет (2 часа)
Практическая работа. Поиск информации в
Интернет.
Самостоятельная работа.
8. Использование и оформление различных объектов в печатной научной работе (2 часа)
Практическая работа. Внедрение в текстовый документ объектов из других приложений (таблицы, диаграммы Excel; графические объекты); вставка и оформление сносок. Использование различных стилей при форматировании документа. Автоматическое создание многоуровневого оглавления.
9. Оформление собственной печатной работы (1 час)
Практическая работа. Оформление формул в печатной научной работе с использованием редактора формул; титульный лист.
10. Создание презентации (1 час)
Практическая работа. Презентация: объекты презентации, слайды. Анимация в презентации Создание презентации с анимацией.
16. Объекты навигации. Сбор слайдов (1 час)
Практическая работа. Объекты навигации. Сбор слайдов.
17. Оформление собственной презентации (1 час)
Практическая работа. Оформление собственной презентации.
Учебно-методическое обеспечение
- Методические рекомендации по написанию и оформлению учебно-исследовательских работ, рефератов (для учащихся).
- Лабораторное оборудование для проведения экспериментов.
- Компьютеры и их программное обеспечение.
- ТСО (видео, кодоскоп).
- Таблицы, справочники.
Контроль уровня достижений
Темы № 1–2 – Тестовый контроль.
Темы № 3–4 – Участие в семинаре,
подготовка сообщения.
Тема № 5 – Составление структуры
учебно-исследовательской работы по
методическим рекомендациям.
Тема № 6 – Оформление результатов опытов, выводы.
Тема № 8 – Оформление титульного листа.
Темы № 9–12 – Оформление презентации
работы.
Литература для учителя:
- Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. М., Питер, 2004 г. 176 стр.
- Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. М., 1996 г., 129 стр.
- Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М., Педагогическое общество России. 2004 г., 109 стр.
- Ситникова О.Ф. Написание и оформление учебно-исследовательской работы: методические рекомендации. Екатеринбург, 1998 г., 21 стр.
- Естественно-научные проекты. 10 – 11 классы (Физика, география, экология, химия) / сост. Демидова М.Ю. – М. Школьная пресса. 2005., 80 с.
Литература для учащихся:
- Викулова Н.П. Учителю и ученику о реферате. Методическая разработка. Екатеринбург, 1997 г., 25 стр.
- Правила оформления исследовательской работы по экологии. Методическое пособие/Экосистема; сост. Магазов О.А., Магазова Л.Н., М., 1996 г., 17 стр.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов |
Лекции | Практические работы |
Семинары | Самост. работы |
1. | Научное познание | 1 | 1 | |||
2. | С чего начать? Подготовительный этап | 2 | 2 | |||
3. | Работа с научной литературой | 1 | 1 | |||
4. | Проектирование исследования | 2 | 1 | 1 | ||
5. | Структура и написание реферата, учебно-исследовательской работы | 1 | 1 | |||
6. | Эксперимент в исследовании | 5 | 0,5 | 2 | 0,5 | 2 |
7. | Поиск информации через Интернет | 2 | 1 | 1 | ||
8. | Использование и оформление различных объектов в печатной работе. Титульный лист | 2 | 2 | |||
9. | Оформление собственной печатной работы | 1 | 1 | |||
10. | Создание презентации | 1 | 1 | |||
11. | Объекты навигации. Сбор слайдов. | 1 | 1 | |||
12. | Оформление собственной презентации | 1 | 1 | |||
13. | Итого | 20 | 5,5 | 9 | 2,5 | 3 |