Цель:
- расширить знания учащихся о музыкальных инструментах, закрепить понятие «тема текста», дать понятия «тема широкая», «тема узкая», развивать умения сравнивать, развивать у учащихся мыслительную деятельность, интерес к слушанию музыки;
- воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний; формирование потребности в восприятии музыки.
Оборудование: рисунки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, фотографии , грамзапись игры на народных струнных инструментах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый наш урок как происшествие,
Нам на радость всем оно дано,
Ждёт нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно.
II. Проверка домашнего задания.
Зачитывают связные рассказы «Мои родственники (друзья) из России», «Моё путешествие в Россию»
III. Подведение итогов проверки домашнего задания.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Вступительное слово учителя
- Музыка… Она возникла, когда человек научился организовывать звуки так, чтобы выразить в них свои мысли и чувства. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. А первые инструменты появились очень давно - 13 тыс. лет до нашей эры.
Инструменты музыкальные,
Я скажу вам - уникальные
Их огромное количество
Увлекает ученичество.
- Музыканты долго думали, как быть?
И решили их по группам разделить,
Чтоб не путали в оркестре никогда
Инструментов этих чудо-голоса!
2. Чтение детьми стихотворения
Лесные музыканты
Собирались музыканты на зеленый на лужок.
Приносили музыканты – кто сопилку, кто рожок.
Выходили гуси, выносили гусли.
Раз по струнам провели – все деревья зацвели.
Три веселых кошки взяли в лапки ложки –
Деревянные, резные, звонкие да расписные!
Если в бубен бьет медведь – бубну как не зазвенеть?
Захотелось даже зайке поиграть на балалайке.
Заиграл – и в тот же час все в лесу пустились в пляс
3. Беседа
- Какие музыкальные инструменты называют народными?
- Какие вы знаете музыкальные народные инструменты?
4. Прослушивание музыкальной игры на народных струнных инструментах
V. Мотивация учебной деятельности
- Отгадав загадку, вы узнаете, о каком музыкальном инструменте мы будем говорить сегодня на уроке
В лесу выросло,
Из лесу вынесено,
На руках плачет,
А на полу скачет.
(балалайка)
VI. Сообщение темы и задач урока
- Мы узнаем, откуда появилась балалайка, почему она так называется, кто из выдающихся музыкантов играл на балалайке.
VII. Восприятие и осознание нового материала..
1. Выступление заранее подготовленных учеников
Об истории происхождения балалайки.
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. А может быть, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика.
Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной стране.Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала.
О выдающемся музыканте В. В. Андрееве
Однажды, путешествуя по своему имению, молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента и решил он сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Василий Васильевич поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.
Балалайка распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Композиторы обратили внимание на балалайку, она зазвучала с оркестром.
Сегодня балалайка продолжает жить и является олицетворением русской культуры.
Физкультминутка
2. Словарная работа
Дотоле – до тех пор, ранее
Флигель – боковая пристройка к главному зданию или дому во дворе большого здания
Трапеза – общий стол для приёма пищи в монастыре
Посох – длинная толстая палка с заострённым опорным концом
Популятность– широкая известность, признание
3. Орфоэпическая работа
Баловáться, бренчлúвый, гóрленки, ухвáтливый
4. Чтение текста «Возвращение балалайки» вслух.
5. Чтение шёпотом с условными обозначениями.
+ знаю
- не знаю
V где-то слышал
? это интересно
6. Беседа по прочитанному.
- Какие музыкальные инструменты упоминаются в этом тексте? (бандура, гитара, мандолиеа, волынка, кантеле, балалайка)
- Что обозначает слово балалайка? (балагурить – пустозвонить)
- Какой музыкальный инструмент способствовал возрождению интереса к балалайке?
- О каких «родственниках» балалайки вспоминается в тексте? ( о гитаре, домбре)
- Какие пометки сделали?
VIII. Закрепление и осмысление знаний
1. Беседа
- Что такое тема текста? (это то, что скрепляет отдельные предложения)
- Что такое подтемы? (это узкие темы, из которых состоит основная, широкая тема)
2. Работа в парах
- Найдите в тексте как можно больше подтем, которые составляют текст «Возвращение балалайки».
(О первой встрече Андреева с балалайкой)
(О «родственниках» балалайки)
(О том, что обозначает слово «балалайка»)
(О том, из чего можно было сделать балалайку)
( Кто возродил интерес к балалайке)
XIX. Обобщение и систематизация знаний.
1. Рефлексия. (Метод кубирования)
Рассказывают о балалайке. На гранях куба:
- опишите это (деревянный струнно-щипковый инструмент)
- сравните (похожа на гитару, домбру)
- установите ассоциацию (олицетворяет русскую культуру)
- проанализируйте
- найдите применение (в оркестре народных инструментов)
- предложите аргументы «за» и «против» («за» интерес к народному инструменту не должен угасать, т.к. балалайка – олицетворение русской культуры; «против» балалайку вытеснили гитара, гармонь)
2. Работа над пословицами
- Многие пословицы и поговорки как бы оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поведение того или иного человека:
- Соберите пословицу, объясните смысл.
Вывернулся, как |
|
|
Мартын с балалайкой. |
Наш брат Исайка — |
|
|
без струн балалайка. |
На словах, что на гуслях, |
|
|
на деле — что на балалайке. |
X. Итог урока
- С каким музыкальным инструментом познакомились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
XI. Домашнее задание с. 46-52 читать, пересказывать:
- I ряд Подобрать загадки о музыкальных инструментах
- II ряд Подобрать пословицы, поговорки со словом «балалайка»
- III ряд Составить связное высказывание «Нужно ли возрождать интерес к балалайке?»
- В завершении предлагаю исполнить песню о балалайке
Дети поют песню о балалайке.