Цели:
- Способствовать совершенствованию речи учащихся, обогащать её, помочь ученицам излагать не только «чужой материал», но и готовить собственный текст.
- Способствовать развитию монологической и диалогической речи.
- Формировать желание избавляться от дурных привычек, искоренять пороки – быть культурным, воспитанным человеком.
Ход урока
1. Речевая разминка (дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика).
Выполнить упражнения «Мячик», «Гласные а, о, у, ы», «Цокот копыт», «Язык змеи», «Грустно – весело», «Почистим зубы языком» и др.
2. Диалогический вариант объяснения. Актуализация знаний, создание точек опоры.
– Тема сегодняшнего урока «Застолье и застольное слово». Мы сегодня с вами должны научиться, не только пересказывать «чужую речь», но и готовить собственный текст.
– Вы наверняка знакомы с таким понятием как «застолье».
– Что же это такое? Кто желает ответить?
Выслушиваются варианты ответов учеников.
На партах лежат тезаурусы с опорным словом « Застолье» (приложение 1), используя их, обучающиеся пробуют дать определение этому понятию.
Тезаурус состоит из опорного слова и слов его объясняющих, при чём слова эти расположены в хаотичном порядке. Работая над определением, обучающиеся могут соединять слова стрелочками. Для лучшего запоминания каждое слово имеет свой цвет.
– В словаре Ожегова даётся следующее определение этому слову.
На доске:
«Застолье – праздничный стол, угощенье, а также сидящие за праздничным столом». (Записать в тетради).
– Теперь давайте поговорим о том, по каким случаям собирают застолье и как правильно вести себя в гостях. Давайте представим, что нас пригласили в гости к подруге на День рождения.
- В первую очередь, расскажем, как необходимо одеться.
- Можно ли опаздывать?
- Что мы должны сделать, когда нас пригласят войти в комнату?
- Как правильно нужно вести себя за столом?
Выслушиваются варианты ответов учеников.
– Вы заметили, мы всё время говорим о правилах: правильно одеться, правильно войти, правильно вести себя за столом.
– Как вы думаете, каким словом называются все эти правила поведения?
Выслушиваются варианты ответов учеников.
– Конечно, это слово этикет. Кто-нибудь знает значение этого слова. Давайте попробуем самостоятельно дать ему определение, используя тезаурус с опорным словом «этикет» (приложение 2).
– В словаре Ожегова дано следующее толкование:
На доске:
«Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения». (Записать в тетради).
3. Ортопедическая пятиминутка.
4. Продолжение знакомства с темой урока, проверка домашнего задания.
– Вы должны были написать застольное слово.
– Кто мне ответит, что это такое «застольное слово» или «тост»?
Используя тезаурусы с опорными словами «застольный» и «тост» обучающиеся дают определения (приложение 3, приложение 4).
– В словаре Ожегова дано следующее толкование:
На доске:
«Застольный – происходящий за столом во время застолья, обеда, банкета». (Записать в тетради).
«Тост – короткая речь с предложением выпить вина в честь кого-нибудь за праздничным столом». (Записать в тетради).
Обучающиеся зачитывают домашнее задание.
5. Вывод:
– Пользуясь тезаурусами, давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке.
Обращаясь к тезаурусам обучающиеся ещё раз дают определения ключевым словам урока.
6. Домашнее задание:
Записать правила поведения в гостях.
7. Выставить оценки за урок.