Урок риторики по теме "Застолье. Застольное слово"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Способствовать совершенствованию речи учащихся, обогащать её, помочь ученицам излагать не только «чужой материал», но и готовить собственный текст.
  2. Способствовать развитию монологической и диалогической речи.
  3. Формировать желание избавляться от дурных привычек, искоренять пороки – быть культурным, воспитанным человеком.

Ход урока

1. Речевая разминка (дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика).

Выполнить упражнения «Мячик», «Гласные а, о, у, ы», «Цокот копыт», «Язык змеи», «Грустно – весело», «Почистим зубы языком» и др.

2. Диалогический вариант объяснения. Актуализация знаний, создание точек опоры.

– Тема сегодняшнего урока «Застолье и застольное слово». Мы сегодня с вами должны научиться, не только пересказывать «чужую речь», но и готовить собственный текст.

– Вы наверняка знакомы с таким понятием как  «застолье».

– Что же это такое?  Кто желает ответить?

Выслушиваются варианты ответов учеников.

На партах лежат тезаурусы с опорным словом « Застолье» (приложение 1), используя их, обучающиеся пробуют  дать определение этому понятию.

Тезаурус состоит из опорного слова и слов его объясняющих, при чём слова эти расположены в хаотичном порядке. Работая над определением, обучающиеся могут соединять слова стрелочками. Для лучшего запоминания  каждое слово имеет свой цвет.

– В словаре Ожегова даётся следующее определение этому слову.

На доске:

«Застолье – праздничный стол, угощенье, а также сидящие за праздничным столом». (Записать в тетради).

– Теперь давайте поговорим о том, по каким случаям собирают застолье и как правильно вести себя в гостях. Давайте представим, что нас пригласили в гости к подруге на День рождения.

  • В первую очередь, расскажем,  как необходимо одеться.
  • Можно ли опаздывать?
  • Что мы должны сделать, когда нас пригласят войти в комнату?
  • Как правильно нужно вести себя за столом?

Выслушиваются варианты ответов учеников.

– Вы заметили, мы всё время говорим о правилах: правильно одеться, правильно войти, правильно вести себя за столом.

– Как вы думаете, каким словом называются все эти правила поведения?

Выслушиваются варианты ответов учеников.

– Конечно, это слово этикет. Кто-нибудь знает значение этого слова. Давайте попробуем самостоятельно дать ему определение, используя тезаурус с опорным словом «этикет» (приложение 2).

– В словаре Ожегова дано следующее толкование:

На доске:

«Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения». (Записать в тетради).

3. Ортопедическая пятиминутка.

4. Продолжение знакомства с темой урока, проверка домашнего задания.

– Вы должны были  написать застольное слово.

– Кто мне ответит, что это такое «застольное слово»  или «тост»?

Используя  тезаурусы с опорными словами «застольный» и «тост» обучающиеся дают определения (приложение 3, приложение 4).

– В словаре Ожегова дано следующее толкование:

На доске:

«Застольный происходящий за столом во время застолья, обеда, банкета». (Записать в тетради).

«Тост – короткая речь с предложением выпить вина в честь кого-нибудь за праздничным столом». (Записать в тетради).

Обучающиеся зачитывают домашнее задание.

5. Вывод:

– Пользуясь тезаурусами, давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке.

Обращаясь к тезаурусам обучающиеся ещё раз дают определения ключевым словам урока.

6. Домашнее задание:

Записать правила поведения в гостях.

7. Выставить оценки за урок.