Учебно-исследовательская работа "Определение соответствия кабинета информатики санитарно-гигиеническим нормам"

Разделы: Внеклассная работа


Современное школьное образование невозможно представить без  компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Без  знаний информационных технологий невозможно  стать высококлассным специалистом, быть востребованным на рынке труда и иметь хороший заработок.

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы нередко имеют неплохие пользовательские навыки. Интернет вошел во многие квартиры и  постепенно становится  одним из самых привлекательных занятий, как для  поиска нужной информации, так и интересный досуг.  Для детей с  аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования не только общего, но и профессионального.  

Но как сохранить здоровье при работе с персональным компьютером? Вопрос этот далеко не праздный. Ведь только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой физической и умственной работоспособностью в состоянии активно жить, преодолевать трудности. Влияние компьютера на здоровье человека изучает специальная наука – эргономика. Эргономисты признают, что если с компьютером обращаться бездумно, то здоровью можно навредить.

Искривление позвоночника, сколиоз, зажим позвоночных мышц, ухудшение зрения, близорукость, компьютерный зрительный синдром – это далеко не полный список тех неприятностей, которые ожидают школьников при неправильной организации своей работы с ПК. А навыки правильной работы с ПК формируются уже в школьные годы, и от учителя информатики,  от организации работы в компьютерном кабинете зависит воспитание здоровых привычек и образа жизни будущего гражданина нашей страны.     

Целью данной работы является изучение соответствия состояния кабинета информатики гимназии санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Материал  и методика исследования

Нами исследовано соблюдение гигиенических требований  к персональным  электронно-вычислительным машинам  и организация работы на них в кабинете информатики гимназии № 48 согласно СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным  электронно-вычислительным машинам и организации работы”

3. Результаты исследования

3.1. Требования к помещению для работы с ПЭВМ

Кабинет информатики гимназии № 48 находится на 1 этаже  двухэтажного здания. Он имеет естественное и искусственное освещение. Окна кабинета ориентированы на  север. На окнах имеются  жалюзи, защищающие от прямых солнечных лучей.

Школьное

Площадь, м2

Объем, м3

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Полученный результат

Санитарно- гигиеническая норма

Кабинет

информатики

49

20

146

4-5

Общая площадь кабинета 49.0м2, в нем размещено 10 компьютеров. Площадь на одно рабочее место    составляет 4,9м2, что соответствует правилам (не менее 4,5 м2) для компьютеров на базе плоских дискретных экранов) а объем – не менее 24 м3 (соответственно нормам). Гимназия получила сертификат от губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева на приобретение  компьютерного класса по программе информатизации образовательных учреждений и имеет 10  современных  компьютеров

Стены окрашены водоэмульсионной краской светло-салатового цвета, потолок белого цвета, краска имеет санитарно-эпидемиологическое заключение. Полы изготовлены из древесно-волокнистых плит,  покрыты масляной краской желто-коричневого цвета. Столы изготовлены из древесно-стружечных плит  светло-коричневого цвета.  Цвет мебели, стен пола и потолка способствуют  нормальному  ведению учебного процесса,  успокаивают ученика Ежегодно в классе проводится косметический ремонт,  стены чистые.

Кабинет оборудован защитным заземлением в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

Вблизи отсутствуют  силовые кабели, высоковольтные трансформаторы, которые могли бы создавать помехи в работе ПЭВМ.

3.2. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных   ПЭВМ

В кабинете поддерживается оптимальная температура 19- 210С, имеется приточно-вытяжная вентиляция (два кондиционера).

Проводится  ежедневная  влажная уборка и систематическое проветривание после каждого урока.

3.3. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

Уровень шума  не превышает допустимых значений. Из печатающих устройств установлено многофункциональное устройство  Canon  LaserBase MF3110.

3.4. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Рабочие столы размещены  вдоль стен, естественный свет падает на видеодисплейный терминал слева  и спереди. Планировка кабинета не позволяет установить компьютеры так, чтобы свет падал только слева.

Освещенность на поверхности стола, в зоне размещения  рабочего документа  380 лк (по правилам 300-500 лк). Освещение не создает бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не  более 300 лк, что соответствует правилам.

Светильники местного освещения имеют непросвечивающий отражатель  с защитным углом 90 градусов (по нормам не менее 40 градусов). Лампы  используются люминесцентные типа ЛБ, в количестве 12 штук. Они расположены  в виде прерывистых линий светильников,  параллельно  линии зрения пользователя,  локализованы как над компьютерными  столами, ближе к переднему краю, обращенному к пользователю, так и над партами в центре класса. В центре кабинета располагаются 8 парт в 2 ряда, которые позволяют проводить теоретические занятия  по информатике.

Отраженная блесткость  на рабочих поверхностях  (стол, клавиатура, экран) за счет правильного выбора типов светильников  и расположения рабочих мест  по отношению  к источникам естественного и искусственного освещения ограничена.  

Для обеспечения нормируемых значений  освещенности в кабинете проводится чистка стекол оконных рам  не реже 2-3 раза в год, проводится своевременная замена   перегоревших ламп.

3.5. Требования  к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Уровни электромагнитных излучений, создаваемые ВДТ ПЭВМ, установленных в компьютерном классе МОУ “Гимназия № 48” измерены лабораторией электромагнитных полей и других физических факторов “Центра Госсанэпиднадзора в городе Новокузнецке Кемеровской области”, соответствуют требованиям

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Таблица 1. Результаты измерений

Марка

видеодисплейного

терминала

Напряженность электромагнитного поля по

электрич. составляющей, В/м

Плотность магнитного потока, нТл

5Гц-2кГЦ

2кГЦ-400кГЦ

5Гц-2кГЦ

2кГЦ-400кГЦ

1

Монитор Acer AL 1716

16

0,1

0

4

2

Монитор Acer AL 1716

20

0,3

0

3

3

Монитор Acer AL 1716

9

0,1

0

1

4

Монитор Acer AL 1716

9

0,1

0

1

5

Монитор Acer AL 1716

3

0,2

0

2

6

Монитор Acer AL 1716

11

0,2

0

1

7

Монитор Acer AL 1716

2

0,2

0

1

8

Монитор Acer AL 1716

5

0,2

10

1

9

Монитор Acer AL 1716

0

0,1

10

2

10

Монитор Acer AL 1716

5

0,2

0

1

 

ПДУ

 

25

2,5

250

25

3.6. Требования к визуальным параметрам  ВДТ, контролируемым на рабочих местах.

Таблица 2. Полученные значения  визуальных параметров ВДТ, контролируемых на рабочих местах, и допустимые их значения.

Параметры

Допустимые значения

Полученные значения

1

Яркость белого поля

Не менее 35 кд/кв.м

Соответствует

2

Неравномерность яркости рабочего поля

Не более +(-)20%

15%

3

Контрастность (для монохромного режима)

Не менее 3:1

3:1

4

Временная нестабильность изображения (мелькания)

Не должна фиксироваться

Нет мелькания

5

Пространственная  нестабильность изображения (дрожание)

Не более 2хEУ-4L, где L-проектное расстояние наблюдения, мм

Соответствует

3.7.  Требования  к организации и оборудованию рабочих мест

Рабочие места расположены периметрально по 2 стенам кабинета, оборудованы специальными компьютерными столами, отвечающих современным требованиям эргономики.

Стол имеет две раздельные поверхности, которые не регулируются по высоте. Ширина поверхности стола для ВДТ –750 мм, для клавиатуры-750 мм, глубина 550мм.

Имеются подставки для ног, но в недостаточном количестве.

Высота столов –700мм, 640мм, 580мм, рассчитана на различный рост учащихся. Линия взора имеет отклонения от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости не больше 5 градусов.

Рабочие места оборудованы стульями со спинками, которые закреплены жестко. Высота сиденья-  340, 380, 420 мм.

Расстояние  между  боковыми поверхностями видеомониторов 1,3 м.

Экран монитора находится от глаз пользователя не ближе 60-70 см.

3.8. Оптимальные параметры микроклимата в кабинете информатики.

В кабинете поддерживается температура 19-210С, относительная влажность 50-60%, абсолютная влажность 10г/куб. м.

3.9. Организация занятий с ПЭВМ в кабинете информатики

Непрерывная длительность работы в 8-9 классах составляет  не более 30 минут. В 9-11 классах 30 минут на 1 уроке и 20 минут на втором уроке.

В день проводится не более 2 уроков в 8-11 классах.

Во время перемены обучающиеся выходят из класса, и кабинет проветривается.

Для профилактики  утомления проводятся  в конце занятия упражнения для глаз.

3.10 Профилактическая гимнастика для  школьников

Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Существует множество комплексов упражнений. Приведем несколько упражнений.

А) Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Б) Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Выводы и рекомендации

Кабинет информатики  соответствует требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным  электронно-вычислительным машинам и организации работы”. Это  подтверждает “Санитарный паспорт на дисплейный класс” МОУ “Гимназия № 48”.

Но  проведенные исследования показали, что для более комфортной работы и сохранения здоровья школьников нужно провести следующие мероприятия.

  1. Необходимо оборудовать кабинет информатики столами  и стульями с регулировкой по высоте.
  2. Заменить  меловую классную доску  более совершенной, с использованием  специальных фломастеров.
  3. Озеленить кабинет.
  4. Систематически  проводить упражнения для глаз, для улучшения мозгового кровообращения,  снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног и физкультминутки общего назначения.
  5. Периодически обновлять стенд по охране труда и правилам безопасной работы с компьютером.
  6. Учителям информатики  тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм  пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков  правильной работы с компьютером в домашних условиях.

Литература

1. Гаркавченко Е.А. Охрана труда и техника безопасности для преподавателей информатики. Методическое пособие. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004.-64 с.

2. Кутугина Е.С., Тутубалин Д.К. Информатика. Информационные технологии. Учебное пособие. Томск: ТУСУР. 2005-158 с.

3. СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным  электронно-вычислительным машинам и организации работы”

4. Степанова М.И. Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером. // Образование. 2003.№5. с.50-63.

5. Щикот С.Е., Крамаров С.О., Перепелкин В.В. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по информатике. Ростов-на-Дону: Феникс. 2003 – 185 с.