Человеческая культура возникла
и развивается в игре, как игра.
Й. Хейзинга
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Учебно-технолгическая игра – это имитационная модель профессиональной деятельности , в процессе которой технология игры адекватна технологии учебно-трудовых действий будущих специалистов.
Особенности учебно-технологических игр.
- Логическая связь содержания, технологии организации и проведения игры с реальным технологическим процессом производства определенного вида продукции.
- Разнообразие деятельности учащихся в режиме погружения в технологию производства и производственные отношения, что способствует повышению интереса к учению, формированию положительной мотивации.
- Обязательное наличие элементов профессионального творчества и творческой активности, что способствует развитию учащихся.
- Наглядность и продуктивность результатов профессиональной деятельности.
Дидактические цели занятия, организованного в форме учебно-технологической игры.
1. Цели первого уровня:
- формирование ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенций;
- развитие творческой и познавательной активности;
- реализация связи теоретического обучения с практикой.
2. Цели второго уровня:
- систематизация теоретических знаний;
- систематизация практических умений и навыков;
- формирование технологической грамотности;
- формирование мотивов профессионального саморазвития, самопознания, самосовершенствования;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков:
- развитие адаптивных возможностей обучаемых к реальному производственному процессу.
В соответствии с целями определяется содержание игры.
Отбор содержания учебно-технологической игры обусловлен сложной структурой общетехнических и специальных предметов, включающих большой объем учебного материала, где широко представлены расчетные, практические работы требующие от учащихся умения применять получаемые знания на практике.
Содержания учебного материала.
- Выявление связи содержания учебного материала с прошлым опытом учащихся.
- Характерный уровень, на котором в соответствии с требованием учебных программ и профессиональной квалификации должны быть сформированы ключевых, полипрофессиональные и специальные компетенции.
- Степень и глубина раскрытия обучаемыми сущности, содержания понятий, фактов, явлений, закономерностей, технологий.
- Практическое значение изучаемого материала на каждом этапе обучения конкретной профессии.
- Внутрипредметных и межпредметных связей по тому или иному курсу, разделу, теме.
Отбор содержания учебно-технологических игр организуется на основе анализа профессиональной деятельности специалиста.
Анализ профессиональной деятельности включает следующие составные этапы:
- определение широты профиля деятельности специалиста;
- анализ структуры труда;
- выявление обобщенных трудовых функций;
- анализ наиболее часто встречающихся затруднений и ошибок специалистов.
Структурные компоненты учебно-технологической игры:
- цели общие – образовательные, воспитательные, развивающие;
- цели частные – усвоение конкретных ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенций;
- правила и последовательность игры;
- средства – сборники рецептур мучных кондитерских изделий, оборудование, сырье, материалы, инструкционно-технологическая документация;
- результат – производство определенной продукции каждого участника игры.
В качестве примера рассмотрим учебно-технологическую игру “Кондитерские предприятия общественного питания” (специальность кондитер, тема – приготовление пирожных).
К особенностям содержания данной темы относится большое разнообразие вопросов: безопасность условий труда, организация рабочего места, требования санитарии и гигиены, виды пирожных в зависимости от использования основного и отделочного полуфабрикатов, режимы тепловой обработки, нормы выхода пирожных, правила хранения сырья и готовых изделий, первичная обработка сырья, перечень традиционных и нетрадиционных пирожных.
Данная учебно-технологическая игра рассчитана на подведение итогов по изученной теме и проводится как зачетное занятие. Учащимся предлагается обычные бригады преобразовать в пять кондитерских цехов предприятий общественного питания. Названия предприятий учащиеся могут придумать сами или воспользоваться предложенными (кафе “Сластена”, кондитерская “Новинка”, ресторан “Элегия” и пр.).
Каждое предприятие имеет свой ассортиментный перечень с обязательным фирменным пирожным.
Например:
- “Сластена” реализует бисквитные пирожные;
- “Новинка” – песочные пирожные;
- “Элегия” – заварные пирожные.
Результаты работы каждого учащегося заносятся в критериально-оценочную матрицу.
План урока производственного обучения.
Тема № 24: Приготовление пирожных массового спроса.
Урок № 38: Технология приготовления и выставка продажа пирожных.
Цель:
Создание условий для формирования ключевых, полипрофессиональных и специальных компетенции учащихся в процессе приготовления пирожных и проведения выставки продажи.
Задачи для мастера:
1.1. Выявление соответствия уровня усвоения ГОСа, регионального компонента требованию программы.
1.2. Систематезировать профессиональные знания и умения в приготовлении и оформлении пирожных.
1.3. Расширить знания, кругозор учащихся в приготовлении и оформлении пирожных.
2.1. Развитие творческого потенциала участников в нестандартной ситуации.
2.2. Развитие речевых и коммуникативных умений при работе в бригадах и обслуживании покупателей.
3. Способствовать осознанию ценности кондитерского искусства, воспитанию эстетического вкуса и чувства гармонии.
Задачи для учащихся:
1.1. Показать глубину, осознанность, систематичность знаний по теме “Приготовление пирожных массового спроса”.
1.2. Применять знания и умения при самостоятельной работе.
1.3. Показать последовательную структуру технологического процесса приготовления пирожных.
2.1. Оформить технологическую и калькуляционную карту.
2.2. Уметь анализировать, выявлять главное, систематизировать, доказывать.
2.3. Развивать самостоятельность в работе.
3.1. Формировать уважение к избранной профессии.
3.2. Воспитывать ответственное отношение к делу.
3.3. Формировать вежливое, деликатное отношение к коллегам по группе и мастеру.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: производственное обучение.
Форма проведения: учебно-технологическая игра.
Форма обучения: практическая.
Форма организации урока: фронтально-групповая, бригадная, индивидуальная.
Методы проведения: информационно-побуждающие, проблемные, частично-поисковые, практические.
Материально-техническое оснащение: классная доска, карточки опроса, технологические и калькуляционные карты, экспертные листы, весы, оформленные столы для реализации и дегустации пирожных, объявление, листы отзывов, ценники, миксеры, кондитерские мешки с наконечниками, корнетики, кондитерские чашки, ножницы, перчатки, блюда, креманки, пекарские шкафы, ножи, производственные столы.
Сырье: мука, сахар, яйцо, разрыхлители, сливочное масло, растительное масло, сахарная пудра, молоко, ванилин, коньяк, красители, орехи, фрукты, желатин, кондитерские посыпки, йогурт, творог, сливки, сгущенное молоко, какао, шоколад, марципан.
Место проведения: кабинет № 5, лаборатория поваров, кондитеров.
Методическое оснащение: Стандарт, “Комплект учебной документации” по профессии повар, кондитер, Бутейкис Н.Г. “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”, сборник рецептур блюд мучных кондитерских изделий, Л.Н.Поскребышева “Технология приготовления пирожных”.
Межпредметные связи: Организация производства п.о.п., товароведение п.о.п,, спецтехнология, оборудование п.о.п., учет и отчетность, экономика п.о.п.
Структура | Время | Деятельность мастера | Деятельность учащихся | Методы |
Вводный инструктаж. Организационный этап. Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы, психологический настрой учащихся на предстоящую деятельность. Мотивационный этап. Задача: Постановка проблемы, мотивация на предстоящую деятельность. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к повторению и контролю знаний, производственной деятельности на уроке. Актуализация знаний. Задача: Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявить причины проявления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Закрепить, уточнить, систематизировать знания учащихся.Подготовка к самостоятельной работе.
Текущий инструктаж. Задача: Создание условий для формирования профессиональной самостоятельности в процессе работы. Создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы осуществляемой на данном этапе.
Заключительный инструктаж. Задача: Создание условий для развития учащихся социальных, коммуникативных и речевых умений в процессе реализации пирожных.
Подведение итогов и выводы о достижении поставленных целей.
|
40″ 3″
5″
42″
3′10″
20″
10″
|
Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего вида и санитарного состояния, организация внимания на доброжелательном уровне.
Знакомство с темой, целями и задачами урока. Ставит проблему. Сообщает форму, условия проведения. Напомнить критериально-оценочную систему. Знакомство с экспертами. Предложение открыть свое предприятие питания.
Проверка различными методами объема и качества усвоения материала. Отслеживание сформированности общеучебных и социальных навыков и умений. 1 блок: Нон – СТОП! (Технология приготовления пирожных, основных и отделочных полуфабрикатов). 2 блок: Выбор направления профессиональной деятельности, предложение создать минимальный перечень пирожных для своего предприятия питания. 3 блок: Заполнить технологическую карту на любое пирожное и рассчитать на 10 изделий. 4 блок: Произвести расчет заполнения калькуляционной карты с наценкой в 25%. 5 блок: Написать основные правила т/б и санитарных правил при приготовлении пирожных.
Самостоятельное выполнение заданий в приготовлении пирожных. Целевые обходы:
Организация выставки продажи пирожных.
Подведение итогов деятельности предприятия, выступление экспертов, определение мест по количеству набранных баллов. Выставление оценок. Проведение рефлексии. |
Взаимное приветствие, готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), настрой на урок.
Слушают, концентрируют внимание, настраиваются на предстоящую деятельность. Формирование бригад, выбор предприятия общественного питания.
Индивидуальные ответы на вопросы.
Создание бригадой минимального ассортиментного перечня кондитерских изделий.
Индивидуальное заполнение технологической карты, расчет на 10 изделий. Индивидуальное заполнение калькуляционной карты, расчет стоимости одного пирожного. Разработка инструкции для текущего инструктажа, защита данной инструкции.
Работа в бригадах:
Оформление столов для дегустации и продажи. Оформление ценников на приготовленные пирожные. Выставление пирожных. Проведение продажи пирожных. Консультирование покупателей по процессу приготовление пирожных. Ответы на вопросы покупателей.
Выступление представителя каждого предприятия питания. Обсуждение трудностей предприятия в процессе работы. Обоснование положительного и отрицательного опыта. Выставление оценок в дневник. |
Входной контроль, эмоциональное стимулирование.
Информационно-побуждающие, развитие ситуации успеха, развитие мотивационной сферы, эмоциональное стимулирование.
Устный опрос.
Проблемный, игровой.
Проблемный, практический.
Проблемный, практический. Проблемный, контроль, коррекция.
Самостоятельная работа (выполнение производственного задания). Сотрудничество.
Наблюдение. Консультирование.
Словесные, поощрения, эмоциональное стимулирование. |