Программа по медико-психолого-педагогическому сопровождению школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: организация процесса обучения, обеспечивающего полную успеваемость учащихся, рост образовательного уровня ученика (если этому не мешают природные физиологические, психические) - данные.
Показатели работы школы, педагога:

  • Уровень обучаемости школьников, психофизиологические особенности школьников
  • Уровень обученности по каждому учащемуся индивидуально
  • Развитие ОУУН (общеучебные умения и навыки), уровень сформированности ОУУН
  • Степень обученности по предмету
  • Развитие личностных качеств по итогам педконсилиума
  • Уровень сохранения здоровья
  • Уровень физического развития

Все это должны найти отражение в картах развития ребенка (приложение № 1)

Задача:

  • Осознание и принятие педагогами (а через них - и каждым школьником) главной цели своей работы - формирование высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой, социально активной зрелой личности.
  • Организация учебного процесса на высоконравственной основе гуманного взаимодействия между учителем и учащимися (вера в свои силы)
  • Развитие ОУУН на основе полученного обследования каждого ученика
  • Проведение систематического и системного отслеживания уровня формирования навыков, овладения знаниями и умениями (тематический контроль).

То или иное умение, навык для каждого ребенка может формироваться до определенного уровня, в том числе:
0 уровень - учащиеся не владеют действием
1 уровень - знакомы с характером действия, умеют его выполнять лишь при помощи учителя
2 уровень - умеют действие выполнять самостоятельно, но по образцу
3 уровень - достаточно свободно выполняют действия, осознавая каждый шаг
4 уровень - автоматизированное, свернутое и безошибочное выполнение действия (навык)

Процесс формирования ОУУН у учащихся:

  • определение и уяснение учащимися цели и значения действия (мотивация!)
  • уяснения научных основ действия (знаний, на основе которых оно должно быть выполнено)
  • установление модели действия путем коллективного поиска выполнения действия (алгоритм на основе поиска)
  • первые самостоятельные опыты учащихся под контролем учителя
  • обучение учащихся методом самостоятельного контроля за выполнением действия
  • самостоятельное выполнение учащимися разнообразных занятий, требующих выполнения данного действия
  • использование сформированного умения для выполнения более сложных действий.

Серьезные недостатки в сформированности ОУУН оказывают влияние на успеваемость учащихся и являются одной из причин неуспеваемости.

Информационное обеспечение

  • Итоги СД(совещания при директоре; аналитическая справка по итогам в/контроля)
  • Приказ
  • Положение

Методическое обеспечение

  • Рекомендации педагогам по отслеживанию определенных результатов
  • Необходимая методическая литература
  • Создание Банка данных (картотека, диагностика ОУУН, уровня обученности, анализ уроков с позиции мотивации и развития ОУУН)

Материально-техническое обеспечение

  • Канцелярские принадлежности
  • Дополнительные тетради (по 1 шт.) по основным предметам для индивидуальной работы

Определение этапов включения педагогического мониторинга в работу образовательного учреждения

I. этап: Аналитико-диагностический и прогностический

  • сбор информации
  • количественная и качественная обработка данных
  • постановка педагогического диагноза
  • сравнение результатов, полученных при обработке на педконсилиуме
  • установление и анализирование причинно-следственных зависимостей; определение рекомендаций
  • прогнозирование дальнейших тенденций
  • Разработка плана действий коррекционно-развивающей работы

II. этап: Деятельностно-технологический и промежуточно-диагностический

  • осуществление коррекции педагогического процесса
  • устранение причин и пробелов или отставаний, тормозящих развитие ребенка или ослабляющих его внимание
  • сопоставление с нормативными показателями
  • установление отклонений от нормы на основе логического анализа
  • разработка дальнейших действий коррекционно-развивающей работы

III. этап: Итогово-диагностический

  • оценка состояния объектов мониторинга
  • сопоставление полученных результатов с первоначальными (на педконсилиуме)
  • установление соответствия избранных целей и задач мониторинга
  • определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа
  • определение зоны ближайшего развития ребенка

I. раздел
Организация образовательной деятельности

№ этапа № п.п Деятельность Сроки проведения Ответственные Где подводили итоги
I
  •  
Установление уровня обучаемости школьника на момент его прибытия на момент прибытия 1. учителя нач.классов
2. предметники
Педконсилиум (I)
II
III
  •  
Установление уровня ОУУН ученика, работа над их развитием в течении всего года на начало обучения и конец обучения -"- Педконсилиум (II) таблица ОУУН
I
III
  •  
Установление уровня обученности ученика (индивидуально по предметам, по классу в целом) конец года -"- таблица "Уровень обученности" П/К
I
  •  
Корректировка учебных программ, в зависимости от уровня обучаемости контингента класса на начало года -"- При сдаче тематического планирования
I
II
  •  
Создание подвижных групп коррекции (4-5 чел) по устранению пробелов в знаниях работа с ними на каждом уроке. в течение года -"- При анализах работы педагогов; поурочные планы
II
  •  
Посещение самоподготовок с целью консультирования в течение года педагоги, замдиректора (график) график посещения
II

III

 

 

II
III

 

III

  •  
Мониторинг результатов административных к/работ по предметам:

  • сравнительный анализ входных и итоговых по русскому языку, математике, чтению, литературе (1-4, 5-9 кл.) (типичные ошибки, уровень вычисления навыки, уровень логического и пространственного мышления)
  • результативность четвертных и годовых работ по уровню, выполнению и качеству (%) для обучаемых ранее и вновь прибывших
  • общие итоги по проведению контрольных работ; проблемы, меры по их решению
в начале и конце года

 

 

 

в конце четверти, года

в конце четверти и года

предметники

 

 

 

предметники

 

замдиректора по УР

годовой отчет по предмету

 

 

отчет по предмету

 

СД или СЗ

II
III
  •  
Отчеты педагогов по устранению пробелов по предмету, вычленение проблем, пути их устранения в конце 1 полугодия и в конце года предметники I п/г - СД II п/г - педконсилиум
II
  •  
Текущая коррекционно-развивающая работа, промежуточные контрольные срезы в течение года предметники самоанализ

II

  •  
С целью мотивации учения активизировать внеклассную работу по предметам; в течении года согласно плана замдиректора 1. план общешкольный
2. план работы кружка и недели по предмету
I
  •  
Через различные формы методической работы изучать:

  • стандарты образования
  • индивидуальные и возрастные особенности
  • формы, приемы, методы индивидуальной работы
     
II
  •  
Посещение уроков администрацией с целью выявления уровня индивидуализации обучения, оказание методической помощи педагогов администрация школы в течение года справки по в/ш контролю
II
III
  •  
В целях гибкого индивидуального контроля контрольные работы (административные и плановые тематические) составлять дифференцированно с учетом степени развития, уровня обучаемости и пробелов в обучении. педагоги администрация в течение года анализ контрольных работ

II раздел

Диагностика уровня психического, физического развития, отклонений в поведении, соматического состояния.

№ п.п.  

Деятельность

Сроки проведения Ответственные Где подводятся итоги
  II. 1. Психическое развитие      
  •  
Выявление на основе диагностики уровня когнитивных функций:

  • наглядно-образное мышление: методика "Заштопай коврик" модификации методики Дж. Равена "Матрицы Равена".
  • словесно-логическое мышление:
  • методика "Четвертое лишнее"
  • методика "Последовательность событий"
  • Словесные субтесты теста "Структура интеллекта"
  • уровень развития внимания методика Л.М.Казачковой
  • кратковременная слуховая память "Запоминание 10 слов" методика А.Н.Леонтьевой
  • кратковременная зрительная память "Посмотри и запомни"
  • методика изучения объема кинестетической памяти
  • диагностика волевой сферы
  • исследование степени развития воображения:
  • 1. Методика "Вербальная фантазия" Р.С.Немова
  • 2. Тест "Треугольник, круг, квадрат"
  • Комплексное изучение личности:
  • модифицированная методика, исследующая такие сферы, как самочувствие, настроение, эмоциональный фон, стрессоустойчивость, особенности общения, агрессивность и др.
в начале обучения психолог педконсилиум
  •  
Определение основных рекомендаций, направленных на коррекцию и реабилитацию школьников в начале учебного года и по мере прибытия учащихся психолог педконсилиум; СЗ
  •  
Проведение коррекционных занятий в подвижных малых группах и индивидуальная коррекция с учащимися по выявленным в результате диагностики направлениям. Работа по запросам в течение всего года психологическая служба отчет психолога о работе по полугодиям, педконсилиум
  •  
Подготовка психологических характеристик на учащихся направляемых на ПМПК в течение года психолог, учитель начального класса ПМПК
  •  
Повторное обследование проблемных детей когда индивидуальная психологическая характеристика не совпадает с образовательными возможностями ребенка. в течение года психолог документация кабинета
  •  
Мониторинг уровня развития когнитивных функций каждого ребенка, а также класса в целом в конце учебного года психолог педконсилиум, документация
  •  
Посещение уроков и самоподготовок психологом с целью оказания психологической поддержки педагогам по выполнению ими рекомендаций педконсилиума в течение года психолог картотека рекомендаций по классам
  II. 2. Физическое развитие, соматическое состояние      
  •  
Определение уровня физического развития каждого ребенка в начале года медики, физруки педконсилиум, школьная документация
  •  
Углубленный медосмотр: анализ типичных соматических отклонений в начале года -"- школьная документация, СД
  •  
Формирование спецмед групп по основным (преобладающим) видам заболеваний в начале года медики тарификация
  •  
Проведение занятий в спецмед группах работниками прошедшими специальные курсы в течение года   журнал; отчет по итогам года
  •  
Организация индивидуальной работы с освобожденными от занятий физкультурой учащихся на этих уроках      
  •  
Ежеурочное проведение динамических пауз (не менее 5') в комплексе:

  • упражнения для снятия утомления (на местах) различных групп мышц, улучшения мозгового кровообращения
  • двигательная часть паузы
  • офтальмологическая
в течение всего учебного процесса все педагоги школьная документация, СД
  •  
Мониторинг физического развития учащихся на основе наблюдений и сдачи контрольных нормативов с учетом специфики учреждения и индивидуальных особенностей организма в конце года физруки педконсилиум
  •  
Посещение уроков медицинскими работниками с целью проверки соблюдения санитарных норм и выполнение рекомендаций педконсилиума по учету сопутствующих заболеваний у отдельных школьников (зрение, слух, сколиоз, частые простудные заболевания и т.д.) в течение года врач школьная документация

Практический выход индивидуальной работы с учеником в учреждении представлен «Картами здоровья и развития» (Приложение № 1), которые заполняются два раза в год: в сентябре-октябре и в мае к педагогическим консилиумам. (Методика его проведения была кратко представлена учреждением в статье «Школьный педконсилиум как составная часть педагогического мониторинга». Фестиваль педагогических идей 2005-2006 года. Авторы Богданович Надежда Эдуардовна, Сердюкова Галина Валентиновна) Досрочно Карта заполняется в случае выбытия ребенка в течение года. Данный документ содержит следующие разделы:

  • Данные на ребенка (ФИО, год рождения, место жительства)
  • Паспорт здоровья
  • Социальный паспорт
  • Педагогический аспект
  • Психологический аспект

Карта позволяет «видеть» развитие ребенка не только в динамике, но и в комплексе, что позволяет определять проблемы и перспективы деятельности всех участников образовательного и оздоровительного процессов.
В Приложении № 2 рассматривается технология и методика заполнения каждого раздела Карты.