Цели:
- Показать единство состава тел живой и неживой природы.
- Углубить знания о закономерностях накопления и передачи веществ и энергии в пищевых цепях.
- Показать влияние состава пищи на жизнедеятельность организма в целом и его отдельных органов.
- Показать прямую зависимость состояния здоровья человека от экологического состояния окружающей среды.
- Углубить и закрепить понятия о минеральном питании растений, сведениях об удобрениях, составе живых организмов, раскрывающихся на основе знаний об органических и неорганических веществах.
- Закрепить знания символики химических элементов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Основная часть урока
Учитель биологии. На предыдущих уроках мы познакомились с разделением природы на живую и неживую, определили, какими признаками они обладают.
Одним из признаков живых организмов является процесс питания, т.е. поступление в организм питательных веществ, которые расходуются на движение, рост, развитие организма, откладываются в запас. Все питательные вещества делятся на группы.
Питательные вещества |
||
Органические | Неорганические (минеральные) | |
Автотрофы образуют сами | Гетеротрофы получают готовые | Все организмы получают с пищей или водой |
Учитель химии. Органические вещества – это вещества растительного или животного происхождения.
Неорганические вещества – минеральные – это образования неживой природы. При помощи химической промышленности минеральные вещества преобразуются и становятся удобными для применения людьми. Примером могут служить переработанные нефтепродукты – бензин, металлы, лекарства, удобрения для растений.
Все тела живой и неживой природы, и мы сами образованы одними химическими элементами. Академик А.Е.Ферсман образно назвал химические элементы кирпичиками мироздания. А поэт С.Щипачев в стихотворении “Читая Менделеева” сказал:
Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Минеральные вещества, поступая в организм, влияют на его рост и развитие. Растения поглощают минеральные вещества, растворенные водой при помощи корня. А затем по стеблю передвигаются вол все органы растения. В почву минеральные вещества поступают из удобрений, которые вносит человек специально для того, чтобы обеспечить растение неорганическими веществами.
Для того, чтобы вспомнить, как называются и обозначаются химические элементы, предлагаю вам выполнить задание: соединить линиями химический элемент и соответствующий ему химический символ.
Название химического элемента | Азот | Фосфор | Марганец | Калий | Медь | Сера |
Символ | P | N | K | S | Mn | Cu |
Заполнив следующую таблицу, мы закрепим знания символики химических элементов и узнаем, какое влияние оказывают некоторые из них на организм растения.
Письменная работа учащихся.
Название химического элемента | Химическое обозначение | Произношение | Порядковый номер | Влияние на организм растения |
Азот | N | Азот | 7 | Ускоряет рост зеленой массы |
Калий | K | Калий | 19 | Влияет на деление клеток |
Фосфор | P | Фосфор | 15 | Ускоряет обмен веществ |
Сера | S | Сера | 16 | Улучшает процесс фотосинтеза |
Марганец | Mn | Марганец | 25 | Увеличивает содержание сахара, его отток из листьев |
Медь | Cu | Купрум | 29 | Усиливает рост и цветение растения |
Учитель биологии.
Какие же минеральные вещества необходимы человеку и в чем они содержатся?
Соли Соли железа Соли кальция Соли магния |
На что влияет гемоглобин крови кости, зубы, рост работа кишечника |
В чем содержится яблоки, печень, абрикосы молоко, рыба, овощи курага, горох |
Обратите внимание, что большую часть минеральных солей, необходимых организму, человек получает вместе с пищей от растений или животных. Эти вещества, попадая в растение через корень, накапливаются в нем и вместе с органическими веществами передаются в пищевой цепи от одного звена к другому. Попадая в организм человека или животных, они влияют на работу всего организма и отдельных органов. Но не только положительные вещества накапливаются в растении. Внося в почву много удобрений, содержащих азот, человек ускоряет рост растения, созревание плодов. Но азот накапливается в растении в виде нитратов, которые с пищей попадают в организм человека. Давайте вместе составим схему, в которой отразим, как это происходит.
Удобрения – почва – корни картофеля – клубни картофеля – человек
Таким образом, оказывая отрицательное влияние на окружающую среду (воздух, воду, почву), человек не только загрязняет их, но и оказывает отрицательное влияние на свой организм.
Предлагаю составить схему, как свинец, содержащийся в автомобильном топливе, может отравлять организм человека
Выхлопные газы автомобиля – воздух – легкие человека
Выхлопные газы автомобиля – воздух – осадки – почва – корни растения – плоды – человек
Жизнь всех живых организмов зависит от условий окружающей среды. Человеку необходимо научиться использовать природу, не нарушая в ней биологического равновесия, защищать факторы неживой природы (воздух, воду, почву) от различных загрязнений, так как в природе тела живой и неживой природы тесно взаимосвязаны.
III. Закрепление изученного материала
В заключение урока предлагаем заслушать сообщения обучающихся по изученной теме:
В начале 18 века шведский ученый У.Иерне написал о наличии в растениях таких химических элементов как свинец, медь, золото, ртуть, железо.
В 1860 году немецкие ботаники Сакс и Киоп, выращивая растения в сосудах на растворах минеральных солей, установили, что для жизнедеятельности растения кроме углерода, кислорода, водорода, необходимы еще 7 элементов: азот, фосфор, сера – неметаллы, калий, кальций, магний, железо – металлы.
Для образования 1 см плодородного слоя почвы в естественных условиях нужно 600 лет.
В состав почвы входят неорганические вещества: песок, глина, вода, минеральные соли и органические вещества: перегной, который состоит из останков животных и растений. Только перегной делает почву почвой.
Растения усваивают 50% внесенного в почву азота, остальное попадает в водоемы, грунтовые воды, почву, вызывая загрязнения.
Творческое задание. Необходимо найти начало зашифрованной пословицы и, двигаясь по часовой стрелке и пропуская одинаковое количество слогов, прочитать ее и объяснить смысл.
дет | боль | у | вы | |
– | Прочитайте
пословицу, объясните ее смысл |
у | ||
лю | ше | |||
жай | доб | |||
бу | ряй | зем | ро | ше |
Пословица: Больше землю удобряй – выше будет урожай.
IV. Домашнее задание