Итоговый урок по математике в 6-м классе по теме "Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • повторить решение пропорций, применяя основное свойство пропорций, решение задач на применение свойств прямой и обратной пропорциональной зависимости;
  • проверить готовность детей к контрольной работе;
  • развивать в детях смекалку и умение оригинально мыслить, развивать в детях чувство индивидуальности и умение работать самостоятельно и в группах, способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать интерес детей к математике.

Подготовить детей к уроку: предупредить детей заранее, чтобы они придумали название, девиз, эмблему для своей команды, выбрать капитанов команды (по количеству рядов) обсудить детьми, как будут подводиться итоги.

Оборудование:

  • карточки с вопросами, уравнениями, задачами (Приложение 1);
  • мозаика;
  • карточки для конкурса «Гимнастика ума»  (готовятся заранее) (Приложение 2);
  • ведомость результативности  (записана на доске) (Приложение 3).

Ход урока

1. Организация класса на урок

a) Приветствие.
б) Наведение рабочего порядка.

2. Объявление темы и цели урока

Учитель: - Сегодня мы с вами на уроке подводим итоги ваших знаний и умений по теме «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости». На уроке вы покажете готовность к контрольной работе по этой теме. Слово предоставляется капитанам команд. На представление каждой команды 3 минуты.

3. Проверка усвоения изученного материала.

1) Взаимоопрос (команды задают  по два вопроса друг другу)

  1. Что такое пропорция?
  2. Как называют «х» «у» в пропорции x : а = b : y?
  3. Как называют числа «m» «n» в пропорции  a : m = n : b?
  4. Сформулируйте основное свойство пропорций.
  5. Какие величины называют прямо пропорциональными?
  6. Приведите пример прямо пропорциональных величин.
  7. Какие величины называют обратно пропорциональными?
  8. Приведите примеры обратно пропорциональных величин.

Каждый правильный ответ + 1 балл, а каждый неправильный ответ - 1 балл. Результаты заносятся в ведомость результативности на доске.

2) Решение уравнений (карточки) Карточки с переменными

Учитель: - Перед вами на каждой парте карточки с уравнениями, капитаны дадут вам карточку с переменными, уравнение с этой переменной вы и решаете. Потом к доске выходят сразу трое учеников, из каждого ряда выходит тот, у кого карточка с этой переменной. Ответ записывается на доске, за правильный ответ + 1 балл, неправильный - 1 балл. Если нет правильного ответа, то разобрать на доске.

3) Результаты заносятся в ведомость результативности на доске

Учитель: - На каждой парте лежат листы с задачами, каждый выбирает задачу по себе, но оцениваться они будут одинаково, в 2 балла. За одной партой решаются разные задачи. Капитаны выбирают: кто будет решать задачу на доске от их команды, затем проверяется их решение, если никто не решил задачу, её решают коллективно на доске.

Результаты заносятся в ведомость результативности на доске.

4.

Задача от Петиной бабушки

Для приготовления 12 котлет требуется 960 г. мясного фарша и 160 г. белого хлеба. Имеется 200 г. белого хлеба. Сколько котлет можно из него приготовить? Сколько граммов фарша для этого потребуется?

Задача от Петиного папы:

Для расчистки улицы от снега, 3 снегоуборочных машины работали 340 минут. За сколько минут эту улицу расчистили бы 5 снегоуборочных машин?

Задача от Петиной мамы:

Печатая со скоростью 90 знаков в минуту, мама набирает рукопись за 4 часа. Сколько времени потребуется маме на набор этой рукописи, если она будет печатать со скоростью 120 знаков в минуту?

Задача от Петиного брата:

Петин брат Коля прочитал книгу в 70 страниц за 50 минут. Сколько страниц прочитает Коля за 2 часа 30минут?

5.

Учитель: - Перед вами пакет с геометрическими фигурами: прямоугольниками, треугольниками, квадратами, четырёхугольниками, необходимо из них собрать заданную фигуру, мозаику. Первый получает 2 балла, второй 1 балл, третий 0 баллов.

Результаты заносятся в ведомость результативности на доске.

Учитель: - А сейчас конкурс «Гимнастика ума».

Карточки находятся на столах.

Результаты проверяются на доске, итоги заносятся в ведомость результативности.

6. Подведение итогов

По ведомости результативности можно подсчитать общее количество баллов команд. За правильные ответы выставляются оценки.

Список литературы:

  1. А.И. Ершова, Математика 6 самостоятельные и контрольные работы. Текст / А.И. Ершова, В.В. Голобородько.- М.: «Илекса»,2005г.