Классный час на тему "Глас ангельский России", посвященный творчеству поэта, композитора, барда Максима Трошина

Разделы: Классное руководство


«Максиму Трошину с радостью от первой с ним встречи,
с надеждой на многие и многие еще...
»
Валентин Распутин.

«Максиму Трошину - счастливого жизненного пути!»
Василий Белов.

«Дорогому Максиму Трошину - пусть высокое древнее небо нашей Брянщины
осеняет тебя и хранит, пусть земля дает силы для свершения предназначенного.
Верю в твою счастливую судьбу!
»
Петр Проскурин.

«Максиму Трошину, Светлому отроку, Гласу Ангельскому Святой Руси.»
Нина Карташова.

Цели:

  1. Знакомство с жизнью и творчеством современного поэта, барда М. Трошина.

  2. Воспитание чувства патриотизма учащихся.

  3. Развитие активности эстетического восприятия поэтических текстов.

Оборудование (материалы):

  • оформленный стенд по теме «Я патриот России», либо выдержки из сочинений учащихся по теме «Кто такой патриот?», написанных заранее;

  • высказывания великих людей о Родине;

  • записи клипов М. Трошина «Матушка пела», «За Россию - мать»;

  • фрагмент фильма о М. Трошине «Песней наполнено сердце мое»;

  • музыкальные композиции в исполнении М. Трошина: «Ты не пой, соловей», «Тихая моя Родина»;

  • конверты для отзывов учащихся с надписями: «хорошее настроение», «безразличие», «размышление»;

  • карточки для отзывов учащихся.

Необходимые ТСО: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Ход мероприятия

Звучит песня в исполнении М. Трошина «Ты не пой, соловей».

1. Вступительное слово учителя о теме и целях классного часа.

1.1. История песни «Ты не пой, соловей».

Учитель:

Ребята, недавно по центральному телевидению транслировался многосерийный фильм «Громовы», в котором мы можем услышать песню, которая только что звучала.

Заглавная песня сериала «Громовы», звучащая на титрах, - «Соловей», - имеет свою очень интересную историю. Как-то раз на съемках в городе Дубна режиссер Александр Баранов встретил пожилую женщину, которая настойчиво искала встречи с ним. Во время беседы она подарила ему кассету с документальным фильмом про некоего мальчика. Режиссер долго не мог понять, что от него хочет незнакомка, пока она не объявила ему: «Фильм здесь не при чем, а вот на песню, которая там звучит, обратите внимание. Она вам обязательно пригодится».

Режиссер забыл о кассете, пока во время работы над «Громовыми» не встал вопрос музыкального сопровождения. Вспомнилась песня «Соловей» с той самой кассеты, и стало ясно, что она идеально подходит. Ассистенты режиссера с трудом нашли автора, который оказался монахом в одном из скитов России. Встретиться с ним так и не удалось, но благословение автора на использование композиции получено было.

Исполнил же эту песню в 1988 году Максим Трошин – десятилетний мальчик, которому прочили славу Робертино Лоретти.

Глас ангельский России... – такова тема нашего классного часа. Так был назван фестиваль, посвященный памяти певца и исполнителя Максима Трошина. Так называли самого Максима. (Обращение к эпиграфу.)

Здесь же (в эпиграфе) можно увидеть отзывы о Максиме русских писателе, написанные ими на книгах, подаренных ему.

Давайте узнаем о его жизни.

1.2. Презентация поэта и исполнителя Максима Трошина. (см. Приложение 1)

Рисунок 1.

Учитель:

Песню «Журавли» мы услышим в конце классного часа.

Юный певец, поэт, композитор, автор и исполнитель собственных и народных песен, песнопений О. Романа и песен Великой Отечественной войны, казачества, старинных духовых песнопений и былин, иподьякон, служивший в епископате г. Брянска, где также являлся руководителем молодежной организации Русского Национального Собора. Всего несколько дней не дожил он до своего семнадцатилетия.

Семь лет творческой жизни и невероятно активной гражданской позиции. Его слышали и знали миллионы по фильму Е. Галкина «Казаки-казаченьки», передачам ЦТВ «Воскресный лабиринт» и «Русский дом», по радиопрограммам и встречам на вечерах газет «День», «Советская Россия», «Литературная Россия», журналов «Наш Современник», «Москва», «Роман-газета», по форумам и собраниям Русского Национального Собора, многочисленным встречам и концертам в г.г. Брянске, Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде...

Максима знают по альбому «На молитве Русская земля». Записи его песен звучат в Союзе Русского Народа и Русском Национальном Соборе, у воинов «Альфы» и «Вымпела», в рядах ветеранов Афганистана и казаков, в Управлении внутренних дел и в студенческих аудиториях, в православных братствах и в семьях русских людей.

«Идите в храмы Божии, пока звонит звонарь», - пел Максим, благословленный на пение своим земляком отцом Романом. Не только пел, но и был искусным звонарем, получавшим приглашения от настоятелей брянских церквей взойти на колокольню для благовеста великих церковных праздников.

2. Просмотр и обсуждение музыкальных клипов.

2.1. Песня (клип транслируется) «Песней наполнено сердце мое».

Учитель:

-Чем Вам понравилась эта песня?

-Какие ключевые слова, фразы вам запомнились? О чем они?

-С кем у автора ассоциируется образ матушки?

-Как вы думаете, в чем смысл названия этой песни? (Любовью наполнено сердце мое.)

Россия – наша Родина. Родина – это святое для каждого из нас. Об этом говорит нам не только Максим Трошин.

На стенде:

Писатель и педагог К.Д. Ушинский говорит нам: «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.» И здесь образ Родины сравнивается с образом матери.

И наши ребята, ученики 6 классов выразили свое мнение:

Зайцев Илья написал: «Родина – это часть моего сердца! Где бы я ни находился, родина у меня одна».

2.2. Песня (клип транслируется) «За Россию - мать».

Рисунок 2.

Учитель:

- Какие образы встают перед вами во время прослушивания этой песни?

- Как чувства вызвала у вас эта песня?

- Каково настроение автора и исполнителя?

- С чем связано это настроение?

- К чему призывает нас Максим Трошин?

(Мы должны беречь нашу страну, которая много перенесла на своих плечах.)

Вот как по этому поводу высказалась ученица 6 класса Ковалёва Евангелина (стенд): «Россия! Для каждого русского человека это слово много значит. Мы, русские люди, гордимся своей Родиной. Гордимся её героями, её победами. И как бы ни было тяжело нашей стране, кто бы ни пытался её завоевать и уничтожить: будь то монголо-татары, немецко-фашистские захватчики, террористы – или другая нечисть – никому не удавалось покорить нашу великую Родину!

И только от нас, патриотов России, зависит, как долго наша Родина будет оставаться такой же сильной и прекрасной!»

2.3. Просмотр фрагмента фильма «Песней наполнено сердце мое».

Учитель:

О Максиме Трошине был снят целый фильм, в котором мы узнаем о его жизни, его взглядах, слышим отзывы людей, близко знакомых с ним.

Давайте посмотрим фрагмент этого фильма, в котором прозвучит песня «Журавли», прославившая М. Трошина.

3. Подведение итогов.

Учитель:

Сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством вашего ровесника – поэта, барда, композитора Максима Трошина. Его невероятно активная гражданская позиция – позиция патриота удивляет. Удивляет, насколько чистыми, искренними, открытыми были его мысли и поступки.

- Как вы относитесь к тому, что сегодня узнали, услышали, увидели?

- Какие выводы вы могли бы сделать?

(Каждый человек должен быть патриотом своей страны, а это значит желать Родине блага и трудиться во имя нее.)

«Таких как я в России тысячи,» - говорил Максим.

Максим проложил для Вас путь. И необязательно стать знаменитым человеком, чтобы прославлять Родину. Её нужно просто любить, относиться как к родной матери, которая дает человеку жизнь.

Енбеков Кирилл, ученик вашего класса, выразил это так: «Тот, кто не любит свою страну, не найдет достойного места в мире».

Мы можем его перефразировать и сказать: Любите свою страну, и вы найдете достойное место в этом мире.

- Мне бы хотелось, чтобы вы выразили свое отношение ко всему увиденному и услышанному следующим образом. Перед вами лежат листочки, которые вы при выходе из класса положите в один из конвертов на двери. Выберите тот конверт, который наиболее соответствует вашему состоянию души: безразличие, хорошее настроение, интерес; может, вас наш классный час навел на какие-то размышления. Подумайте об этом.

Рисунок 3.

- Ребята, а вы обратили внимание на то, что многие из его песен грустные?

Те, кто слышал его песни, задавались таким вопросом.

У Максима есть для вас ответ на этот вопрос.

Предлагаю в заключении классного часа прослушать песню, которую написал Максим на стихи Н. Рубцова «Тихая моя родина».

Звучит песня, предваренная вступительным словом М. Трошина, со звонком дети выходят, опуская листочки в конверты.