Информационные технологии на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: создание условий для вхождения учащихся в мир пословиц и поговорок северных народностей Красноярского края.

Задачи:

  • познакомить с пословицами народов Севера;
  • развивать творческую активность учащихся;
  • продолжить формирование у учащихся логического мышления, грамотных устных высказываний.
  • воспитывать в детях чувство любви и уважения к творчеству народов Севера.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки с заданием для индивидуальной работы, “карты настроения” по итогам урока, учебник.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Мы продолжаем знакомиться с культурой народов Севера.

- Какие умения вы приобрели, изучая различные жанры фольклора? (узнали о сказках, загадках, сами придумывали сказки и загадки, научились находить признаки национальных сказок)

- Что мы узнали о сказке? (нет рифмы, большой сюжет, чему-то учит)
- О загадке? (маленький сюжет, есть рифма, ритм)

Вывод – показ слайда № 1

III. Мотивация.

- А как вы думаете, все ли мы “открытия” совершили, путешествуя по миру северного фольклора? (нет).

- Я хочу предложить вам прочитать небольшие тексты. (слайд №2). Попробуйте определить жанр подобных текстов. (это пословицы). Совершенно верно, это пословицы. Именно этому фольклорному жанру мы посвятим свое сегодняшнее путешествие. (слайд №3)

- А что такое пословица? Как вы понимаете? (слайд №4)

IV. Изучение нового материала.

- Я предлагаю вам прочитать текст.. (слайд №5)
- Попробуйте порассуждать в группах, что это за текст? Дайте объяснение своим догадкам.
- В каких жизненных ситуациях могли возникнуть такие пословицы?
- А каким нужно быть человеком, чтобы сочинить подобные пословицы? (мудрым, добрым, умным)
- Вам предложены ненецкие пословицы. Прочитайте их. Какие слова показались вам сложными, странными? Как вы думаете, что они обозначают? (слайд №6)

- Попробуйте объяснить смысл этих пословиц. В каких случаях их можно употреблять? Можете подобрать схожие по смыслу русские пословицы, значения которых вам хорошо известны?

- В чем особенность этого жанра? (в коротком тексте заложен глубокий смысл)
- Прочитайте пословицы на с.26.Чем объединены эти пословицы? О чем они? (о труде)
- Может ли русская пословица раскрыть этот же смысл? Объясните, почему.

- Предлагаю вам следующую работу выполнить по группам. Прочитайте пословицы, записанные на карточках. (приложение №1). Можно ли распределить эти пословицы в группы по разному смыслу?

- Какая из этих пословиц вам больше всего нравится?

V. Закрепление новых знаний.

Раздаются карточки, где написаны части пословиц (приложение №2). Учащиеся должны соединить линиями части так, чтобы получилась пословица. Группа ребят работает на ПК, где выполняет подобную работу. (слайды № 9-20)

- Какую пословицу вы составили быстро? Объясните, почему?
- Я предлагаю вам взять карточку с пословицей, прочитать ее и объяснить смысл пословицы. (приложение №3)
- Что общего в этих пословицах?

VI. Домашнее задание.

- Вы уже знаете, что у каждого народа, даже в каждой местности были свои пословицы. Попробуйте спросить у своих бабушек и дедушек, какие они знают пословицы. Наверняка они их знают много. А также сами попробуйте свои силы в сочинении пословиц.

VI. Рефлексия.

- Ребята, я получила удовольствие от работы с вами, а какое настроение осталось после этого урока у вас? (ребятам раздается “карта настроений”). Попробуйте показать свое настроение с помощью цвета. Для этого выберите соответствующий вашему настроению цвет и закрасьте им прямоугольник напротив вашей фамилии – красный цвет – было интересно, синий цвет – было скучно и неинтересно.