Цель урока:
- знакомство с буквой Б и её звуками.
Задачи:
Обучающие:
- учить находить букву Б и читать слоги и слова с новой буквой,
- графически обозначать звуки, которые она даёт,
- расширять словарный запас на уроке обучения грамоте.
Развивающие:
- способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков, разных видов памяти, внимания.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки совместной деятельности, самодисциплины.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- экран,
- раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
- Проверьте глазками все ли готово к уроку.
- Улыбнитесь своему соседу (друг другу). Садитесь.
II. Актуализация знаний.
- Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)
- Дайте общую характеристику гласных звуков.?( при произношении нет преграды, можно пропеть, составляют слоги)
- Как доказать, что звук согласный? (при произношении встречает преграду)
III. Формирование обучающимися темы и целей урока.
- К нам на урок часто приходят гости. Сегодня их двое. Посмотрите на изображение и назовите наших гостей. (Буратино и Белоснежка) <Слайд 2.> (Презентация)
- Кто такой Буратино? (герой сказки А.Толстого «Золотой ключик»)
- Кто такая Белоснежка? (героиня сказки Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)
- Какая орфограмма в именах наших гостей? (заглавная буква в именах)
- Произнесите про себя имена наших гостей, определите с звуков они начинаются, и сформулируйте тему нашего урока. (Звуки [Б],[Б`] и буква, которая их обозначает)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте тему нашего урока. <Слайд 3.>
Познакомиться со … (со звуками [Б],[Б`] и буквой, которая их обозначает)
Учиться отличать … (от других звуков и букв)
Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой)
- Но прежде , чем мы приступим к реализации нашей цели, проведём разминку.
IV. Орфоэпическая разминка.
Белые бараны били в барабаны.
- Прочитайте про себя.
- Только гласные с ударением.
Индивидуальное чтение вслух.
Физкультминутка. Игра «Запретное движение».
V. Знакомство с новой буквой и звуками.
1.Знакомство с новыми звуками.
- Произнесите слово Буратино, выделяя в нём первый звук. (Б- б- буратино)
- Назовите выделенный звук. ([Б]) <Слайд 4.>
- Произнесите несколько раз звук [Б] и сделайте необходимые выводы. (согласный- встречает преграду; звонкий- участвует голос и шум; твёрдый- за ним следует [У])
- Дайте короткую характеристику звука [Б]. (согласный, звонкий, твёрдый)
- Составьте звуковую схему слова Буратино.
- Найдите среди звуковых схем, схему для слова Буратино. <Слайд 5.>
- А сейчас мы составим коллективный рассказ о том, как выглядит Буратино, употребляя как можно больше слов со звуком [Б]. При этом вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Б]. (Буратино- деревянный мальчик. У него круглое лицо и большой нос. На голове у него колпак из бумаги. Он одет в бумажную курточку. На ногах деревянные башмаки).
- Пора нам пообщаться с Белоснежкой, а то она заскучает у нас в гостях. Произнесите слово Белоснежка, выделяя в нём первый звук.
- Назовите этот звук. ([Б`]) <Слайд 6.>
- Произнесите несколько раз звук [Б`] и дайте ему характеристику, доказывая свои мысли.
- Дайте короткую характеристику звуку [Б`].
- Теперь давайте составим рассказ о Белоснежке. Если вы услышите звук [Б], хлопаете 1раз, а если звук [Б`]- 2 раза. (Белоснежка- маленькая девочка. У неё белокурые волосы и голубые глаза. Она одета в белое платье. на ногах белые башмачки)
- Думаю, что Буратино и Белоснежке понравились ваши рассказы. А мы увидели, что наши герои внешне очень разные. Разные у них и вкусы. Я сейчас буду попарно произносить слова, обозначающие слова любимых блюд и продуктов Буратино и Белоснежки. А вы ориентируясь на тему урока, должны определить, кому что нравиться и почему? Первое блюдо : борщ и суп из подберёзовиков. (Буратино- борщ, есть звук [Б], Белоснежка- суп из подберёзовиков, есть звук [Б`])
- Второе блюдо: биточки и жареные баклажаны. (Буратино- жареные баклажаны, есть звук [Б], Белоснежка- ,биточки , есть звук [Б`])
- Кому какие нравятся ягоды: голубика и клубника. (Белоснежка- голубика, есть звук [Б`], Буратино- клубника, есть звук [Б]).- Давайте подведём итог этой части урока. С какими звуками нам помогли познакомиться Буратино и Белоснежка?
- Охарактеризуйте эти звуки.
Физкультминутка. «Буратино».
2.Знакомство с новой буквой.
- Белоснежка прикрепила разные буквы, чтобы Буратино среди них нашёл ту, которая обозначает звуки [Б], [Б`]. Для Буратино эта задача оказалась трудновата. Давайте ему поможем. Найдите её. <Слайд 7.>
- Как называется эта буква? (бэ)
- На что похожа буква Б?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(А.Шибаев)Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном.
(В.Степанов)
- Изобразите букву Б в паре.
- Для обозначения каких звуков нужна буква Б?
- Дайте им характеристику. Оденьте «звуковичка» в учебнике на с 112.
VI. Закрепление.
1.- А сейчас Белоснежка и Буратино просят вас прочитать слова с новой буквой Б. Откройте учебники на стр.112.
- Прочитайте слоги, меняя голос от громкого к шёпоту.
- Прочитайте слоги с мягким [Б`]. Как обозначена мягкость согласного?
- А сейчас прочитайте слог и соответствующее ему слово, в котором он есть, из 1 и 2 столбика слов.
- Прочитайте слова 3 столбика самостоятельно. Что общего у всех этих слов? (односложные, начинаются с Б).
- Какое слово можно исключить? Почему?
2.- Белоснежка написала слова под цифрой 1. Буратино с трудом написал одно слово под цифрой 2. Прочитайте их. <Слайд 8.>
- Вместе они подобрали слова для справок, которые находятся в классе. А вам предлагают подумать, какое задание они приготовили для вас?
- Сформулируйте задание. (составить две цепочки: животные и деревья)
- Девочки дополнят первую цепочку, а мальчики- вторую. Ходьба по классу.
(барс, бобр, дуб, рябина, бекас, яблоня, банан, бурундук)
3. - Белоснежка подобрала нам и текст. В нём говорится о животном. Отгадайте о ком будем читать?
Вот так звери.
Нор не роют,
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (бобры). <Слайд 9.>
Бобры.
На берег вылез большой бобр. Хвост напоминает лопату. Передние лапы короче задних. Бобр увидел молоденькую осинку. Обхватил передними лапами и начал грызть. Дерево рухнуло. Бобр отгрыз ветки, потащил их к воде. Постепенно он перенёс все ветки. Потом ветки деревьев бобры облепили грязью. Жилище готово!
- Какое дерево использовали бобры для строительства?
- Что они построили?
4. - А сейчас поработаем в группах:
Группа А: сосчитает все слова с буквой Б
Группа В: выполнит звуковой анализ любого слова с буквой Б.
Группа С: подберёт из текста слово с новой буквой к звуковой схеме.
VII. Итог урока.
- С какими новыми звуками и буквой сегодня познакомились?
- Оцените свою работу. <Слайд 10.>