Операционное описание технологического процесса подготовки и проведения Дня библиографии в школьной библиотеке:
- Подготовительный этап.
- Составление плана проведения Дня библиографии.
- Подборка и создание наглядного материала.
- Проведение Дня библиографии.
- Подведение итогов.
- Создание отчета о проведении Дня библиографии.
1. Подготовительный этап.
- Выбор темы (если тематический).
- Определение читательской аудитории: возраст, класс.
- Просмотр справочно-библиографического аппарата библиотеки.
- Изучение информационных и библиографических изданий.
- Отбор литературы.
- Составление рабочего списка отобранных документальных источников.
- Изучение отобранных источников.
- Определение даты проведения.
- Создание текста объявления о проведении Дня библиографии.
- Рекламирование Дня библиографии: информация по школьному радио, плакат (приложение).
2. Составление плана проведения Дня библиографии.
- Определение основной и сопутствующей цели.
- Определение задач.
- Установление путей достижения цели.
- Определение объема знаний, умений, навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе проведения Дня библиографии.
- Определение хода мероприятий, времени и места проведения.
- Определение формы и содержания мероприятий.
- Разработка текста мероприятий.
- Определение функций библиотекаря и педагога.
- Согласование плана с заместителем директора по УВР, классными руководителями задействованных классов, учителем-предметником с которым работаете в интеграции (как правило, это учитель русского языка и литературы).
3. Подборка и создание наглядного материала.
- Организация книжной выставки.
- Определение темы выставки.
- Разработка плана выставки (определение разделов, рубрик.).
- Формулировка заголовков каждого раздела.
- Подбор литературы с использованием справочно-библиографического аппарата библиотеки.
- Просмотр и отбор изданий.
- Систематизация литературы.
- Аннотирование и аналитическое описание изданий.
- Подбор цитаты, иллюстраций.
- Размещение изданий на столах, стеллажах, полках.
- Оформление наглядного библиографического материала – плакатов, альбомов, папок, указателей, библиографических списков.
- Подготовка демонстрационных разделов каталогов и картотек.
4. Проведение Дня библиографии.
5. Подведение итогов.
- Анализ проведения.
- Достижение поставленной цели.
- Профессиональная компетентность библиотекаря, владение материалом.
- Уровень организации и изучения нового материала.
- Достигнута ли цель использования демонстрационного материала (каталога, картотеки, книжной выставки, плакатов, альбомов, дисков и т.д.).
- Оценка проведенного мероприятия.
- Степень внимания и интереса аудитории.
- Дисциплина и активность учащихся.
- Глубина знаний, степень их усвоения.
- Количество выполненных практических заданий.
- Эмоциональная атмосфера в аудитории.
6. Создание отчета о проведении Дня библиографии.
- Охват читателей-учащихся школы мероприятием.
- Количество посещений и книговыдача в этот день.
- Что удалось, что нет.
- Результат.
- Созданный продукт.
- Выводы.
Методическая разработка Дня библиографии на тему «Мир библиографии открывает тайны»
Тип: универсальный.
Читательская аудитория: 5–6-й класс.
Цель: показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.
Задачи:
- более подробно познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом библиотеки и научить пользоваться им,
- познакомить читателей с новинками изданий справочного характера, научить пользоваться ими,
- вызвать интерес у учащихся к чтению книг через малые формы библиографии.
Мероприятия
№ |
Тема |
Форма проведения |
Класс |
Место прове-дения |
Время |
Ответствен-ный |
1. |
Новинки справочных изданий. |
Выставка. |
3–11-й |
ШБ |
В теч. дня |
Библиотекарь ШБ. |
2. |
Тайны библиографии. |
Урок-обзор. |
5–6-й |
ШБ |
По расписанию. |
Библиотекарь ШБ. |
3. |
Индивидуальные беседы о возможностях библиографии, как о лучшем помощнике при выборе книг. |
3–11-й |
ШБ |
В теч. дня. |
Библиотекарь ШБ. |
План урока-обзора «Тайны библиографии».
Цель: показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.
Задачи:
- Дать понятие о библиографии.
- Познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом школьной библиотеки.
- Представить новинки справочной литературы – отраслевые энциклопедии серии «Что есть что», научить пользоваться ими.
- Вызвать интерес к чтению книг.
Ход урока
1. Опрос учащихся с целью определения существующих знаний по теме занятия.
2. Изложение теоретической части нового материала:
- дать понятие о библиографии, используя выставку «Тайны библиографии»,
- рассказать о СБА библиотеки, используя демонстрационный материал (каталоги, картотеки, указатели, папки, рекомендательные списки),
- подробно познакомить с энциклопедиями, и научить пользоваться ими,
- представить новые справочные издания (например: отраслевую энциклопедическую серию «Что есть что», Словарь В.И.Даля для детей).
3. Используя игру, выполнить практические задания на закрепление нового материала.
4. Вывод.
5. Домашнее задание.
Текст библиотечно-библиографического урока-обзора на тему «Тайны библиографии».
Библиотекарь:
Дорогие ребята, я рада очередной встрече в стенах нашей библиотеки.
Цель нашего урока познакомиться с понятием «библиография», постичь её тайны и убедиться в том, то библиография является надежным помощником при выборе книг, поэтому тема нашего библиотечного урока так и называется «Тайны библиографии».
– Кто знает, что означает слово «библиография»?
– Где можно найти ответ на заданный вопрос?
Учащиеся: В толковом словаре русского языка.
Библиотекарь: Показать словарь русского языка В.И.Ожегова.
– Как находим нужное слово в словаре?
Ответ учащихся: В порядке алфавита.
Библиотекарь: Что же нам толкует словарь?
Библиография – это научное описание книг и составление их перечней, указателей.
А проще и понятней для вас можно сказать так, библиография – это рекомендательные списки литературы, указатели, памятки, каталоги, картотеки, справочные издания, то есть существует справочный аппарат библиотеки, который служит для читателей помощником при выборе книг. Давайте сейчас с каждым из них познакомимся подробней.
- Рекомендательный список литературы по «Валеологии».
- Библиографический указатель «Иркутские писатели – детям».
- Рекомендательно-информационные листы к книгам: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др.
- Библиографическая памятка «Как писать реферат».
- Картотеки: «Край в котором ты живешь», «Прочти эти книги», «Мир Байкала», «Учебные заведения города Ангарска», Систематическая Картотека Статей (CКC).
Каталоги: Алфавитный каталог (АК), Систематический каталог (СК).
Справочные издания:
- Справочники.
- Словари.
- Энциклопедии.
Подробно остановимся на суперсерии тематических энциклопедий «Что есть что».
Итак, ребята, сегодня мы познакомились с понятием «библиография» и постарались постичь её тайны.
Для того, чтобы закрепить знания, полученные на этом уроке, я предлагаю вам сорвать по лепесточку с «аленького цветочка» (а такой сказочный цветок у нас в библиотеке растет), прочитать вопрос, написанный на лепестке и ответить. Тот, кто внимательно слушал, конечно, правильно сможет ответить и получить приз.
Желающих по одному вызываем и предлагается сорвать лепесток с вопросом.
- Что такое библиография?
- Что относится к справочному аппарату библиотеки?
- Что такое каталог?
- Что такое картотека?
- Какие книги относятся к справочным изданиям?
- Как называется энциклопедическая суперсерия?
- В каком из томов серии энциклопедии «Что есть что» вы сможете найти материал о Российском флаге?
Все лепестки сорваны, на вопросы ответили.
Кто не поучаствовал в этой игре, у вас есть возможность это сделать и получить приз во время перемен.
Вывод: итак, ребята, сегодня вы познакомились с понятием «библиография», постигли её тайны и я надеюсь, смогли убедиться в том, что библиография является надёжным помощником при выборе книг.
Домашнее задание: посмотреть дома книги, выбрать из них справочную литературу: справочники, словари, энциклопедии, поставить их на отдельную полочку и обращаться к ним чаще при выполнении уроков, заданных на дом.
Ребята, желаю вам быть образованными и грамотными читателями.
Урок окончен, до новой встречи у книжных полок.
Методическая разработка Дня библиографии на тему «Валеология – наука о здоровье».
Тип: тематический.
Читательская аудитория: 1–11-й класс; педагоги.
Цель и задачи: способствовать пропаганде литературы о здоровом образе жизни, привитию навыков гигиены, углублению знаний по предмету «Валеология».
Мероприятия
№ |
Тема |
Форма проведения |
Класс |
Место проведения |
Время |
Ответственный. |
1. |
Расти здоровым |
Книжная выставка – просмотр. |
5–11-й |
ШБ |
В теч. дня. |
Библиотекарь ШБ. |
2. |
Валеология – наука о здоровье. |
Обзор-беседа. |
5 |
ШБ |
По расписанию уроков. |
Библиотекарь ШБ. |
3. |
Как стать Неболейкой |
Урок – игра-путешествие. |
3–11-й |
ШБ |
В теч. дня. |
Библиотекарь ШБ. |
4. |
«Береги платье снову, а здоровье смолоду». |
Рекомендательный список литературы. |
9–11-й |
ШБ |
|
|
5. |
Не хочу болеть. |
Рекомендательный список литературы. |
1–4-й |
ШБ |
|
|
6. |
Валеология. |
Картотека статей. |
Учителя |
ШБ |
|
|
Методическая разработка Дня библиографии на тему: «О том, что дорого и свято…». (В рамках проведения планового тематического общешкольного дня «Урок мужества»).
Тип: тематический.
Читательская аудитория: 1–11-й класс; педагоги.
Цель: способствовать пропаганде литературы о Великой отечественной войне, привитию учащимся чувства патриотизма к Родине, углублению знаний по предмету «История Отечества».
Задачи:
- Более полно раскрыть раздел фонда школьной библиотеки 63.3 История России.
- Заинтересовать читателей отраслевыми энциклопедическими изданиями, научить ими пользоваться.
- Показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.
- Познакомить со справочным аппаратом библиотеки.
- Привлечь к чтению книг о героях и подвигах Великой Отечественной.
Мероприятия
№ |
Тема |
Форма проведения |
Класс |
Место проведения |
Время |
Ответственный |
1. |
«Войны священные страницы навеки в памяти людской». |
Книжная выставка – знакомство. |
5–11-й |
ШБ |
В теч. дня. |
Библиотекарь ШБ. |
2. |
«Этот праздник со слезами на глазах». |
Выставка рисунков учащихся. |
5 |
ШБ |
По расписанию уроков. |
Библиотекарь ШБ. |
3. |
«Герои – земляки». |
Плакат. |
3–11-й |
ШБ |
В теч. дня. |
Библиотекарь ШБ. |
4. |
«Сороковые-роковые». |
Тематическая папка с подборкой материалов разработок мероприятий о В.О. войне. |
Уч-ся, кл. рук., уч-ля исто-рии |
ШБ |
В теч. дня |
Библиотекарь ШБ. |
5. |
«Образ войны и победы». |
Рекомендательный список художественной литературы о В.О. войне. |
9–11-й |
ШБ |
В теч. дня. |
Библиотекарь ШБ. |
6. |
«День Победы». |
Рекомендательная картотека статей. |
Учителя |
ШБ |
В теч. дня. |
Библиотекарь ШБ. |
7. |
«Из племени непокорённых». |
Обзор-беседа о пионерах-героях. |
4-й |
ШБ |
По расписанию уроков |
Библиотекарь ШБ, учителя нач. школы. |
В приложении к статье приведён пример плаката-рекламы проведения Дня библиографии.
Надеюсь, что описанный опыт работы поможет моим коллегам – школьным библиотекарям в проведении Дня библиографии.
Желаю успехов в творческой деятельности!