Цель:
- Закрепить приобретённых знаний и умений в определении падежей имён существительных и в их изменении по падежам; упражнение в определении склонения имён существительных.
- Развивать речь.
- Воспитывать культуру труда.
Ход урока
І. Организация класса
ІІ. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке перед нами поставлены следующие задачи:
- Закреплять умение определять падеж имён существительных;
- Упражняться в определении склонения имён существительных;
- Учиться правильно говорить;
- Воспитывать культуру труда.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1) Работа с классом:
- Какие слова называем именами существительными? Пример.
- Что называем склонением?
-Изменение имён существительных по падежам учёные назвали склонением
- Что значит просклонять?
-Просклонять – это значит изменить по падежам
-Как узнать падеж имени существительного?
- Найти то слово, от которого имя существительное зависит; от главного слова к зависимому поставить вопрос; по вопросу определить склонение
- Зачем слова изменяются по падежам?
-Часто, выражая свои мысли, мы можем пользоваться одними и теми же словами. Однако для выражения разных мыслей эти слова нужно по-разному связывать между собой, а для этого и приходится их изменять по падежам.
- Верно, изменяются слова по падежам неодинаково, поэтому и выделили у имён существительных три склонения. Давайте обратимся к таблице, над которой работали на прошлом уроке (задачник № 179).
Таблица на инт. доске
3 склонения имён существительных |
|||
---|---|---|---|
склонение |
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
род |
|
|
|
окончание |
|
|
|
Внизу таблицы: -а-, -о-, _, -я-, -е-, _, 2-е скл., 1-е скл., 3-е скл.
-Назовите признаки, которых не достает.
(Ученики называют признаки и вставляют в таблицу недостающие данные)
- К какому склонению могут относиться имена существительные ж.р? При каком условии они будут 1-го склонения? А 3-его склонения?
- Я задумала имя существительное ж.р. с _. По какому склонению оно будет изменяться?
- Я задумала имя существительное м.р. с _, какого оно склонения?
Вывод.
Назовите, по какой форме и по каким признакам определяют склонение имён существительных.
ІV. Проверка домашнего задания – № 184.
(Используется инт. активная доска)
На доске вариаты ответов с «ловушкой»
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
Роза |
тюльпан |
сирень |
Ромашка |
василёк |
конь |
Лошадка |
жеребёнок |
морковь |
Телега |
колесо |
морковка |
Лошадь |
огурец |
картофель |
картошка |
|
|
Проверка. Учащиеся указывают правильные варианты (на инт. доске одновременно переставляем слова).
Вывод.
- На что же необходимо обращать внимание, при определении склонения у имён существительных?
- Поставить в начальную форму, узнать род, выделить окончание.
V. Упражнение в определении склонения имён существительных
- Записать число, классная работа
1) У доски работают 2 ученика по карточкам
1-ый ученик:
Поразмышляй над словами в каждом столбике. Реши орфографические задачи,найди лишнее слово:
Ул_ца б_лет день
Д_рога кас?а тень
Перехо_ во_зал глуш?
- Назови признак, по которому слова объединились.
2-ой ученик:
Определи склонение имён существительных.
К_ртоф_ль, картошка, рояль, кофе, с_рень, к_лен_, камыш?, мыш?, п_льто.
2) Одновременно 3 ученика – у доски, остальные - в тетради, записываем слова в столбик – по склонениям.
Словарь: автомобиль, аллея, аптека, вокзал, большой, запад, здесь, пассажир, растение, фамилия, тетрадь, лечь, мебель, морковь.
Проверка.
- Составить и записать предложение с одним из слов, называть склонение и падеж, в котором употребляется слово.
- На что необходимо обращать внимание, чтобы определить падеж имени существительного?
(Проверка работ учащихся у доски (по карточкам))
Вывод.
3) Как вы считаете, слова близкие по значению, будут относиться к одному и тому же склонению?
- А однокоренные слова?
(Выслушать мнения детей)
- Давайте проверим, насколько верны ваши высказывания и понаблюдаем над парами слов.
- Прежде чем приступить к работе, необходимо решить орфографические задачи.
М_шина, _вт_мобиль, бро_ка, брош?, к_ленка, к_лен_
- Что общего для всех пар? - Единственное число, именительный падеж
- Давайте назовём общие признаки для каждой пары.
(На доске открываем названные признаки)
(Коллективная работа)
Ученик читает пару слов, называет сходства и различия.
Ж.р. 1-е скл. М.р.2-е скл.
м_шина - _вт_м_биль_ синонимы
М.р.2-е скл. М.р.1-е скл.
отец_ - папа синонимы, род
Ж.р 1-е скл. Ж.р.3-е скл.
бро_ка - брош?_ однокоренные, род
Ж.р. 1-е скл. С.р.2-е скл.
к_ленка - к_лен_ однокоренные
Ср. М.р.
повидло - джем_ склонение
Вывод.
- Что общего для всех пар?
- Число, падеж.
-Можно ли утверждать, что и склонение
у них будет одинаковое?
- Нет, это не является главным признаком для определения склонения
-А что можно сказать о словах - синонимах?
Об однокоренных словах?
- (Мнения детей)
-Так по каким же признакам нужно определять
Склонение имён существительных?
- Род, окончание. Но сначала поставить слово в начальную форму.
(Перечислить признаки имён сущ. 1-го скл., 2-го скл., 3-го скл.)
- Что интересного ещё заметили?
- Имена существительные ж.р могут склоняться по 1-му и 3-ему склонению; м.р. - по 1-му и 2-му склонению; с.р. - только по 2-му.
- У им. сущ. брошка и брошь общий признак – ж. род; это однокоренные слова. Могут ли они одинаково склоняться?
- Нет, потому что у них разные окончания, имена существительные с – а, - я – 1-го скл., _ -3-го скл
- Почему, при написании слова брошь, есть Ь, а в слове брошка его нет?
- Ь показатель женского рода
-Можно ли утверждать, что анализируя слово брошь не изменится
- Изменится склонение
Физминутка
VІ. Закрепление изученного материала
1) Задание № 186.
- Есть ли что-то общее между воробьём и киселём?
- Нет, птица-напиток, одушевлённое-неодушевлённое цвет разный и т.д.
-А есть ли одинаковые признаки у этих слов?
- Род, окончание, 2-е скл.
-Чтобы схожесть признаков стала заметнее, просклоняйте их, слова пишите рядом, выделяйте окончания. Общие признаки указывайте сверху.
Ученики по «цепочке» с комментарием, склоняют эти слова, называют падежные вопросы, окончания.
Проверка
- Что вы можете сказать о склонении этих имён существительных?
- Они одинаково склоняются, только у винительного падежа окончание изменяется.
Перечислить ещё раз все окончания.
Показать окончания имён существительных 2-го склонения на инт. доске.
2) Самостоятельная работа
Упр.187.
Проверка
-К какому же слову своими признаками больше подходит слово молоко: коза или окно? Докажите.
-Как решили орфографические задачи?
Ученик читает, как просклонял слова: молоко, окно, коза.
(а инт.доске показать окончания )
-Что интересного заметили?
У слов 1-го и 2-го склонения окончания различны (перечислить);
При склонении предыдущих слов, были окончания Я, Ю,Е, а здесь – А, У, ОМ
- А почему так произошло?
- Слова оканчиваются на твёрдую и мягкую основу.
Вывод.
- Для чего нужно различать имена существительные по склонениям?
(Выслушать мнения детей)
VІІ. Задание на дом
- Запишите на дом задание № 189.
Посмотрите на содержание. У кого есть вопросы по заданию?
VІІІ. Итог урока
- Чему научились на уроке?
- Определять склонение имён существительных
- Вернёмся к вопросу, так для чего же необходимо уметь различать имена существительные по склонениям?
- По каким признакам можно узнать склонение имени существительного?
- Чтобы увидеть насколько вы усвоили материал, выполним тест.
(Готовые тесты детям раздать до начала урока)
Содержание теста по теме «Склонение имён существительных»
1. Верно ли, что в русском языке 3 склонения
а) да
б) нет
2. К 1-му склонению относятся существительные
а) мужской род с _; средний род с –о-, -е-
б) мужской род с -а-, -я-; женский род с –а-, -я-.
в) женский род с _
3.Ко 2-му склонению относятся
а) женский род с –а-, -я-; мужской род с –а-. –я-
б) женский род с _;
в) мужской род с _; средний род с –о-, -е-
4.К 3-му склонению относятся
а) средний род с –о-, –е-
б) женский род с _
в) мужской род с _
5.Верно ли, чтобы определить тип склонения, нужно знать род имени существительного
а) да
б) нет
6. Верно ли, что склонение имени существительного можно определить по форме множественного числа
а) да
б) нет
7. Укажите слова 1-го склонения
а) адрес
б) варежка
в) облака
г) тетрадь
8. По какой части слова определяют склонение
а) по корню
б) по суффиксу
в) по окончанию
г) по приставке
д) по основе
9. Укажите слова, которые относятся к 3-ему склонению
а) тень
б) тишь
в) камыш
г) спишь
10. Укажите слова, которые относятся ко 2-му склонению
а) вправо
б) молоко
в) мороз
г) замёрз
Ключ, чтобы проверить правильность ответов.
№ теста |
Верный ответ |
Допустили ошибки |
1. |
А |
|
2. |
Б |
|
3. |
В |
|
4. |
Б |
|
5. |
А |
|
6. |
Б |
|
7. |
Б |
|
8. |
В |
|
9. |
А, б |
|
10. |
Б, в |
|
- Кто допустил ошибку в 1-ом задании? Прочитаем вопрос, найдём правильный ответ. Кто допустил ошибку во 2 вопросе??..
На следующем уроке, мы продолжим работу над этими вопросами.