Цель: Сравнение средств художественной выразительности поэтов и художников для создания образа моря; изображение моря в разных состояниях.
Задачи:
- Рассмотреть и сравнить с помощью каких средств поэт и художник создают образ моря.
- Учить смешивать краски для получения новых оттенков; учить правильно держать кисть, работать мазками.
- Развивать чувство цвета, живописные навыки, творческие способности.
- Способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к родной природе.
Оборудование:
- учебник "Литературное чтение" авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева;
- телевизор, DVD;
- портрет А.С. Пушкина, репродукции И.К.Айвазовского "Чёрное море", "Буря", "Бриг Меркурий";
- гуашь, кисти, альбомный лист А4.
Ход урока
Этапы урока | Примечания |
Организационный момент Работа с текстом после чтения - Сегодня продолжаем работу над "Сказкой о рыбаке и рыбке". Кто автор? - Сам А.Пушкин определил жанр этого произведения , как сказка. Из чего мы это видим? (из заглавия) - Докажите, что это так. Найдите в тексте сказочные приметы. Кто желает поработать над этим? - А мы тем временем посмотрим фрагмент из мультфильма. Будьте очень внимательны, показ без звука! - Найдите этот эпизод в учебнике и озвучьте его. - Почему ты считаешь, что именно этот отрывок подходит к показанному фрагменту? Ведь старик несколько раз ходил к морю. - Как это (помутившееся море) изобразил (нарисовал) художник-аниматор? (Цвет воды сменился, волны стали больше, облака более тёмные, низкое небо.) - С какой просьбой в этот раз обратился старик к рыбке? (избу) - Давайте посмотрим ещё один отрывок. Озвучьте его. Докажите, с помощью каких средств художник изобразил бурю? Какое желание было на этот раз? - ::.., вот вам слова и выражения, показывающие как море изменялось. Расположите их на доске в нужном порядке: 1. слегка разыгралось 2. помутилося 3. неспокойно 4. почернело 5. чёрная буря - Пока дети работают вопрос классу: Море по-разному реагирует на просьбы старика, мы это увидели. Зависело ли изменение моря от желания старухи? (чем ненасытнее-гневается) А чьё отношение, таким образом, через море показывает нам автор?Кто на самом деле так реагирует? Кому не нравятся просьбы? - Почему именно через море автор показывает нам отношение рыбки? Вспомним, какое задание было дано группе (доказать, что данное произведение сказка) - проверка. Вступительная беседа по блоку ИЗО - Теперь посмотрим как художники создают образ моря в картинах. - Какими выразительными средствами пользуется художник при создании образа моря в этих картинах? (красками) - А какие средства использовал Пушкин, создавая своё произведение? (речь, слова) - Рассмотрим картины повнимательнее Какое настроение старался передать художник зрителям в этой картине? (страшное, грозное,:) - Какой эпизод в сказке Пушкина можно проиллюстрировать этой картиной? Аналогично тихое, спокойное. Практическая работа Теперь давайте попробуем сами передать образ моря в разных состояниях. Кто-то хочет бурное, кто-то спокойное. Выберите. - Как вы думаете, одинаковые ли краски мы возьмём создавая свои образы моря. (зеленоватые, сине-зелёные ,голубые, сероватые; добавим чёрный и белый цвет - Для чего? передать грозное, суровое настроение, белый для пены на волнах) А какого цвета вообще море? (к синему добавляем зелёный -создаём разные оттенки) - Какими материалами будем работать? (гуашью и кистью) - Как работают гуашью? (густо накладывая кистью мазки) - Сравните одинаковый ли будет мазок при создании этих образов моря? (нет) Почему? (море разное - мазок разный) Работа учащихся Подведение итогов - Получилось ли у нас море таким , каким показал его Пушкин, разными выразительными средствами создать один образ? Домашнее задание Выучить понравившийся отрывок наизусть Уборка рабочего места |
На доске: портрет А.Пушкина
группа 3-4чел. выходят из класса
Показ фрагмента "Помутилося синее море"
"Чёрная буря"
2 человека у доски Слова и выражения напечатаны на полосках:
Проверка задания на доске
Вывешиваем репродукции картин с разным настроением Указываем на "Бурю", "Чёрное море"
(если класс репродуктивный) "Бриг Меркурий"
Показ на доске:
Работы вывешиваются на доску |