Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
Форма учебного занятия: урок-практикум
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать понятия «этнос», «титульный народ»,
- Сформировать представление о разнообразии народов России;
- Выявить особенности национального состава России с позиций численности и языкового родства народов;
- Рассмотреть особенности размещения народов на карте АТУ России;
Развивающие:
- Развивать способность учащихся анализировать статистический и картографический материал, умение логически мыслить и высказывать свою точку зрения;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство толерантности.
Учебное оборудование и литература:
- карта АТУ России,
- карта АТУ Челябинской области,
- раздаточный статистический материал,
- набор слов-карточек из определения «Этнос»,
- атлас по географии России,
- атлас по географии Челябинской области,
- медиапроектор.
Термины и понятия:
Этнос, титульный народ, титульная республика.
План урока:
- Понятие «Этнос»
- Классификация народов по численности в России и в Челябинской области
- Размещение народов в России
- Классификация народов по языковому принципу
- Народы России в АТУ страны
- Понятие о «титульных» республиках
№ | Дидактическая задача | Содержание учебного материала | Методы обучения | Формы организации учебной деятельности | Результат |
1 | Организационный момент.
Стадия вызова Погрузить учащихся в проблему Организовать обучающихся на продуктивную деятельность через целеполагание |
Вступительное слово учителя: Наступает время, когда каждый из нас задает себе вопрос: кто я? Какой я? Кто рядом со мной? - А что объединяет людей, которых вы видите? Кто они? - действительно, все они россияне и все – представители разных народов. Хотя до 15 века наша страна называлась Русь, и только после 15 века появилось название Россия. А в чем разница? -Насколько актуально это сегодня? -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сегодня на уроке мы выясним, что является народом или этносом, рассмотрим особенности размещения народов, их численности, степени родства. |
Демонстрация видеоряда проблемный Презентация |
Фронтальная беседа |
/Это представители разных народов, населяющих нашу страну/ Мотивация к продуктивной деятельности на уроке. |
2 | Стадия осмысления
Сформулировать понятие «Этнос» |
Символом единства может служить и флаг России – государственный символ страны. Почему именно он был выбран Петром I доподлинно неизвестно, но в конце 20 века стал очевиден символический смысл флага. Красный цвет имел сакральное значение для славян, синий – как небо - священный цвет для тюркских и монгольских народов, белый – как снег - традиционный для народов уральской семьи – финно-угорских и самодийских. А эти народы составляют 95% жителей нашей страны. Именно поэтому российский флаг – своеобразная этническая или национальная карта России. Этнос – синоним слова «народ». А чем различаются разные народы? Давайте попытаемся дать определение, что такое народ или этнос. Составьте из предложенного списка слов определения понятию «Этнос». Этнос – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общим языком, культурой, бытом, самосознанием. |
Слайд 2 Частично-поисковый
Слайд № 3 |
Индивидуальная: |
Формулирование понятия «этнос»
Из предложенных слов составляют определение понятия «Этнос» Проверка- формулируют определение |
Выявить самые многочисленные народы, проживающие в России | Россия – одна из самых многонациональных стран в мире. Здесь проживает представители более 160 национальностей. У нас в Челябинской области их более 30. Какие из народов являются самыми многочисленными? Объявляется конкурс, кто быстрее заберется на лестницу? Расставьте на «лестнице» народы в зависимости от их численности (Статистические материалы: таблица № 1). Семь народов в России – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне – имеют численность населения более 1 млн. чел. Самым многочисленным народом являются русские – 116 млн. чел. А у нас, в Челябинской области сохраняется эта тенденция? |
Слайд № 4
Слайд № 5 Слайд № 7 |
Индивидуальная: работа со статистическими материалами |
Выявление самых многочисленных народов России и Челябинской области. | |
Выяснить, где проживают народы России. | Впервые после переписи населения в 1897 году появилась группа людей, относящих себя к казакам, кряшенам, а около 1, 5 млн. чел. Не отнесли себя ни к одному из народов. Но сколько бы человек не относили себя к тому или иному народу, у всех равные права. Кроме того, многие народы похожи друг на друга: обрядами, традициями, языком. Почему? По карте народов и карте АТУ России в атласе определите, где проживают самые крупные народы, заполните таблицу: |
Слайд № 8 |
Выявление особенностей размещения народов по территории страны и причин на это, повлиявших. | ||
Классифицировать народы по степени языкового родства | Россия – страна многонациональная, а значит, многоязычная. Язык – самый устойчивый признак народа, именно он лежит в основе национального деления. Ученые – лингвисты насчитывают в России 150 языков, на равных учитывая число говорящих на них: на русском– 98% населения или говорящих на языке негидальцев, проживающих на реке Амур, которых всего 622 человека. Некоторые языки очень похожи, а на других точно не договоришься. Народы объединяют по родству языка. Существует так называемое «древо» языков мира. По родству языка народы объединяют в языковые группы и семьи. В России представлены 4 языковые семьи. К каким группам принадлежат самые многочисленные народы России? Для ответа используйте таблицу 1 (приложение №;4) или карту народов в атласе. Проверяем. Народы, каких групп есть на территории Челябинской области? С чем это связано? Где проживают народы на территории Челябинской области? Работа с атласом Челябинской области. |
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
|
Выяснение принадлежности народов России к 4 языковым семьям и группам.
Выявление различий в классификации народов России и в Челябинской области, и причин, их обусловивших. |
||
Расширить представления учащихся об АТУ России.
Сформулировать понятие «титульная республика», |
Практически каждый народ имеет свою территорию для проживания, хочет обладать независимостью. Это учтено в АТУ России. Приведите примеры, какие субъекты РФ названы в честь народов их населяющих? Такие народы, давшие названия национально-территориальные образованиям называются титульными народами. Но не всегда титульные народы преобладают в данном регионе. По таблице 2 выявите, в каких республиках, авт. округах, авт. Областях преобладает титульный народ, подпишите эти регионы на контурной карте. Проверяем. |
Слайд 12.
Слайд № 13
Слайд 14, 15 |
Знакомство с понятием «Титульная республика», выявление титульных республик в России | ||
Домашнее задание. Параграф 40, сделать сообщение «Обычаи и традиции народов России» |
|||||
3 | Стадия рефлексии. Выявить уровень усвоения материала | Насколько хорошо вы знаете народы, проживающие на территории страны. «Игра – угадайка». |
(Приложение № 6) | Оценка способности применить изученный материал | |
Подведение итогов. |