Цели:
- Проверка и систематизация знаний по теме: Положительные и отрицательные числа.
- Развитие умений выполнять действия с положительными и отрицательными числами, работать в координатной плоскости, с числовыми промежутками.
- Воспитание творческой, активной, толерантной личности, развитие умений работать с ПК, интерактивной доской.
Оборудование:
Интерактивная доска, ПК, шары, наполненные гелием с написанными на них математическими формулами, карта звёздного неба, переносные доски, передвижная доска с видами г. Курска, самохарактеристиками, мультимедийная презентация, конверты с заданиями, костюм мага, бейджики с фамилией и именем участника встречи, карта звёздного неба.
Формы, приемы и методы работы:
Групповая, фронтальная - “Лото”, “Кроссворд”, “Викторина”, театрализованное представление, помощники-консультанты.
Мероприятие проводят два учителя, преподающие математику в параллели 6-х классов.
Организационный момент. Приложение 1
Вступительное слово учителя:
Лариса Николаевна
Здравствуйте ребята! А теперь повернитесь друг к другу, как мы с Ольгой Петровной, улыбнитесь друг другу, обменяйтесь дружеским рукопожатием и представьтесь друг другу. (Слайд №1,2). Садитесь.
Сегодня мы проводим учебную встречу учеников 6 классов – “Давайте познакомимся!” (Слайд №3). Проведём мы встречу под девизом: “Решай, ищи, твори и мысли!” (Слайд №4).
Ольга Петровна
Итак, мы позитивно настроены на учебную встречу. Как часто бывает: люди живут в одном доме, учатся в одной параллели, работают в одном коллективе, но не общаются друг с другом, т. к. не знают интересов друг друга, увлечений, характера. А между тем, жизнь намного интереснее в общении, дружбе, в коллективном выполнении каких-то общих задач.
Вот и наша цель: познакомить вас поближе, помочь вам, ребята, проявить свои знания по теме “Положительные и отрицательные числа” и зарядиться хорошим настроением от встречи. (Слайд №5)
За верные ответы вы будете презентоваться жетонами - “смайликами”. Улыбка – лучшая награда! Помогать нам будут экскурсоводы – Полянская Кристина и Малышева Даша. Отправной точкой нашей встречи будет кабинет информатики № 216, где мы сейчас находимся. (Слайд № 6)
Итак, с чего и с кого мы начнем наше знакомство, узнаем, ответив на теоретические вопросы:
- О.П. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
- Л.Н. Сформулируйте правило сложения положительных и отрицательных чисел.
- О.П. Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
- Л.Н. В какой координатной четверти находится точка А (-80;800)?
- О.П. В каких координатных четвертях абсцисса и ордината точки координатной плоскости имеют разные знаки?
- Л.Н. Назовите координаты точки, симметричной точке К (а;в), относительно оси ОХ. (Слайд №7, слайд№8)
Ольга Петровна
Встаньте, пожалуйста, те, кто получил смайлики. Назовите букву на обратной стороне смайлика. Из этих букв составьте женское имя. (София, слайд №9). Итак, наше знакомство мы начнём с Софии Феоктистовой. София, представься, пожалуйста. (Коротко рассказывает о себе, слайды №10-№14). Ребята, понятия “положительные ” и “отрицательные ” встречаются не только в математике, но и в повседневной жизни. София, представь нам свою самохарактеристику. София: “….Буду стараться, чтобы в графе “+” был перевес над “-””.
Ольга Петровна
Спасибо!
К кому же теперь мы отправимся в гости? Математическое лото нам поможет в этом. Положите, пожалуйста, на стол переносные доски и мелки. На классной доске записаны задания к математическому лото, таблица с ответами – на интерактивной доске. Выбираете верный ответ и записываете слово, которое у вас получилось на переносных досках. За верно выполненное задание получаете 2 смайлика, если есть ошибка – 1смайлик.
Вопросы: (на классной доске)
- Найдите наименьшее целое число на промежутке (-5;5).
- 0,3 : (-0,1)
- -1/8: (-2)
- 1 5/12 – 2 6/12
- Найдите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку (-8;-3 ].
- -1/32*(-2)
- Символическая запись?
- Число, противоположное к - (-8)?
И) (-200;150] | Р) 1/16 | С) 1/8 | Д) -13/12 |
У) 1/4 | К) [-200;150] | Г) -4 | М) 8 |
А) -3 | Х) -5 | Е) 3 | Я) -8 |
ГАРДАРИЯ
Ребята, у вас получилось слово “гардария”. Поднимите руку, кто является членом нашей школьной детской организации “Гардария”?
Ольга Петровна
Давайте объясним, почему вы выбрали именно ваш ответ. (Слайды № 16,17)
А теперь слово предоставляем нашим экскурсоводам и помощникам – Кристине и Дарье. Они проведут с вами экскурс в историю этого детского объединения.
Кристина: (показывает герб “Гардарии”)
- “Гардария” – это страна городов, а для нас “Гардария” - школа, где “города” - это классы, а граждане – это все ученики. “Гардария” - это “крепость” нашей школы с широко открытыми воротами, демонстрирующие единство всего школьного коллектива. Солнце над “Гардарией” символизирует дружбу и теплоту отношений в нашей школе. В этом году у детской организации “Гардария” - юбилей. Нам 10 лет. Первоначально в состав детской организации входило 86 человек. “Гардария” сразу стала активно участвовать во всех школьных и городских мероприятиях. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты.
Дарья: 10 лет – это, конечно, немного. Но и за этот небольшой срок мы успели сделать многое. Наша детская организация всегда стремится быть впереди, вести за собой, делать добро людям, ведь недаром девиз нашего детского объединения: “Спешите творить добро!” С 2004 года “Гардария” на городских мероприятиях занимает только призовые места. (Слайды № 18, 19, 20).
Ольга Петровна
От Софии Феоктистовой мы вернулись опять в родную школу.
Лариса Николаевна
Спасибо, девочки, за интересный экскурс в историю нашей школьной детской организации. Ребята, вы заметили, что Шашков Женя является членом нашей д/о “Гардария”. Послушаем его. Представься нам, пожалуйста. (Шашков Евгений рассказывает о себе, своих увлечениях, положительных и отрицательных качествах характера. “…. Развиваю внимание, целеустремлённость, воспитываю упорство в достижении цели, стараюсь давать чёткие ответы на поставленные вопросы: да или нет.”)
Лариса Николаевна
Женя может сделать выбор в конкретной ситуации. А как вы ответите на вопросы: “Верно ли? Может ли?”. Сейчас мы это узнаем. Давайте повторим правила работы за компьютером, технику безопасности, потому что задания будем выполнять на ПК. Занимаем места за монитором. Создайте, пожалуйста, таблицу 6 на 2, т.е. 6 столбцов и 2 строки. Первую строку пронумеруйте от 1 до 6. Во второй строке будете писать ответы. Договоримся, если утверждение верно, то вы пишите – 1, если нет – 0. В итоге у вас получится набор 1 и 0. Занимаем свои места у компьютера. Верно выполненные задания будут отмечаться смайликами.
Читаю вопросы задания на интерактивной доске. (Слайд № 21)
1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
На экранах монитора. Помощники раздают смайлики.
Итак, у вас получился такой код: 111010 (Слайд № 22)
Пересядьте, пожалуйста, за парты.
А как вы аргументировали свои ответы? Проверка и объяснение выбора ответа.
Вопросы к заданию:
- Верно ли, что из 2 отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше?
- Верно ли, что любое число, которое меньше отрицательного числа, также является отрицательным?
- Верно ли, что если из меньшего числа вычесть большее, то разность будет отрицательной?
- Может ли сумма 2 отрицательных чисел равняться 0?
- Может ли сумма 2 чисел с разными знаками равняться 0?
- Верно ли, что если меньшему числу прибавить большее, то сумма будет положительной?
Ольга Петровна
Итак, самые решительные, верно сделали свой выбор. Среди них и ученик 6 Г класса – Глянцев Иван. Поэтому в гости мы отправляемся к нему. Принимай, Ваня, гостей! Представься, пожалуйста! (Рассказывает о себе: “ Я, Глянцев Иван, родился в городе Курске 31 декабря 1996 года. …..)
Ольга Петровна
Везёт тебе, Ваня! 31 декабря - День твоего рождения и Новогодний праздник, в ночь с 31 на 1 января! Вся страна празднует! Бой курантов возвестит наступление Нового 2009 года. На этом празднике все ждут какого-то чуда, доброй сказки.
Лариса Николаевна
А добрую сказку, вы услышите, выполнив следующее задание:
Отметьте данные точки на координатной плоскости, соедините эти точки отрезками. Кто самый быстрый и лучше всех ориентируется в прямоугольной системе координат?
(Слайд № 23). У детей и гостей на листочках в клетку готовая система координат.
Первых 6 учеников мы отметим смайликами. Ребята, а что это за фигура в вас получилась? Покажите ее на карте звездного неба. Разворачивается карта звёздного неба.
Ольга Петровна
(Слайд №24) Ребята, мы и не заметили, как стали космическими путешественниками! Давайте отдохнём и под приятную музыку послушаем легенду древних греков и загадаем желание под Новый год. Тихо звучит музыка на фоне слайда и ученик рассказывает миф о Большой и Малой Медведице:
У древних греков существовал миф о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу, её любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.
Лариса Николаевна
Рассказывал миф ученик 6 класса, увлекающийся чтением литературы, любитель театра и кино Никурадзе Нодар.
Ольга Петровна
Ребята, поднимите руку те, кто любит разгадывать кроссворды? Ваше желание исполняется! Только теперь разгадывать кроссворд мы будет все вместе, вписывая слова кроссворда на листочка, которые у вас на партах и на интерактивную доску. (Слайд №25). (Дети по желанию выходят к интерактивной доске и заполняют клеточки кроссворда). Прочтите имя мальчика, которое у вас получилось по вертикали.
Лариса Николаевна
Где Илья Домнин? Принимай гостей! Расскажи нам о себе и веди к себе в гости. (Ученик представляет свою самохарактеристику: “… Люблю аргументировать и доказывать свои убеждения, люблю удивлять друзей и знакомых фокусами.”)
Ольга Петровна
Обращаюсь ко всем 6 - классникам: “ Какое известное высказывание о числах написано над классной доской в кабинете № 210? И в прошлом, и в это учебном году, каждый день это высказывание известного математика было у вас перед глазами. (Ответ: “Числа правят миром!” Пифагор)
После того, как дети ответят, показываем слайд №27
Очень любит фокусы, так написал в своей самохарактеристике, Илья. Он предстанет перед вами сейчас в роли факира.
(Слайд №28) Звучит таинственная музыка.
Факир: О, достопочтенные! Сейчас вы действительно убедитесь, что миром правят числа!
Фокус:
- Задумайте два числа.
- Из первого вычтите второе, результат запишите.
- Теперь из второго вычтите первое, результат запишите.
- Сложите полученные результаты.
- Получится 0.
Мой фокус имеет простое математическое обоснование. Если из первого вычесть второе, а из второго вычесть первое, то получатся два противоположных выражения, а их сумма равна нулю:
(a-b)+(b-a)=a-b+b-a=0
Лариса Николаевна
Ребята, а кто увлекается спортом? Среди нас есть ученик – Синяков Антон, который занял 1 место на городских соревнованиях по Дзюдо. Антон приглашает нас к себе в гости. (Самохарактеристика Антона)
Лариса Николаевна
А теперь мы займёмся тренировкой умственных мышц. На представленном слайде найдите имена трёх учёных – математиков. (Пифагор, Платон, Евклид). (Слайд № 29)
Ольга Петровна
Ребята! Вы молодцы! Все очень старались, показали прочное знание темы: “Положительные и отрицательные числа”! Поднимите вверх смайлики. У вас такое же настроение, как на смайликах? Сегодня вы познакомились с ребятами из одной параллели, лучше узнали друг друга, побывали в гостях. После окончания встречи можете подойти к передвижной доске и прочесть самохарактеристики остальных ребят, к кому мы не успели “сходить” в гости. А еще вы каждый получаете новогоднее поздравление от нового друга. Но прочесть его сможете лишь после того, как дома выполните задание: “Составь открытку!” Удачи Вам! (Помощники раздают открытки. На одной стороне двойной открытки предложено 9 заданий по теме, вписанных в ячейки таблицы 3х3, а вторая половина открытки с ответами разрезана на прямоугольники. Ученик, верно выполнивший задание, прикладывая прямоугольники с ответами на примеры, восстанавливает разрезанную половинку открытки.)