Вступительное слово учителя.
- Ребята, мы познакомились с темой “Причастие”. Сегодня повторим и обобщим все изученное о причастии на основе поэтических и прозаических произведений С.Есенина, И.Бунина, К.Паустовского. Мы убедимся, что эти авторы довольно часто пользуются причастиями.
Чтение эпиграфа и анализ.
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Ученик читает эпиграф)
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
С. Есенин
- О чем говорят эти строки?
- Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты – малиновое поле; синь, упавшая в реку; озерную тоску)
- Что это за части речи? (Прилагательное, причастие)
Слово учителя.
- Да, С.Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор.
Сообщение ученика.
- Творчество С.Есенина, И.Бунина и К.Паустовского объединяет глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Они умеют подмечать неуловимое в природе, тонко различают цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это – мастера живого слова.
Фронтальный опрос по теме “Причастие”.
- А теперь мы с вами вспомним о причастии. Что называется причастием? (Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?)
- Назовите морфологические признаки причастия. (Бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по родам, числам, падежам, в предложении является определением.)
- С какими орфограммами мы познакомились? (“Суффиксы -ущ(-ющ), -ащ(-ящ), -ом(-ем), -им”, “одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных”, “не с причастиями”). -Что называют причастным оборотом? (Причастие с зависимым словом). Каково место причастного оборота в предложении?
- Какова роль причастий и причастных оборотов в речи? (Употребление их обогащает речь, делает ее более яркой, образной, выразительной. Является экономным способом выражения мысли.)
В это время два ученика выполняют задание на доске индивидуально:
1-й ученик выполняет синтаксический разбор и задание: расставить знаки препинания, вставить орфограммы: Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей, густой зеленью. (И.Бунин)
2-й ученик выполняет морфологический разбор причастия “возвышавшийся”, затем разбор по составу.
Задание классу.
Подобрать синонимы (1-й вариант) и антонимы (2-й вариант) к прилагательным из предложения. Затем – опрос:
- Чем прилагательные отличаются от причастия? (Прилагательные обозначают постоянный признак, причастия – непостоянный признак, признак по действию.)
- В чем сходство? (Отвечают на вопрос какой? являются определением, изменяются по родам, числам, падежам. Оба делают речь образной, выразительной, яркой.)
Индивидуальное задание:
1-й ученик выполняет задание на доске: просклонять словосочетание “бушующая водная стихия” и выделить окончания.
2-й ученик выполняет задание: подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Выделить корни и суффиксы.
Синий горизонт, желтая кувшинка, колючий еж, шумный поток, редкий лес, темный дол, горячее пламя, спелая ягода.
Выборочный диктант. 1 ученик у доски.
Задание: выписать причастия и причастные обороты вместе с определяемым словом. Графически объяснить запятые. Отметить определяемые слова. Текст читается 1-й раз:
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос. (К.Паустовский)
- Какая картина представляется вам? Текст читается 2-й раз. Учащиеся выписывают.
Индивидуальное задание.
Ученик выполняет на доске задание: заменить в предложении один из глаголов причастием.
Солнце, которое еще не вошло в силу, греет бережно и ласково. Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.
Затем следует проверка работавших у доски.
Вывод учителя.
- Сравнивая предложения, можно еще раз отметить, что употребление причастий делает речь более выразительной и является средством экономии. Но, несмотря на достоинства, причастия, по словам А.Пушкина, избегаются в разговоре. А в письменной, литературно-художественной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы.
Задание классу.
Ребята работают с раздаточным материалом. Сравнение текстов с причастиями и без причастий.
- Перед вами раздаточные листы с отрывком из рассказа К.Паустовского. Но он неполный: вместо причастных оборотов... Восполнить текст своими примерами.
Любишь каждую травинку..., каждое деревцо над озером..., каждый крик петуха и каждое облако... .
2 ученика зачитывают получившийся текст. Затем читает учитель текст К.Паустовского.
- А теперь послушайте текст мастера слова К.Паустовского с авторскими причастиями:
Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.
Словарная работа:
Этюд.
1. Эскиз.
2. Небольшое произведение художественной литературы.
3. Небольшое музыкальное произведение.
Проверка домашнего задания. Чтение строк из стихотворений С.Есенина, в которых есть причастия или причастные обороты.
Групповое задание.
Группа ребят из 5-6 человек работает с иллюстрациями, изображающими пейзаж. Ребята записывают составленные предложения в тетрадь.
Вывод учителя после проверки дом. задания:
- Читая строки С.Есенина, еще раз убеждаемся в том, что это – мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово.
Затем ученики под диктовку своих товарищей, работавших с иллюстрациями, записывают получившиеся предложения.
Домашнее задание.
1. Написать сочинение-этюд об уголке природы с использованием причастий и причастных оборотов.
2. Составить кроссворд на тему “Причастие” (для желающих).
Итоги урока. Оценки.