Цель: выработать формы и методы работы по организации познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Форма проведения: педагогический совет на основе работы проблемных групп.
Подготовительный этап.
Анкетирование учащихся с целью определения уровня удовлетворённости учащихся качеством образовательных услуг и организацией познавательной деятельности в процессе учебно-воспитательной работы.
Анкета для учащихся
- После уроков я стараюсь побыстрее уйти из школы (да, нет).
- На уроке я часто занимаюсь делами, не имеющими отношения к уроку (да, нет).
- Все уроки похожи друг на друга (да, нет).
- Меня интересуют школьные кружки и секции (да, нет).
- У меня есть желание участвовать в школьных делах (да, нет).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. Вступительное слово.
2. Основные целевые установки и ведущая деятельность учащихся различных возрастных групп. Характеристика психолого-возрастных особенностей учащихся (педагог-психолог).
3. Организация познавательной деятельности учащихся различных возрастов на уроках и во внеурочной деятельности. Работа в группах (группы: учителей начальных классов; учителей, работающих в 5-9 классах; учителей, работающих в 10-11 классах).
4. Принятие решения педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА
I. Вступительное слово (заместитель директора по УВР)
Познание—это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
Организация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач, стоящих перед учителем.
Познавательный аспект складывается из выполнения следующих требований:
1.Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.
2.Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, оперативность, прочность.
3.Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые в силу многократного повторения до автоматизма.
4.Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5.Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Организация познавательной деятельности на уроках предусматривает разнообразные приёмы, которые должны иметь широкое применение в учебном процессе и активизировать самостоятельную мысль, творческий потенциал, речевую деятельность ребёнка. Эти приёмы должны опираться на его непосредственный опыт, заинтересовывая, увлекая и ненавязчиво расширяя кругозор. Чтобы уроки носили не только познавательный, но и творческий, оптимистичный характер, необходимо использовать нестандартные формы уроков, приёмы, повышающие интерес к предмету.
С целью определения уровня удовлетворённости учащихся качеством образовательных услуг и организацией познавательной деятельности в процессе учебно-воспитательной работы было проведено анкетирование.
Результаты работы по данному направлению представлены в диаграммах (анализ результатов анкетирования).
Анализ результатов анкетирования позволил выявить недостатки в работе педагогического коллектива по созданию условий успешной организации познавательной деятельности школьников.
Таким образом, задача педагогического совета заключается в том, чтобы наметить пути совместных действий по созданию условий обеспечения эффективности обучения и воспитания школьников.
II. Основные целевые установки и ведущая деятельность учащихся различных возрастных групп (педагог-психолог)
1-4класс: ведущая деятельность–игра; преобладает конкретное мышление; переход от конкретного мышления к смешанному; для концентрации мышления необходимо увеличить процесс торможения; к 3-му классу начинают формироваться группы.
5-9 класс: ведущая деятельность–соревнование (в учёбе, внешнем виде, физических достижениях); смешанное мышление; процесс торможения увеличивать нельзя; переход к абстрактному мышлению ( физика, химия); формирование группировок ( ябедничество); к 9 классу период адаптации завершается; конструирование; мир фантазии; неучастие в коллективе.
10-11класс: ведущая деятельность–творчество, умение отделять главное от второстепенного; не научился–формируется комплекс неполноценности, что способствует вхождению в состав молодёжных группировок и т.д.; переход к абстрактному мышлению; «мы» переходит на «я», что приводит к формированию целеустремлённости и отражается на учёбе и выборе профессии; период влюблённости; необходимость понимания эмоциональной сферы ребёнка.
III. Работа в группах
Организация познавательной деятельности учащихся различных возрастов на уроках и во внеурочной деятельности. Определение путей совместных действий по созданию условий обеспечения эффективности обучения и воспитания школьников различных возрастов.
IV. Решение педсовета
1. При организации познавательной деятельности ориентироваться на психологические особенности возраста учащихся.
2.Ориентироваться в организации познавательной деятельности на интересы детей и подростков через работу школьного научного общества, участия в интеллектуальном марафоне и конкурсах по различным направлениям.
3.Использовать на уроках и во внеурочной деятельности современные информационные технологии в образовании (компьютер, Интернет, медиапродукты, видеофильмы).
4.Совершенствовать педагогическое мастерство через работу школьного научно-методического семинара и обмен опытом.
5.Обобщить опыт работы педагогических работников образовательного учреждения по организации познавательной деятельности учащихся.