Статья "Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Общее недоразвитие речи  (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом – речевое нарушение, при котором страдают все компоненты речевой системы: фонетико-фонематические и лексико-грамматические.

Как показывает ежегодная логопедическая диагностика, у детей с данной речевой патологией наряду с недоразвитием вербальной  стороны речи, прослеживаются нарушения и невербальных процессов, одним из которых является выраженная в разной степени общая моторная недостаточность: дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге и т.п. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочерёдно пальцы, им трудно держать кисточку, карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции общей и тонкой моторики.

Работу желательно проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 3 – 4 минуты на занятиях логопеда, воспитателя, физкультурных занятиях.

Целесообразно проводить специальные упражнения (пальчиковую гимнастику), которые стимулируют речевое развитие. Соответствующее выражение «пальцы помогают говорить» не лишено основания, так как центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены рядом и влияют друг на друга. Систематическая тренировка пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, а как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей. Данные игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев рук необходимы для подготовки руки к письму, при их выполнении дети повторяют движения за взрослыми, проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков. Проанализировав большое количество специальной литературы современных авторов (Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Т.С. Овчинникова, Т.В. Будённая, А.В. Антонова и др.), была составлена картотека используемых в коррекционно – развивающей работе упражнений пальчиковой гимнастики, которые проводились на логопедических и физкультурных занятиях. Например, некоторые из них:

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.

Вышел дождик погулять.

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

Дождь вздохнул тихонько:

Часто и ритмично бьют в ладоши.

- Ох!

Один хлопок.

И ушел.

Газон засох.

Ритмичные хлопки по столу.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших.

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

 

Н.Нищева

«Пирог»

Падал снег на порог.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Кот купил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог

Ручейком пирог утек.

«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

Опять показывают, как пекут пироги.

 

П.Воронько

«На ёлке»

Мы на елке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.

Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

Дал большущие пакеты,

«Рисуют» руками большой круг

В них же – вкусные предметы:

Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.

 

В.Волина

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

Дети ритмично стучат кулачками по столу.

Самый младший  - это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Разжимают кулачки, начиная с мизинчика

У детей с ОНР практически всегда отмечаются нарушения звукопроизношения. Постановкой звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, конечно, занимается логопед, а вот в работе по автоматизации (закреплению) звуков в речи существенную помощь логопеду могут оказать физкультурные занятия с использованием специально подобранных подвижных игр с определённым словесным содержанием, которые позволяют эффективно добиваться введения  поставленных звуков в речевое общение, а также благоприятно влияют на развитие координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Приведём примеры подвижных игр, которые направлены на закрепление навыков правильного звукопроизношения в речи.

«Ветер»

Отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ] в словах, провести подвижную игру.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Бегут по кругу на цыпочках,

поставив руки на пояс.

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!

Останавливаются, делают взмахи руками. Делают круговые движения руками.

 

Я.Аким

«Падают листья»

Отработав произношение звуков [С], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести подвижную игру.

Падают, падают листья

Идут по кругу, взявшись за руки.

В нашем саду листопад

Меняют направление движения

Жёлтые, красные листья

Кружатся на носочках, руки - в стороны.

По ветру вьются, летят.

Кружатся в противоположном направлении.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Бегут по кругу, взмахивая руками.

Вот уж последняя стая

 Крыльями машет вдали.

Меняют направление движения.

 

М. Ивенсен

«Воробушек качаться захотел»

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ч] в словах, провести подвижную игру

Наш воробушек качаться захотел,

Три наклона в стороны.

В гости к тоненькой былинке прилетел,

Три наклона в стороны.

Сел на самую вершинку - цинь-цвиринь,

Присели.

Покачай меня, былиночка, подкинь!

Потянулись на носочках.

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит поутру!

Три наклона в стороны

Ой, как весело, когда на свете май!

Меняют направление движения.

Ты воробушка, былинка покачай!

Три наклона в стороны.

 Бег по кругу друг за другом.

«Козлёнок»

Отработав произношение звуков [Л], [Л'] в словах, провести подвижную игру.

Бежит козлёнок маленький,

Бегут по кругу друг за другом.

Бежит домой за маменькой.

Меняют направление движения.

Весь день в лесу малину ел,

Останавливаются лицом в центр круга, ритмично приседают

Весь день скакал и песни пел.

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

«Клён»

Отработав произношение звуков [Р], [Л] в словах, провести подвижную игру

За окном сосулька тает,

Дети стоят лицом в центр круга, 4 прыжка на но. сочках, руки на поясе.

Ветер тучи рвёт в клочки.

Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо.

Разжимает, разжимает

 Клён тугие кулачки.

Руки перед грудью, локти опущены вниз;

медленно разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку

4 прыжка.

 И, едва растает снег,

Наклоны.

Мне зелёную ладошку Клён протянет раньше всех.

Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые руки - рукопожатие.

 

С. Коган

Также большую значимость в коррекционно-развивающей работе имеет выполнение упражнений на координацию речи с движением, где главное – согласование ритма движений со стихотворным ритмом. В практике использовались игры следующего содержания (приведены примеры некоторых из них).

«Веснянка»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят

Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.

Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки.

Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе.

Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

Украинская песенка

«Яблоня»

Цель: Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками(вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики.

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька».

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке.

Ребенок- «яблонька» отрицательно качает головой.

Куда они пропали?

Разводят руками, пожимают плечами.

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети загибают по одному пальцу на правой руке.

Дети оборвали!

Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает».

 

Югославская песенка

«Как мы поили телят»

ЦЕЛЬ: координация речи и движения, развитие подражательности, творческого воображения.

Стало жарко, будто в печке,

Замолчали птицы.

Дети идут в хороводе

Мы телят погнали к речке –

Надо им напиться.

идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой.

Саргис, пестрый

Пес дворовый,

Встают на четвереньки.

Как навстречу бросится!

прыжок в круг.

Разогнал телят пугливых,

Скачет, лает, носится…

Бегут по кругу на четвереньках.

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом.

Идут в хороводе.

Уж мы Саргиса бранили,

Так что был не рад он.

Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем.

Саргис-Маргис непослушный

Плелся еле-еле.

Идут по кругу на четвереньках.

У бедняги даже уши

От стыда висели.

Встают, ладошками изображают висящие уши

 

К.Кубилинскас

«За грибами»

ЦЕЛЬ: координация речи с движениями; развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать».

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Дети идут в хороводе.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Лисичка бежала, лисички собирала.

Бегут, собирают воображаемые грибы.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Скачут стоя, «срывают грибы.»

Медведь проходил,

Мухомор проглотил.

Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.

 «Медведь»

ЦЕЛЬ: координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания.

Как на горке – снег, снег,

Дети стоят кружком, в центре которого спит «медведь»; руки постепенно поднимаются вверх – вдох.

Как под горкой – снег, снег,

Приседают, опускают руки –выдох.

И на елке – снег, снег.

Опять встают и поднимают руки – вдох.

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Приседают, опускают руки – выдох.

Тише, тише…Не шуметь!

На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей.

 

И.Токмакова

Таким образом, на основании диагностических данных, полученных после проведённой целенаправленной работы по формированию двигательной сферы дошкольников, можно говорить о том, что применение системы данных упражнений оказывает положительное влияние на речевое развитие ребёнка с ОНР.