Методическая разработка к уроку обучения грамоте. Тема: "Согласные звуки [Б], [Б'], буква Б"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • знакомство с буквой Б и её звуками.

Задачи:

Обучающие:

  • учить находить букву Б и читать слоги и слова с новой буквой,
  • графически обозначать звуки, которые она даёт,
  • расширять словарный запас на уроке обучения грамоте.

Развивающие:

  • способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков, разных видов памяти, внимания.

Воспитательные:

  • совершенствовать навыки совместной деятельности, самодисциплины.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • экран,
  • раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

 - Проверьте глазками все ли готово к уроку.

- Улыбнитесь своему соседу (друг другу). Садитесь.

II. Актуализация знаний.

- Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)

- Дайте общую характеристику гласных звуков.?( при произношении нет преграды, можно пропеть, составляют слоги)

- Как доказать, что звук согласный? (при произношении встречает преграду)

III. Формирование обучающимися темы и целей урока.

- К нам на урок часто приходят гости. Сегодня их двое. Посмотрите на изображение и назовите наших гостей. (Буратино и Белоснежка) <Слайд 2.> (Презентация)

- Кто такой Буратино? (герой сказки А.Толстого «Золотой ключик»)

- Кто такая Белоснежка? (героиня сказки Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)

- Какая орфограмма в именах наших гостей? (заглавная буква в именах)

- Произнесите про себя имена наших гостей, определите с звуков они начинаются, и сформулируйте тему нашего урока. (Звуки [Б],[Б`] и буква, которая их обозначает)

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте тему нашего урока. <Слайд 3.>

Познакомиться со …  (со звуками [Б],[Б`] и буквой, которая их обозначает)

Учиться отличать … (от других звуков и букв)

Учиться читать …   (слоги, слова с новой буквой)

- Но прежде , чем мы приступим к реализации нашей цели, проведём разминку.

IV. Орфоэпическая разминка.

 Белые бараны били в барабаны.

- Прочитайте про себя.

- Только гласные с ударением.

Индивидуальное чтение вслух.

Физкультминутка. Игра «Запретное движение».

V. Знакомство с новой буквой и звуками.

1.Знакомство с новыми звуками.

- Произнесите слово Буратино, выделяя в нём первый звук. (Б- б- буратино)

- Назовите выделенный звук. ([Б]) <Слайд 4.>

- Произнесите несколько раз звук [Б] и сделайте необходимые выводы. (согласный- встречает преграду; звонкий- участвует голос и шум; твёрдый- за ним следует [У])

- Дайте короткую характеристику звука [Б]. (согласный, звонкий, твёрдый)

- Составьте звуковую схему слова Буратино.

- Найдите среди звуковых схем, схему для слова Буратино. <Слайд 5.>

- А сейчас мы составим коллективный рассказ о том, как выглядит Буратино, употребляя как можно больше слов со звуком [Б]. При этом вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Б]. (Буратино- деревянный мальчик. У него круглое лицо и большой нос. На голове у него колпак из бумаги. Он одет в бумажную курточку. На ногах деревянные башмаки).

- Пора нам пообщаться с Белоснежкой, а то она заскучает у нас в гостях. Произнесите слово Белоснежка, выделяя в нём первый звук.

- Назовите этот звук. ([Б`]) <Слайд 6.>

- Произнесите несколько раз звук [Б`] и дайте ему характеристику, доказывая свои мысли.

- Дайте короткую характеристику звуку [Б`].

- Теперь давайте составим рассказ о Белоснежке. Если вы услышите звук [Б], хлопаете 1раз, а если звук [Б`]- 2 раза. (Белоснежка- маленькая девочка. У неё белокурые волосы и голубые глаза. Она одета в белое платье.  на ногах белые башмачки)

- Думаю, что Буратино и Белоснежке понравились ваши рассказы. А мы увидели, что наши герои внешне очень разные. Разные у них и вкусы. Я сейчас буду попарно произносить слова, обозначающие слова любимых блюд и продуктов Буратино и Белоснежки. А вы ориентируясь на тему урока, должны определить, кому что нравиться и почему? Первое блюдо : борщ и суп из подберёзовиков. (Буратино- борщ, есть звук [Б], Белоснежка- суп из подберёзовиков, есть звук [Б`])

- Второе блюдо: биточки и жареные баклажаны. (Буратино- жареные баклажаны, есть звук [Б], Белоснежка- ,биточки , есть звук [Б`])

- Кому какие нравятся ягоды: голубика и клубника. (Белоснежка- голубика, есть звук [Б`], Буратино- клубника, есть звук [Б]).

- Давайте подведём итог этой части урока. С какими звуками нам помогли познакомиться Буратино и Белоснежка?

- Охарактеризуйте  эти звуки.

Физкультминутка. «Буратино».

2.Знакомство с новой буквой.

- Белоснежка прикрепила разные буквы, чтобы Буратино среди них нашёл ту, которая обозначает звуки [Б], [Б`]. Для Буратино эта задача оказалась трудновата. Давайте ему поможем. Найдите её. <Слайд 7.>

- Как называется эта буква? (бэ)

- На что похожа буква Б?

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.  
(А.Шибаев)

Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном.
(В.Степанов)

- Изобразите букву Б в паре.

- Для обозначения каких звуков нужна буква Б?

- Дайте им характеристику. Оденьте «звуковичка» в учебнике на с 112.

VI. Закрепление.

1.- А сейчас Белоснежка и Буратино просят вас прочитать слова с новой буквой Б. Откройте учебники на стр.112.

- Прочитайте слоги, меняя голос от громкого к шёпоту.

- Прочитайте слоги с мягким [Б`]. Как обозначена мягкость согласного?

- А сейчас прочитайте слог и соответствующее ему слово, в котором он есть, из 1 и 2 столбика слов.

- Прочитайте слова 3 столбика самостоятельно. Что общего у всех этих слов? (односложные, начинаются с Б).

- Какое слово можно исключить? Почему?

2.- Белоснежка написала слова под цифрой 1. Буратино с трудом написал одно слово под цифрой 2. Прочитайте их.  <Слайд 8.>

- Вместе они подобрали слова для справок, которые находятся в классе. А вам предлагают подумать, какое задание они приготовили для вас?

- Сформулируйте задание. (составить две цепочки: животные и деревья)

- Девочки дополнят первую цепочку, а мальчики- вторую. Ходьба по классу.

(барс, бобр, дуб, рябина, бекас, яблоня, банан, бурундук)

3. - Белоснежка подобрала нам и текст. В нём говорится о животном. Отгадайте о ком будем читать?

Вот так звери.
Нор не роют,
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (бобры).  <Слайд 9.>

Бобры.

На берег вылез большой бобр. Хвост напоминает лопату. Передние лапы короче задних. Бобр увидел молоденькую осинку. Обхватил передними лапами и начал грызть. Дерево рухнуло. Бобр отгрыз ветки, потащил их к воде. Постепенно он перенёс все ветки. Потом ветки деревьев бобры облепили грязью. Жилище готово!

- Какое дерево использовали бобры для строительства?

- Что они построили?

4. - А сейчас поработаем в группах:

Группа А: сосчитает все слова с буквой Б

Группа В: выполнит звуковой анализ любого слова с буквой Б.

Группа С: подберёт из текста слово с новой буквой к звуковой схеме.

VII. Итог урока.

- С какими новыми звуками и буквой сегодня познакомились?

- Оцените свою работу.   <Слайд 10.>