I. Критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей.
С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.
Перечислим кратко, на что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровьесбережения:
- обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
- число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
- среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут;
- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех;
- чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут;
- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
- место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
- позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 — повторениями каждого упражнения;
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
- психологический климат на уроке;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
- плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80%.
- момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;
- темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
II. Задания, разные по степени сложности и требующие разных видов деятельности.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём и степень сложности заданий.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки как одного из факторов здоровьесберегающей технологии достигается благодаря знанию учителя об интеллекте, работоспособности и типе нервной системы учащегося.
1. Интеллект
2. Работоспособность 3.Тип нервной системы |
Задания | Обоснование |
Высокий Хороший Сильный/средний |
сложные и большие по объёму |
Чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания обучающегося, продуктивнее его работа |
Средний Средний/низкий Сильный |
средней сложности, но большие по объёму |
Хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных случаях. |
Средний Средний/низкий Слабый |
средней или низкой сложности, небольшие по объёму |
Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности. |
Школьники с неуравновешенным типом нервной системы |
-больше разных нетрудных заданий; |
Такие учащиеся не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности |
III. Оценка некоторых образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности
Для лучшего представления о том, какие технологии и по каким критериям могут быть отнесены к здоровьесберегающим, рассмотрим несколько групп педагогических технологий по воздействию на здоровье учащихся:
- авторитарные, отличающиеся жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, избыточным применением требований и принуждения. Ученик при этом превращается в «объект», «винтик»;
- дидактоцентрические, также построенные на субъект-объектных отношениях учителя и ученика, приоритете обучения над воспитанием; для формирования личности используются дидактические средства;
- личностью ориентированные (антропоцентрические), которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;
- эзотерические, основанные на идеях «неосознаваемого» знания, поиске истины и путей, к ней ведущих. При таком подходе педагогический процесс превращается в приобщение ребенка, как центра взаимодействия со Вселенной, к истине.
При рассмотрении этих технологий с позиции учета воздействия на здоровье первые две группы, очевидно, не могут быть отнесены к здоровьесберегающим, третья группа имеет все признаки ЗОТ, четвёртая не может быть оценена только на основании концептуальных положений. (Н.К. Смирнов)
Технологии дифференцированно-индивидуального обучения направлены на создание условий комфортного расположения учеников за партами в классной комнате; удовлетворения их познавательного интереса во время групповой или индивидуальной работы.
Достоинства:
Рационально и оптимально организованная групповая и коллективная деятельность может творить чудеса: раскрепощать мышление ученика; развивать способность к сотрудничеству, коллективной работе; адекватно и по достоинству оценивать способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубокому анализу. После такой работы ее участники с интересом и желанием выполняют функции организаторов, управленцев, деятелей.
К числу недостатков технологий относятся следующие дидактические ситуации:
- на уроках весьма сложно удовлетворить повышенные интересы преуспевающих учеников и одновременно помочь отстающим;
- проблемно систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым материалом, готовить их к самообразованию;
- непросто успешно решать проблемы воспитательного характера, особенно те, которые связаны с оценкой личностно-смыслового роста обучающихся
Проблемное обучение способствует формированию у ученика необходимой системы знаний, умений и навыков, а также обеспечивает высокий уровень развития способностей к обучению и самообучению за счет формирования особого стиля умственной деятельности. Проблемное мышление развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учащегося.
К числу недостатков технологии проблемного обучения относят:
- проблемное обучение применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования,
- проблемное обучение применимо только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, теоретического);
- данный тип обучения оправдан, если у обучаемых есть необходимый стартовый уровень знаний, умений, навыков;
- проблемное обучение требует значительно больших временных затрат на использование исследовательских методик.
Ситуативно-игровые технологии обучения способствуют активизации мышления, повышению самостоятельности, вносят дух творчества в обучение, подготавливают к практической профессиональной деятельности обучающихся.
В применении ситуативно-игровых технологий обучения можно выделить следующие положительные моменты:
- В процессе игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса, организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере.
- В процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться во время дискуссии.
- Как правило, учащиеся чувствуют удовлетворение, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения.
- В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, самокритичность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре.
Отрицательными сторонами применения ситуативно-игровых технологий являются:
- Высокая трудность подготовки к занятию (для преподавателя);
- Преподаватель должен быть внимательным и доброжелательным режиссером в течение всей игры;
- Большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом полёте. Кроме того, преподаватель должен обладать актерскими данными;
- Неготовность учащихся к работе с использованием игры.
Развитие критического мышления через чтение и письмо
«Думать критически - означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов … Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» (Чарльз Темпл и Курт Мередит)
Моя работа во многом - это формирование у учащихся навыков именно критического мышления. На мой взгляд, при работе с художественным текстом главной является задача “как не отучить ребёнка от книги”, последовательно приобщая к её глубине и красоте.
Структура урока литературы по технологии РКМЧП
Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
|
|
|
(курсивом выделены приёмы, представленные в презентации)
Стадия вызова «заголовок - не просто слово»
«В начале было слово… В нем была жизнь …» (Евангелие от Иоанна)
Работая со словом, мы используем его как средство познания, как ключ к решению задачи.
Первый шаг - работая над заголовком произведения, обращаемся к эмоциональной сфере, к воображению, ассоциативному мышлению учащихся (выстраивается кластер).
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок», «созвездие». Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто (нелинейно) думать по поводу какой-либо темы, развивает ассоциативность мышления. А это показатель уровня развития воображения и творческих способностей, это и условие восприятия художественного слова, образа.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Второй шаг - работа со словарями, «достраивание» кластера.
Третий шаг - прогнозирование содержания произведения.
Стадия осмысления: проблемный вопрос - дерево мнений
Вопрос на уроке должен развивать не только «литературные» знания, умения и навыки - он должен « развивать» в самом широком смысле этого слова.
Поиск ответа часто не ограничивается « литературоведческим инструментарием», но выходит за рамки предмета и требует привлечения дополнительных источников (знания из других школьных предметов, и жизненные наблюдения, и опыт общения, и телевидение, периодическая печать, энциклопедические словари, наконец, Интернет).
Проблемный вопрос «даёт шанс» каждому ученику, так как всегда предполагает вариативность ответа (дерево мнений). В этом его демократизм и основное преимущество над вопросом, предполагающим единственно правильный ответ. Каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, никто никого не лишает права «остаться при своём мнении» Вариативность при работе с развивающим вопросом ещё и потому эффективна, что часто приводит к столкновению точек зрения, полемике и, в конечном счёте, развитию ребёнка.
Позволить ученику быть самостоятельным в работе, сохранить за ним право отстаивать свой выбор, согласиться с правом на существование подобного выбора - это, по моему мнению, необходимые условия для формирования творческой личности с активной жизненной позицией.
Стадия рефлексии: моделирование текста
Целью этой работы является такая организация образовательного процесса, которая позволяла бы учащимся видеть структуру художественного произведения как целостную систему, активизировала бы творческую активность учащихся.
В старших классах учащимся приходится работать с крупномасштабными прозаическими произведениями, поэтому я практикую составление схем. Для этого необходимо «собрать» материал, структурировать его, составить визуальную картину, например, картину взаимоотношения героев. Подобная работа действенна особенно в старших классах, когда на смену наглядно-образному приходит логическое мышление.
Схемы графически произвольны, но суть их сводится к следующему. В условном центре находится главный герой произведения. На периферии помещены действующие лица второго плана, эпизодические герои. Объекты графически соединены. Здесь же присутствует краткая, лаконичная характеристика их взаимоотношений.
Схема может иллюстрировать какую-то отдельную сюжетную линию произведения или мотивную организацию пьесы.
Этот приём универсален, доступен любому возрасту и любому уровню развития. Каждый доходит до “своей” глубины, но каждый при этом “включает” воображение, придумывает свои ассоциации, даёт свою интерпретацию прочитанному.
Причём каждый делает это с интересом, а значит, с удовольствием (кто же откажется пофантазировать, да ещё “наперегонки” с другими!) — положительная мотивация несомненна!
Основой такого обучения анализу текста является способность к ассоциативному мышлению. При этом наиболее важен особый вид ассоциаций — это ассоциации “по эмоции”, то есть объединение между собой тех или иных представлений, образов, предметов, событий не по их реальному сходству, не по каким-то связям, существующим в действительности, а лишь по общности эмоций, которые они вызывают.
Таким образом, залогом понимания глубокого, подчас скрытого смысла текста, должно быть развитие ассоциативного мышления: чем более развито ассоциативное мышление, тем богаче и глубже воспринимается содержание текста.
Плюсы данного приёма:
Учащиеся воспринимают текст как единую художественную структуру. Самостоятельно структурируют текст, составляют различные схемы, выделяют в произведении главное и второстепенное, определяют значимость тех или иных художественных приемов. Около 60% процентов учащихся способны выступить перед классом с защитой составленных ими схем.
Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)
- Смотрите на вещи оптимистично
- Стремитесь побороть страх
- Найдите время побыть наедине с собой
- Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого
- Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно
- Не оказывайте давление на своих детей
- Не говорите: «Я этого не могу сделать»
- Используйте возможность выступить с речью
- Помните: маленькие радости в ваших руках
- Не забывайте, что вы красивы
Список используемой литературы
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.
- Третъяков П.И. Регион: управление образованием по результатам. М., 2001.
- Ямбург Е.Л. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М., 2000.
- Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
- Рудакова И.А. Дидактика. Ростов-на-Дону, 2005