Урок "Улей" в 7-м классе по теме "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Методические рекомендации по проведению урока – «улей».

Урок, который я хочу представить, проводится при закреплении знаний по пройденной теме. Этот урок – особым образом организованная самостоятельная работа учащихся. Для этого урока учитель должен заранее приготовить чистые листочки форматом в половину или четверть тетрадного листа (примерно 8-10 штук на каждого ученика). Пользоваться тетрадью или черновиком на этом уроке запрещается, учащиеся должны иметь при себе только ручки. К этому уроку необходимо приготовить карточки с заданиями для учащихся. В каждой карточке пишутся задания разным цветом, т.к. степень их трудности различна. Оценка «3» соответствует тексту, написанному зеленым цветом, оценка «4» – синему, оценка «5» – красному. Для того чтобы работа проходила быстро и организованно, учителю необходимо иметь на уроке 3 помощника (по 1 на ряд, это будут так называемые «царицы – матки») для быстрой проверки правильности выполнения заданий у учащихся.

Кроме того, необходимо приготовить специальный стенд (в форме «сотов») для учета каждого выполненного задания. На стенде слева помещается колонка с фамилиями учащихся, а справа – колонки с номерами заданий. В этих колонках ответственный за заполнение «сотов» либо цветом заштриховывает клеточку, либо результат проставляет в баллах за каждое выполненное задание. Учащиеся имеют право свободного выбора задания, по которому они хотят работать (на «3», на «4», на «5»).

Пока учащиеся заняты анализом трудности задания, учитель раздает им по одному листочку для выполнения первого задания самостоятельной работы. Остальные листочки сложены отдельно так, чтобы учащиеся могли их свободно взять, сдав первый листочек помощникам.

После проведенной подготовки учитель объявляет о начале самостоятельной работы. Ученики на своих листочках выполняют задания первой карточки. Как только задание выполнено, ученик поднимает руку и проверяющий, ответственный за этот ряд, забирает листочек и отмечает результат в «сотах». Если ответ неправильный, то листочек возвращается, чтобы исправить ошибку или выполнить задание более легкого варианта.

Ниже дан текст одного из заданий.

К – 1. Физические и химические явления.

Определите, какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие – к химическим.

На «5»: таяние снега, помутнение воды от углекислого газа, ржавление гвоздя, гниение листьев, кипение воды.

На «4»: горение свечи, свечение нити накаливания в электрической лампочке, почернение серебряной ложки, растворение сахара в воде.

На «3»: засахаривание варенья, прокисание молока, почернение медной пластинки при нагревании.

Работа прекращается за 5 минут до звонка. За это время учитель вместе со своими помощниками дает оценку подготовке всего класса и каждого отдельного учащегося, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда – «сотов».

Дидактическая цель. Создать условия для активного закрепления знаний по теме, используя систему заданий для самостоятельной работы.

Задачи:

1. Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по теме;

  • закрепить умения и навыки составлять химические формулы, вычислять относительную молекулярную массу, определять валентность элементов.

2. Развивающие:

  • развить умения учащихся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать;

  • развить качества ума – критичность, глубину, быстроту;

  • развить умения учебного труда - работать в нужном темпе, осуществлять контроль и взаимоконтроль;

  • развить волевую и эмоциональную сферы – уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности.

3. Воспитательные:

  • воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (ответственность, деловитость, работоспособность), творческой деятельности (активность и сообразительность, увлеченность и любознательность).

Учебно-методический комплекс:

  • карточки с заданиями;

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

  • красочный плакат – «соты».

Предварительная подготовка ребят к уроку и сам урок помогают разбудить в них лучшие качества личности: доброжелательность, силу воли, упорство, стремление к знаниям, веру в себя и своих товарищей, а также развивают коммуникативные качества личности, познавательные и творческие способности.

Ход урока

1. Ориентировочно – мотивационный этап.

В начале сообщаю учащимся цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания, проверить качество знаний. Затем представляю экспертов и жюри, знакомлю с последовательностью выполнения заданий.

В роли экспертов – учащиеся 11 класса. Задача жюри – оценить работу класса.

Эксперт 1. Химия – это наука, умеющая творить чудеса.

Эксперт 2. Из этого определения химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что…

Эксперт 3. …химия – это наука. И как всякая наука, требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Эксперт 1. Химия- это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.

Эксперт 2. Секрет этой магии - знание химического ремесла.

Эксперт 3. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, урок – «улей», а мы с вами «труженицы-пчелки».

Пчела - один из самых древних символов человечества. У египтян пчела – подательница жизни, символ рождения, смерти и воскрешения, гармоничной жизни, трудолюбия и непорочности. Вместе с тем пчела была и образом царской мощи и мудрости, накопляемой подобно тому, как пчелы собирают нектар.

Греки видели в символе пчелы трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие. Артемида рассматривалась как образ священной пчелы, Деметру называли «чистой Матерью – Пчелой», Великую Мать – «Царицей Пчел».

В христианстве пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. Святой Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина – с пчелой.

Символ нашего урока - это бурзянская пчела, символ празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России.

Наступающий 2009 год – год 175-летия со дня рождения Д.И.Менделеева. Самое выдающееся открытие в истории химии – открытие Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов – было сделано нашим выдающимся соотечественником Д.И.Менделеевым.

Воодушевлённый любовью к Родине, Дмитрий Иванович всеми силами своего необыкновенного таланта стремился приумножить благосостояние и авторитет России.

Мы, потомки, горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами его величайшего открытия.

Я обращаюсь к вам, ребята, словами Д.И.Менделеева, которые он написал в завещании к своим детям: «Трудитесь! Трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!»

Я желаю вам успешно потрудиться и продемонстрировать отличные знания.

2. Операционно-исполнительский этап.

Самостоятельная работа учащихся – выполнение дифференцированных заданий по карточкам. Задания выполняются на листочках. После сдачи результатов экспертам те проверяют правильность выполнения заданий и заполняют «соты». (Приложение 1)

К – 1. Физические и химические явления.

Определите, какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие - к химическим.

На «5»: таяние снега, помутнение воды от углекислого газа, ржавление гвоздя, гниение листьев, кипение воды.

На «4»: горение свечи, испарение бензина, почернение серебряной ложки, растворение сахара в воде.

На «3»: засахаривание варенья, прокисание молока, почернение медной пластинки при нагревании.

К – 2. Чистые вещества и смеси.

Укажите способы разделения следующих смесей:

На «5»:

а) порошки железа и серы;

б) порошок мела и поваренная соль;

в) машинное масло и вода;

г) раствор сахара и глина.

На «4»:

а) речной песок и сахар;

б) порошок мела и древесные стружки;

в) растительное масло и вода.

На «3»:

а) вода и соль;

б) медные и железные стружки.

К – 3. Атомы и молекулы.

Вставьте вместо пропусков слова «молекула» («молекулы») или «атом» («атомы»), соблюдая падежи:

На «5»:

а) в состав малахита входят…….меди;

б) в гемоглобине крови человека содержатся…….железа;

в) запах иодной настойки обусловлен испарением из нее…….иода;

г) при горении серы образуются…….сернистого газа, которые образованы…….серы и…….кислорода;

д) при растворении сахара в воде…….сахара распределяются между…….воды.

На «4»:

а) для дыхания людей и животных необходимы…….кислорода;

б) в состав…….углекислого газа кроме…….кислорода входят…….углерода;

в) сладкий вкус варенья обусловлен содержащимися в нем…….сахара;

г) в золотом кольце имеются…….золота.

На «3»:

а) воздух – смесь, в состав которой входят…….азота;

б) кристалл алмаза состоит из…….углерода;

в) в воде содержатся…….кислорода.

К – 4. Знаки химических элементов.

Напишите, что обозначают следующие записи:

На «5»: 2O, H2, 4CuO, 7P, 2HgO.

На «4»: 2Ca, 3H2O, 4S, O2.

На «3»: 2FeS, 3O, 4O2.

К – 5. Периодическая система химических элементов.

Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, определите ряд, период, группу и подгруппу, в которых находятся элементы с порядковыми номерами:

На «5»: 17, 22, 26, 53.

На «4»: 9, 13, 24.

На «3»: 7, 11.

  • Как называются эти элементы?

  • Какова их относительная атомная масса?

К – 6. Относительная молекулярная масса.

Вычислите относительные молекулярные массы следующих веществ.

На «5»: H2SO4, Na2CO3, PH3, CuCl2, MgS.

На «4»: CaO, Fe2O3, HNO3, K2S.

На «3»: CH4, H2S, CuO.

К – 7. Валентность.

Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях.

На «5»: Na2O, P2O5, N2O3, CaO, CO2.

На «4»: SO3, NO, CH4, H2S.

На «3»: H2O, H3P, HCl.

К – 8. Валентность.

Составьте формулы следующих соединений.

На «5»:

       I           III        II   III               I
CaxCly, MgxNy, AlxSy, FexCly, SixCly.

На «4»:

      I           II   IV      V
AlxCly, NaxSy, CxHy, PxOy.

На «3»:

 V        VI      IV
 NxOy, SxOy, SixOy.

К – 9(дополнительно). Составление формул по валентности.

Составьте формулы сложных веществ, образованных элементом кислородом и следующими элементами.

На «5»: Mn(VII), Cr(VI), Sb(V), Sn(IV), N(II).

На «4»: Cr(III), Hg(I), Cl(VII), S(VI).

На «3»: Pb(IV), Cu(I), As(V).

К – 10 (дополнительно). Ребусы «Химические элементы».

В ребусах зашифрованы названия 12 химических элементов. Расшифруйте их.

3. Рефлексивно – оценочный этап.

Подведение итогов урока.

Урок гарантирует успех каждому, а успешность – главное условие развития детей.

Жюри и эксперты подводят итоги индивидуальной работы учащихся, называют победителей и награждают их символом урока – пчелкой. (Приложение 2)

Подводя итоги урока, зачитываю слова Д.И.Менделеева, написанные на плакате: «Сперва надо уметь покориться и снести тяжесть, затем только она не будет заметна и станет ваша, как платье, а там при умении и труде многим можно овладеть. Как было трудно сперва уметь поддерживать огонь и как теперь легко. Так все придет, только трудитесь. Приобретайте главное свое богатство – умение себя побеждать».

Потом сообщаю учащимся отметки за каждое задание и итоговую отметку, которую ставлю в журнал. Я прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, которые получили «5», затем те, у кого «4» и «3». Это именно те оценки, которые они поставили мне за урок. Если когда-нибудь учащиеся смогут сказать обо мне словами учеников Д.И.Менделеева, что учитель «доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», то это будет для меня высшей наградой.

Благодарю жюри и экспертов за помощь в работе, поздравляю учащихся с успешным участием в нетрадиционном уроке.