Цель: организация процесса обучения, обеспечивающего полную успеваемость учащихся, рост образовательного уровня ученика (если этому не мешают природные физиологические, психические) - данные.
Показатели работы школы, педагога:
- Уровень обучаемости школьников, психофизиологические особенности школьников
- Уровень обученности по каждому учащемуся индивидуально
- Развитие ОУУН (общеучебные умения и навыки), уровень сформированности ОУУН
- Степень обученности по предмету
- Развитие личностных качеств по итогам педконсилиума
- Уровень сохранения здоровья
- Уровень физического развития
Все это должны найти отражение в картах развития ребенка (приложение № 1)
Задача:
- Осознание и принятие педагогами (а через них - и каждым школьником) главной цели своей работы - формирование высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой, социально активной зрелой личности.
- Организация учебного процесса на высоконравственной основе гуманного взаимодействия между учителем и учащимися (вера в свои силы)
- Развитие ОУУН на основе полученного обследования каждого ученика
- Проведение систематического и системного отслеживания уровня формирования навыков, овладения знаниями и умениями (тематический контроль).
То или иное умение, навык для каждого ребенка может формироваться до определенного уровня, в том числе:
0 уровень - учащиеся не владеют действием
1 уровень - знакомы с характером действия, умеют его выполнять лишь при помощи учителя
2 уровень - умеют действие выполнять самостоятельно, но по образцу
3 уровень - достаточно свободно выполняют действия, осознавая каждый шаг
4 уровень - автоматизированное, свернутое и безошибочное выполнение действия (навык)
Процесс формирования ОУУН у учащихся:
- определение и уяснение учащимися цели и значения действия (мотивация!)
- уяснения научных основ действия (знаний, на основе которых оно должно быть выполнено)
- установление модели действия путем коллективного поиска выполнения действия (алгоритм на основе поиска)
- первые самостоятельные опыты учащихся под контролем учителя
- обучение учащихся методом самостоятельного контроля за выполнением действия
- самостоятельное выполнение учащимися разнообразных занятий, требующих выполнения данного действия
- использование сформированного умения для выполнения более сложных действий.
Серьезные недостатки в сформированности ОУУН оказывают влияние на успеваемость учащихся и являются одной из причин неуспеваемости.
Информационное обеспечение
- Итоги СД(совещания при директоре; аналитическая справка по итогам в/контроля)
- Приказ
- Положение
Методическое обеспечение
- Рекомендации педагогам по отслеживанию определенных результатов
- Необходимая методическая литература
- Создание Банка данных (картотека, диагностика ОУУН, уровня обученности, анализ уроков с позиции мотивации и развития ОУУН)
Материально-техническое обеспечение
- Канцелярские принадлежности
- Дополнительные тетради (по 1 шт.) по основным предметам для индивидуальной работы
Определение этапов включения педагогического мониторинга в работу образовательного учреждения
I. этап: Аналитико-диагностический и прогностический
- сбор информации
- количественная и качественная обработка данных
- постановка педагогического диагноза
- сравнение результатов, полученных при обработке на педконсилиуме
- установление и анализирование причинно-следственных зависимостей; определение рекомендаций
- прогнозирование дальнейших тенденций
- Разработка плана действий коррекционно-развивающей работы
II. этап: Деятельностно-технологический и промежуточно-диагностический
- осуществление коррекции педагогического процесса
- устранение причин и пробелов или отставаний, тормозящих развитие ребенка или ослабляющих его внимание
- сопоставление с нормативными показателями
- установление отклонений от нормы на основе логического анализа
- разработка дальнейших действий коррекционно-развивающей работы
III. этап: Итогово-диагностический
- оценка состояния объектов мониторинга
- сопоставление полученных результатов с первоначальными (на педконсилиуме)
- установление соответствия избранных целей и задач мониторинга
- определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа
- определение зоны ближайшего развития ребенка
I. раздел
Организация образовательной деятельности
№ этапа | № п.п | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные | Где подводили итоги |
I | Установление уровня обучаемости школьника на момент его прибытия | на момент прибытия | 1. учителя нач.классов 2. предметники |
Педконсилиум (I) | |
II III |
Установление уровня ОУУН ученика, работа над их развитием в течении всего года | на начало обучения и конец обучения | -"- | Педконсилиум (II) таблица ОУУН | |
I III |
Установление уровня обученности ученика (индивидуально по предметам, по классу в целом) | конец года | -"- | таблица "Уровень обученности" П/К | |
I | Корректировка учебных программ, в зависимости от уровня обучаемости контингента класса | на начало года | -"- | При сдаче тематического планирования | |
I II |
Создание подвижных групп коррекции (4-5 чел) по устранению пробелов в знаниях работа с ними на каждом уроке. | в течение года | -"- | При анализах работы педагогов; поурочные планы | |
II | Посещение самоподготовок с целью консультирования | в течение года | педагоги, замдиректора (график) | график посещения | |
II
III
II
III |
Мониторинг результатов административных к/работ по предметам:
|
в начале и конце года
в конце четверти, года в конце четверти и года |
предметники
предметники
замдиректора по УР |
годовой отчет по предмету
отчет по предмету
СД или СЗ |
|
II III |
Отчеты педагогов по устранению пробелов по предмету, вычленение проблем, пути их устранения | в конце 1 полугодия и в конце года | предметники | I п/г - СД II п/г - педконсилиум | |
II | Текущая коррекционно-развивающая работа, промежуточные контрольные срезы | в течение года | предметники | самоанализ | |
II |
С целью мотивации учения активизировать внеклассную работу по предметам; | в течении года согласно плана | замдиректора | 1. план общешкольный 2. план работы кружка и недели по предмету |
|
I | Через различные формы методической работы изучать:
|
||||
II | Посещение уроков администрацией с целью выявления уровня индивидуализации обучения, оказание методической помощи педагогов | администрация школы | в течение года | справки по в/ш контролю | |
II III |
В целях гибкого индивидуального контроля контрольные работы (административные и плановые тематические) составлять дифференцированно с учетом степени развития, уровня обучаемости и пробелов в обучении. | педагоги администрация | в течение года | анализ контрольных работ |
II раздел
Диагностика уровня психического, физического развития, отклонений в поведении, соматического состояния.
№ п.п. |
Деятельность |
Сроки проведения | Ответственные | Где подводятся итоги |
II. 1. Психическое развитие | ||||
Выявление на основе диагностики уровня когнитивных функций:
|
в начале обучения | психолог | педконсилиум | |
Определение основных рекомендаций, направленных на коррекцию и реабилитацию школьников | в начале учебного года и по мере прибытия учащихся | психолог | педконсилиум; СЗ | |
Проведение коррекционных занятий в подвижных малых группах и индивидуальная коррекция с учащимися по выявленным в результате диагностики направлениям. Работа по запросам | в течение всего года | психологическая служба | отчет психолога о работе по полугодиям, педконсилиум | |
Подготовка психологических характеристик на учащихся направляемых на ПМПК | в течение года | психолог, учитель начального класса | ПМПК | |
Повторное обследование проблемных детей когда индивидуальная психологическая характеристика не совпадает с образовательными возможностями ребенка. | в течение года | психолог | документация кабинета | |
Мониторинг уровня развития когнитивных функций каждого ребенка, а также класса в целом | в конце учебного года | психолог | педконсилиум, документация | |
Посещение уроков и самоподготовок психологом с целью оказания психологической поддержки педагогам по выполнению ими рекомендаций педконсилиума | в течение года | психолог | картотека рекомендаций по классам | |
II. 2. Физическое развитие, соматическое состояние | ||||
Определение уровня физического развития каждого ребенка | в начале года | медики, физруки | педконсилиум, школьная документация | |
Углубленный медосмотр: анализ типичных соматических отклонений | в начале года | -"- | школьная документация, СД | |
Формирование спецмед групп по основным (преобладающим) видам заболеваний | в начале года | медики | тарификация | |
Проведение занятий в спецмед группах работниками прошедшими специальные курсы | в течение года | журнал; отчет по итогам года | ||
Организация индивидуальной работы с освобожденными от занятий физкультурой учащихся на этих уроках | ||||
Ежеурочное проведение динамических пауз (не менее 5') в комплексе:
|
в течение всего учебного процесса | все педагоги | школьная документация, СД | |
Мониторинг физического развития учащихся на основе наблюдений и сдачи контрольных нормативов с учетом специфики учреждения и индивидуальных особенностей организма | в конце года | физруки | педконсилиум | |
Посещение уроков медицинскими работниками с целью проверки соблюдения санитарных норм и выполнение рекомендаций педконсилиума по учету сопутствующих заболеваний у отдельных школьников (зрение, слух, сколиоз, частые простудные заболевания и т.д.) | в течение года | врач | школьная документация |