Тип урока: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний.
Программа: "Русский язык 5-9 классы" (Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)
Цели урока: повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»; формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений.
Оборудование к уроку:
- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2006.
- Комплект индивидуальных оценочных листов.
- Комплект карточек с заданиями для морфемного разбора слова в 2 вариантах.
- Карточки с опорными схемами игры «Шифровка»
- Листы бумаги для проведения теста-перфокарты.
- Комплект карточек с дифференцированными по уровню сложности заданиями для самостоятельной работы.
- Набор смайликов для оценки эмоционального настроя в конце урока.
- Презентация урока – Приложение 2.
- Компьютер и мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент. | ||
1) Приветствие. | Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь. | |
2) Оформление тетради. | Откройте рабочие тетради и запишите дату «…..», классная работа, тему сегодняшнего урока Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Работа с тетрадью |
3) Постановка цели урока. | Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Вам могут помочь контрольные вопросы учебника, помещённые на с.174 Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить, нужно работать на уроке очень организованно, вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе. | кадр 1 презентации Работа с учебником |
2. Подготовка к восприятию материала урока. | ||
Слово учителя. | Сегодняшний урок не совсем обычен. Мы проведём его с помощью компьютера. Я думаю, что практически все из вас любят играть в компьютерные игры. Так вот все задания урока распределены как в компьютерной игре на несколько уровней. У каждого из вас есть личный оценочный лист, в который вы будете записывать количество баллов, набранных вами за выполнение заданий каждого уровня. Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными. | |
3. Актуализация опорных знаний. Установка обратной связи. | ||
Уровень 1 «Состав слова» Итак, начнём. Нажмём кнопку «Старт» и попадём на первый уровень игры, который называется «Состав слова» Скажите пожалуйста, что изучается в морфемике? Что такое морфема и какие морфемы вам известны? | кадр 2 презентации | |
1) Опрос по правилам (работа в парах) | А сейчас мы повторим правила о различных частях слова. Вы сами оцените друг друга и выставите отметку в строке «правило» 1 уровня (оценивать по 5-ти балльной системе). | Работа с картами оценки. |
Взаимооценка. | 1в. – окончание 2в. – корень 3в. – суффикс 4в. – приставка 5в. – окончание 6в. – корень | кадр 3 презентации |
2) выполнение морфемного разбора слов (работа с карточками). | На следующем этапе 1 уровня игры вам предлагается для разбора по составу 5 слов. 1в. Уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить 2в. Приставка, беленький, высадила, пригородный, пересолить. | Работа с карточками. |
Взаимопроверка (контрастным стержнем). | Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнен разбор, опираясь на образец, записанный мною (на обратной стороне доски). | |
Самооценка. | Посмотрите, сколько слов вы разобрали без ошибок, и поставьте себе такое же количество баллов в строке «Разбор слова по составу» 1 уровня игры. Молодцы, с первым заданием вы справились. Давайте немного поиграем. Игра называется «Шифровка». Но прежде чем в неё играть, докажите, что по одной морфеме можно определить часть речи и даже рассказать о её грамматических признаках. | Работа с картами оценки. |
3) Игра «Шифровка» (переход ко 2 уровню). | Хорошо, а теперь попробуйте восстановить зашифрованные мною словосочетания. Усложню задание, составьте предложение по данной схеме. | Работа с опорными схемами. (см. Приложение 1) |
4) Физкультминутка. | Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? (умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова) Правильно, именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию, которую повторим на следующих уровнях игры. | |
1) Орфографическая диктовка (1 ученик диктует, 2 пишут на закрытой доске). | Уровень 2 «Правописание приставок». Мы перешли на второй уровень. Здесь вам предлагается проверить домашнее задание. Дома вы должны были составить орфографическую диктовку на правописание приставок. | кадр 4 презентации |
Взаимопроверка работ | кадр 5 презентации | |
Самооценка. | Опираясь на памятку «Проверь себя», поставьте соответствующее количество баллов в строку «Орфографический диктант» 2 уровня. Правописание каких двух групп приставок мы повторили? Какое орфографическое правило вы применяли, когда писали приставки на –з,-с? | Работа с картами оценки. |
2) Физпауза для зрения | ||
3) Игра «Составь слово» (переход к 3 уровню). | Из слова «представить» нужно взять приставку.Вторую приставку из слова «подумать».Корень тот же самый, что и в слове «сложить».Суффикс слова «лечить».Употребить составленный глагол в неопределённой форме.Какое слово у вас получилось? (предположить)Глядя на составленное слово, кто из вас может предположить, какие орфограммы мы будем повторять на 3 уровне? | |
1) Повторение орфографического правила (работа в парах). | Уровень 3 «Правописание корней с чередованием а//о» Правильно, мы переходим на 3 уровень, на котором вспомним правописание корней с чередованием а//о. назовите известные вам корни, в которых встречается данное чередование. Прежде чем выполнить задание, давайте вспомним правила о правописании корней с чередованием гласных а//о | кадр 6 презентации |
Взаимооценка. | Расскажите друг другу правило и оцените ответ товарища по 5-ти балльной системе | Работа с картами оценки |
2) Перфокарта. | 1в. – корни –лаг-, -лож-1в. – корни –раст-, -ращ-, -рос-. Проверять умение писать корни с чередованием мы будем с помощью перфокарты.
| |
Самопроверка. | Проверьте, правильно ли вы заполнили лист перфокарты, по готовым ответам. | кадр 7 презентации |
Самооценка. | Используя памятку «Проверь себя», поставьте соответствующее количество баллов в строку «Правописание корней с чередованием 3 уровня». | кадр 8 презентации |
3) Мини-тест (переход к 4 уровню). | Молодцы, вы успешно преодолели 3 уровня игры, и впереди у нас «Суперигра».Но, чтобы получить задания последнего уровня, нужно набрать специальный числовой код. | |
Выпишите номера слов, в которых допущены ошибки, и вы узнаете нужные цифры.
Какая буква о или ё пишется, как правило, в корне слова после шипящих? Исключения…Ы или и пишется в корне у большинства слов? Исключения… | кадр 9 презентации | |
1) Самостоятельная работа с карточками. | Уровень 4 «Суперигра». На 4 уровне вам предлагаются карточки для самостоятельной работы, которые имеют расположенные по уровням сложности задания на 3, 4, 5 баллов. Кто попробует на 5, на 4? Карточка для самостоятельной работы. Задания. 3 балла. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 4 балла. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы.5 баллов. Выпишите 2 слова без окончания.. | кадр 10 презентации |
Выполнение самостоятельной работы. | Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра..вета, но выехали поз..но. Солнце поднималось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В степи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Солнце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Тяж..лое путешествие подошло к к..нцу | Работа с карточкой. |
Самопроверка по контрольному листу самопроверки. Самооценка. | Оцените объективно выполненные вами работы, опираясь на контрольный лист самопроверки. | Работа с картами оценки. |
4. Подведение итогов урока. | ||
Молодцы, вы преодолели все уровни игры. Давайте проверим, насколько успешно. Подумайте, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели. Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке? А теперь подведём итоги. | ||
Подсчитайте набранное вами количество баллов и, опираясь на памятку, поставьте соответствующую оценку. Вы можете поставить эту оценку себе в дневник. | кадр 11 презентации Работа с картами оценки. | |
Рефлексия. | А теперь оцените наш урок и вашу работу на нём с помощью «смайлика». Дорисуйте на нём соответствующее вашему настроению выражение. | Работа со смайликами. |
5. Домашнее задание. | ||
Дома вы ещё раз должны повторить орфограммы раздела, чтобы лучше подготовиться к контрольному диктанту. Посмотрите на оценочный листочек, особенное внимание обратите на те задания, где вы набрали небольшое количество баллов. | ||
Урок окончен. Спасибо за работу. | кадр 12 презентации |