Экологическое образование во внеурочной деятельности учащихся

Разделы: Администрирование школы, Экология


Экологические знания, полученные в школе, должны стать для учащихся основой поведения. Именно, в школе ребенок должен осознать свое отношение к природе и обрести чувство личной ответственности за последствия своей деятельности.

Важную роль в этом, наряду с урочными занятиями, играет внеурочная и внеклассная деятельность. В нашей школе в учебный план введены различные спецкурсы эколого-нравственного аспекта. Задачей спецкурсов экологического профиля является интеграция знаний учащихся о человеке, обществе, производстве и природе, характере и результате их взаимодействия. Они не только опираются на материал школьных дисциплин, но и углубляют его, дают учащимся новые экологические знания и умения, а также систему нравственных, эстетических, познавательных, ценностных, экологических ориентаций. Спецкурсы экологического профиля способствуют формированию и развитию ответственного отношения к природе, что должно стать социально-психологической чертой личности школьника.

Проследим формирование экологических знаний и умений у учащихся на примере спецкурсов по физике.

В системе естественнонаучного образования физика как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Она призвана вооружить учащихся основами физических знаний, необходимых для повседневной жизни, в производственной деятельности, для продолжения образования и правильной ориентации в окружающей среде. Физика вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся.

На начальной ступени обучения введен спецкурс «Физический конструктор». Данный спецкурс развивает творческие способности ребят, способствует развитию фантазии, обучению элементам исследовательской деятельности и моделирования. На занятиях учащиеся разрабатывают и изготавливают модели приборов и механизмов, например: модели экологически безопасных видов транспорта – планеров, дирижаблей и т.д.

В 8-м классе ребята с явным интересом посещают спецкурс «Тепловые, электрические и световые явления». Программа данного спецкурса направлена на развитие умений учащихся объяснить явления природы, связывая их с жизнью, техникой и окружающей средой. На занятиях ребята экспериментируют: проводят опыты с «овощными» источниками тока; исследуют возможность очистки воздуха с помощью модели устройства для водно-инерционного способа очистки воздуха; изучают возможности водоема (на примере аквариума) к самоочистке; определяют степень запыленности листьев.

В 9-м классе, в рамках предпрофильной подготовки, учащимся предлагается элективный курс «Физика и человек». В программе курса прослеживается связь физики с биологией, химией, медициной и экологией. В этом курсе учащиеся расширяют свои представления о процессах, протекающих в организме человека. Курс представлен семью модулями: физика сердца; физика мозга; физика слуха; простейшие диагностические приборы; здоровье человека и электромагнитные поля; здоровье человека и электромагнитные изделия; здоровье человека и физиоаппараты.

Данная тематика позволяет учащимся уяснить влияние ряда экологических факторов на здоровье человека.

На третьей ступени спецкурс «Энергетика и окружающая среда» создает предпосылки для формирования экологической культуры будущих специалистов нового поколения.

Основные формы проведения спецкурсов: семинары, лабораторные и практические работы, экскурсии, решения творческих и экспериментальных задач, обсуждение докладов и рефератов, разработка и изготовление приборов из экологических бытовых отходов, моделей технических устройств - позволили накопить богатый материал экологического содержания. У учащихся вырабатываются знания и умения природоохранной деятельности, и возникает желание заниматься этой деятельностью.