Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Органические и минеральные вещества. Нитраты"

Разделы: Химия, Биология


Цели:

  1. Показать единство состава тел живой и неживой природы.
  2. Углубить знания о закономерностях накопления и передачи веществ и энергии в пищевых цепях.
  3. Показать влияние состава пищи на жизнедеятельность организма в целом и его отдельных органов.
  4. Показать прямую зависимость состояния здоровья человека от экологического состояния окружающей среды.
  5. Углубить и закрепить понятия о минеральном питании растений, сведениях об удобрениях, составе живых организмов, раскрывающихся на основе знаний об органических и неорганических веществах.
  6. Закрепить знания символики химических элементов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Основная часть урока

Учитель биологии. На предыдущих уроках мы познакомились с разделением природы на живую и неживую, определили, какими признаками они обладают.

Одним из признаков живых организмов является процесс питания, т.е. поступление в организм питательных веществ, которые расходуются на движение, рост, развитие организма, откладываются в запас. Все питательные вещества делятся на группы.

Питательные вещества

Органические Неорганические (минеральные)
Автотрофы образуют сами Гетеротрофы получают готовые Все организмы получают с пищей или водой

Учитель химии. Органические вещества – это вещества растительного или животного происхождения.

Неорганические вещества – минеральные – это образования неживой природы. При помощи химической промышленности минеральные вещества преобразуются и становятся удобными для применения людьми. Примером могут служить переработанные нефтепродукты – бензин, металлы, лекарства, удобрения для растений.

Все тела живой и неживой природы, и мы сами образованы одними химическими элементами. Академик А.Е.Ферсман образно назвал химические элементы кирпичиками мироздания. А поэт С.Щипачев в стихотворении “Читая Менделеева” сказал:

Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.

Минеральные вещества, поступая в организм, влияют на его рост и развитие. Растения поглощают минеральные вещества, растворенные водой при помощи корня. А затем по стеблю передвигаются вол все органы растения. В почву минеральные вещества поступают из удобрений, которые вносит человек специально для того, чтобы обеспечить растение неорганическими веществами.

Для того, чтобы вспомнить, как называются и обозначаются химические элементы, предлагаю вам выполнить задание: соединить линиями химический элемент и соответствующий ему химический символ.

Название химического элемента Азот Фосфор Марганец Калий Медь Сера

 

Символ P N K S Mn Cu

Заполнив следующую таблицу, мы закрепим знания символики химических элементов и узнаем, какое влияние оказывают некоторые из них на организм растения.

Письменная работа учащихся.

Название химического элемента Химическое обозначение Произношение Порядковый номер Влияние на организм растения
Азот N Азот 7 Ускоряет рост зеленой массы
Калий K Калий 19 Влияет на деление клеток
Фосфор P Фосфор 15 Ускоряет обмен веществ
Сера S Сера 16 Улучшает процесс фотосинтеза
Марганец Mn Марганец 25 Увеличивает содержание сахара, его отток из листьев
Медь Cu Купрум 29 Усиливает рост и цветение растения

Учитель биологии.

Какие же минеральные вещества необходимы человеку и в чем они содержатся?

Соли
Соли железа
Соли кальция
Соли магния
На что влияет
 гемоглобин крови
кости, зубы, рост
работа кишечника
В чем содержится
яблоки, печень, абрикосы
молоко, рыба, овощи
курага, горох

Обратите внимание, что большую часть минеральных солей, необходимых организму, человек получает вместе с пищей от растений или животных. Эти вещества, попадая в растение через корень, накапливаются в нем и вместе с органическими веществами передаются в пищевой цепи от одного звена к другому. Попадая в организм человека или животных, они влияют на работу всего организма и отдельных органов. Но не только положительные вещества накапливаются в растении. Внося в почву много удобрений, содержащих азот, человек ускоряет рост растения, созревание плодов. Но азот накапливается в растении в виде нитратов, которые с пищей попадают в организм человека. Давайте вместе составим схему, в которой отразим, как это происходит.

Удобрения – почва – корни картофеля – клубни картофеля – человек

Таким образом, оказывая отрицательное влияние на окружающую среду (воздух, воду, почву), человек не только загрязняет их, но и оказывает отрицательное влияние на свой организм.

Предлагаю составить схему, как свинец, содержащийся в автомобильном топливе, может отравлять организм человека

Выхлопные газы автомобиля – воздух – легкие человека

Выхлопные газы автомобиля – воздух – осадки – почва – корни растения – плоды – человек

Жизнь всех живых организмов зависит от условий окружающей среды. Человеку необходимо научиться использовать природу, не нарушая в ней биологического равновесия, защищать факторы неживой природы (воздух, воду, почву) от различных загрязнений, так как в природе тела живой и неживой природы тесно взаимосвязаны.

III. Закрепление изученного материала

В заключение урока предлагаем заслушать сообщения обучающихся по изученной теме:

В начале 18 века шведский ученый У.Иерне написал о наличии в растениях таких химических элементов как свинец, медь, золото, ртуть, железо.

В 1860 году немецкие ботаники Сакс и Киоп, выращивая растения в сосудах на растворах минеральных солей, установили, что для жизнедеятельности растения кроме углерода, кислорода, водорода, необходимы еще 7 элементов: азот, фосфор, сера – неметаллы, калий, кальций, магний, железо – металлы.

Для образования 1 см плодородного слоя почвы в естественных условиях нужно 600 лет.

В состав почвы входят неорганические вещества: песок, глина, вода, минеральные соли и органические вещества: перегной, который состоит из останков животных и растений. Только перегной делает почву почвой.

Растения усваивают 50% внесенного в почву азота, остальное попадает в водоемы, грунтовые воды, почву, вызывая загрязнения.

Творческое задание. Необходимо найти начало зашифрованной пословицы и, двигаясь по часовой стрелке и пропуская одинаковое количество слогов, прочитать ее и объяснить смысл.

дет боль у вы
Прочитайте пословицу,

объясните ее смысл

у
лю ше
жай доб
бу ряй зем ро ше

Пословица: Больше землю удобряй – выше будет урожай.

IV. Домашнее задание