Цель: создание условий для вхождения учащихся в мир пословиц и поговорок северных народностей Красноярского края.
Задачи:
- познакомить с пословицами народов Севера;
- развивать творческую активность учащихся;
- продолжить формирование у учащихся логического мышления, грамотных устных высказываний.
- воспитывать в детях чувство любви и уважения к творчеству народов Севера.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки с заданием для индивидуальной работы, “карты настроения” по итогам урока, учебник.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Мы продолжаем знакомиться с культурой народов Севера.
- Какие умения вы приобрели, изучая различные жанры фольклора? (узнали о сказках, загадках, сами придумывали сказки и загадки, научились находить признаки национальных сказок)
- Что мы узнали о сказке? (нет рифмы, большой
сюжет, чему-то учит)
- О загадке? (маленький сюжет, есть рифма, ритм)
Вывод – показ слайда № 1
III. Мотивация.
- А как вы думаете, все ли мы “открытия” совершили, путешествуя по миру северного фольклора? (нет).
- Я хочу предложить вам прочитать небольшие тексты. (слайд №2). Попробуйте определить жанр подобных текстов. (это пословицы). Совершенно верно, это пословицы. Именно этому фольклорному жанру мы посвятим свое сегодняшнее путешествие. (слайд №3)
- А что такое пословица? Как вы понимаете? (слайд №4)
IV. Изучение нового материала.
- Я предлагаю вам прочитать текст.. (слайд
№5)
- Попробуйте порассуждать в группах, что это за
текст? Дайте объяснение своим догадкам.
- В каких жизненных ситуациях могли возникнуть
такие пословицы?
- А каким нужно быть человеком, чтобы сочинить
подобные пословицы? (мудрым, добрым, умным)
- Вам предложены ненецкие пословицы. Прочитайте
их. Какие слова показались вам сложными,
странными? Как вы думаете, что они обозначают? (слайд №6)
- Попробуйте объяснить смысл этих пословиц. В каких случаях их можно употреблять? Можете подобрать схожие по смыслу русские пословицы, значения которых вам хорошо известны?
- В чем особенность этого жанра? (в коротком
тексте заложен глубокий смысл)
- Прочитайте пословицы на с.26.Чем объединены эти
пословицы? О чем они? (о труде)
- Может ли русская пословица раскрыть этот же
смысл? Объясните, почему.
- Предлагаю вам следующую работу выполнить по группам. Прочитайте пословицы, записанные на карточках. (приложение №1). Можно ли распределить эти пословицы в группы по разному смыслу?
- Какая из этих пословиц вам больше всего нравится?
V. Закрепление новых знаний.
Раздаются карточки, где написаны части пословиц (приложение №2). Учащиеся должны соединить линиями части так, чтобы получилась пословица. Группа ребят работает на ПК, где выполняет подобную работу. (слайды № 9-20)
- Какую пословицу вы составили быстро?
Объясните, почему?
- Я предлагаю вам взять карточку с пословицей,
прочитать ее и объяснить смысл пословицы. (приложение №3)
- Что общего в этих пословицах?
VI. Домашнее задание.
- Вы уже знаете, что у каждого народа, даже в каждой местности были свои пословицы. Попробуйте спросить у своих бабушек и дедушек, какие они знают пословицы. Наверняка они их знают много. А также сами попробуйте свои силы в сочинении пословиц.
VI. Рефлексия.
- Ребята, я получила удовольствие от работы с вами, а какое настроение осталось после этого урока у вас? (ребятам раздается “карта настроений”). Попробуйте показать свое настроение с помощью цвета. Для этого выберите соответствующий вашему настроению цвет и закрасьте им прямоугольник напротив вашей фамилии – красный цвет – было интересно, синий цвет – было скучно и неинтересно.