Цели урока:
- повторить решение пропорций, применяя основное свойство пропорций, решение задач на применение свойств прямой и обратной пропорциональной зависимости;
- проверить готовность детей к контрольной работе;
- развивать в детях смекалку и умение оригинально мыслить, развивать в детях чувство индивидуальности и умение работать самостоятельно и в группах, способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать интерес детей к математике.
Подготовить детей к уроку: предупредить детей заранее, чтобы они придумали название, девиз, эмблему для своей команды, выбрать капитанов команды (по количеству рядов) обсудить детьми, как будут подводиться итоги.
Оборудование:
- карточки с вопросами, уравнениями, задачами (Приложение 1);
- мозаика;
- карточки для конкурса «Гимнастика ума» (готовятся заранее) (Приложение 2);
- ведомость результативности (записана на доске) (Приложение 3).
Ход урока
1. Организация класса на урок
a) Приветствие.
б) Наведение рабочего порядка.
2. Объявление темы и цели урока
Учитель: - Сегодня мы с вами на уроке подводим итоги ваших знаний и умений по теме «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости». На уроке вы покажете готовность к контрольной работе по этой теме. Слово предоставляется капитанам команд. На представление каждой команды 3 минуты.
3. Проверка усвоения изученного материала.
1) Взаимоопрос (команды задают по два вопроса друг другу)
- Что такое пропорция?
- Как называют «х» «у» в пропорции x : а = b : y?
- Как называют числа «m» «n» в пропорции a : m = n : b?
- Сформулируйте основное свойство пропорций.
- Какие величины называют прямо пропорциональными?
- Приведите пример прямо пропорциональных величин.
- Какие величины называют обратно пропорциональными?
- Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
Каждый правильный ответ + 1 балл, а каждый неправильный ответ - 1 балл. Результаты заносятся в ведомость результативности на доске.
2) Решение уравнений (карточки) Карточки с переменными
Учитель: - Перед вами на каждой парте карточки с уравнениями, капитаны дадут вам карточку с переменными, уравнение с этой переменной вы и решаете. Потом к доске выходят сразу трое учеников, из каждого ряда выходит тот, у кого карточка с этой переменной. Ответ записывается на доске, за правильный ответ + 1 балл, неправильный - 1 балл. Если нет правильного ответа, то разобрать на доске.
3) Результаты заносятся в ведомость результативности на доске
Учитель: - На каждой парте лежат листы с задачами, каждый выбирает задачу по себе, но оцениваться они будут одинаково, в 2 балла. За одной партой решаются разные задачи. Капитаны выбирают: кто будет решать задачу на доске от их команды, затем проверяется их решение, если никто не решил задачу, её решают коллективно на доске.
Результаты заносятся в ведомость результативности на доске.
4.
Задача от Петиной бабушки
Для приготовления 12 котлет требуется 960 г. мясного фарша и 160 г. белого хлеба. Имеется 200 г. белого хлеба. Сколько котлет можно из него приготовить? Сколько граммов фарша для этого потребуется?
Задача от Петиного папы:
Для расчистки улицы от снега, 3 снегоуборочных машины работали 340 минут. За сколько минут эту улицу расчистили бы 5 снегоуборочных машин?
Задача от Петиной мамы:
Печатая со скоростью 90 знаков в минуту, мама набирает рукопись за 4 часа. Сколько времени потребуется маме на набор этой рукописи, если она будет печатать со скоростью 120 знаков в минуту?
Задача от Петиного брата:
Петин брат Коля прочитал книгу в 70 страниц за 50 минут. Сколько страниц прочитает Коля за 2 часа 30минут?
5.
Учитель: - Перед вами пакет с геометрическими фигурами: прямоугольниками, треугольниками, квадратами, четырёхугольниками, необходимо из них собрать заданную фигуру, мозаику. Первый получает 2 балла, второй 1 балл, третий 0 баллов.
Результаты заносятся в ведомость результативности на доске.
Учитель: - А сейчас конкурс «Гимнастика ума».
Карточки находятся на столах.
Результаты проверяются на доске, итоги заносятся в ведомость результативности.
6. Подведение итогов
По ведомости результативности можно подсчитать общее количество баллов команд. За правильные ответы выставляются оценки.
Список литературы:
- А.И. Ершова, Математика 6 самостоятельные и контрольные работы. Текст / А.И. Ершова, В.В. Голобородько.- М.: «Илекса»,2005г.