Урок обобщения знаний по теме "Внутренний мир человека" (Окружающий мир. 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Форма проведения: урок – обобщения знаний.

Цель. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Внутренний мир человека».

Задачи:

  1. Развивать у учащихся умения читать и передавать свои эмоции, переживания, отличать черты характера от эмоций.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к окружающему миру.
  3. Обучать коллективному взаимодействию, помогать овладевать навыками снятия эмоционального напряжения.

Технология проблемного обучения.

Методы обучения:

  • практический (упражнения);

  • наглядный, словесные (беседа, дискуссия);

  • частично-поисковый;

  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

  • методы активизации деятельности учащихся.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Учебники: Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2003.- 128 с.
  2. Лист оценки знаний.
  3. Звёздочки и солнышки на каждого учащегося.
  4. Мяч.
  5. Карточки для групповой работы.
  6. ИКТ (презентация).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка (психогимнастика).
  3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
  4. Решение проблемы.
  5. Физкультурная минутка.
  6. Практическое применение знаний.
  7. Физкультурная минутка.
  8. Практическое применение знаний.
  9. Итог урока. Оценка.
  10. Творческое домашнее задание.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. (1 минута)

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

Подготовка к уроку.

2. Разминка (психогимнастика). (2 минуты)

Игра «Комплименты по кругу».

Дети перед уроком строятся в круг и говорят по кругу комплименты, передавая цветок.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (3 минуты)

- Мы открыли с вами для себя новый мир - Внутренний Мир Человека.

«Сложен всякий человек,
и глубок как море».

Ф.М. Достоевский

(Слайд 1)

Внутренний мир человека огромен, как Вселенная. Мы только заглянули в один из уголков этого мира. Но мы узнали с вами немало нового. И теперь на нашей карте появились новые, открытые нами, созвездия.

Представьте себе, что когда-нибудь мы встретимся с инопланетянами, что мы расскажем им о человеке, о его внутреннем мире?

«Мозговой штурм».

(Слайды 2 - 3)

Слушают.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Представляют идеи по поводу беседы с инопланетянами о внутреннем мире человека.

4. Решение проблемы.(6 минут)

- Хорошо, ребята. Но следует предположить, что инопланетяне не разговаривают на нашем языке. Как разрешить данную ситуацию?

Игра «Через стекло».

- Необходимо разделиться на 2 команды. Одна команда без слов объясняет другой ситуацию. Другая разгадывает.

Потом команды меняются ролями.

- Что ещё вам удалось увидеть на лицах играющих?
- Чем эмоции отличаются от чувств?

(Слайд 4)

Игра «Угадай эмоцию».

(Слайды 5 - 11)

-Почему одна и та же эмоция понимается нами по-разному? Как быть в такой ситуации? (Уточнить, спросить.)

Дети предлагают общаться при помощи жестов и мимики.

 

Делятся на две команды. Договариваются о сюжете. Показывают и отгадывают.

Эмоции.

Высказывают мнения.

 

Высказывают мнения.

Высказывают мнения.

5. Физкультурная минутка.(5 минут)

Релаксация (музыка, звуки природы).

- Как побороть волнение? (дыхательная гимнастика)

Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

6. Практическое применение знаний.(10 минут)

- Можно ли по выражению лица судить о характере человека? Почему люди не доверяют внешности человека?

- Я согласна с вами, что о человеке мы судим по его поступкам, по его отношению к людям, делу и к работе.

Игра.

- Распредели черты характера по отношению к людям, к делу, к себе. (Слайд 12)

Игра с мячом.

«Противоположность черт характера» (добрый – злой). Учитель бросает мяч играющим, называя черту характера.

- Послушайте стихотворение С. Погореловского «Перестарался». (Приложение 1)

- Будет ли мама этой ночью гордиться своим вежливым сыном ? Почему?

У каждого человека свой индивидуальный набор черт характера. Кроме этого есть черты характера, которые человек хотел бы приобрести, а какие-то хотел бы изменить. Одни и те же черты характера могут помогать человеку в делах или, наоборот, мешать.

Игра «Хорошо-плохо». (Плюсы и минусы черт характера.)

Дальнейшее обсуждение проходит в группах: каждая группа получает одну - две черты характера; нужно разобраться, что плохого как в «отсутствии» этой черты, так и в ее чрезмерном «присутствии». Сейчас каждая группа получит карточку, на которой написана одна черта характера человека. Вы должны будете обсудить, как наличие этой черты в характере человека ему может помогать и мешать.(Приложение 2, Приложение 3)

Коллективное обсуждение выполненных заданий.

Рассуждают, высказывают мнения.

 

 

 

 

 

Дети возвращают мяч, называя противоположную черту характера.
Чтение стихотворения С. Погореловского «Перестарался» подготовленным учеником.

 

 

 

 

Групповая работа по карточкам. Высказывают мнения

7. Физкультурная минутка.(5 минут)

Азбука здоровья (оздоровительная пятиминутка). Как избавиться от плохого настроения?

8. Практическое применение знаний. (10 минут)

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

- Ребята, возьмите солнышки и напишите в лучиках свои хорошие качества.

Игра «Зажги звезду».

- А сейчас мы будем учиться видеть хорошее не только в себе, но и в других людях. У каждого из вас есть именные звёздочки. Когда вы будете выходить из класса, ваши одноклассники будут писать вам те чудесные качества характера, которыми вы обладаете.(Все звёздочки собирает учитель и выкладывает на доске портрет класса в виде большой звезды.)

- Я прочту вам некоторые слова, какие мы добрые, весёлые, старательные, ласковые и жизнерадостные. Возьмите звёздочки и сравните со своими солнышками. Сравните мнения.

Индивидуальная работа.

 

 

Групповая работа. Из каждой группы выходят по 1 человеку. Остальные пишут для него на сердечке.

Высказывают свои мнения.

9. Итог урока. (2 минуты)

- Мы представители планеты Земля. Как вы думаете, у нас получилось рассказать инопланетянам о внутреннем мире человека?

Спасибо за урок!

(Слайд 13)

- Чем бы вы хотели поделиться в конце нашего урока? Что ещё вы хотели бы узнать по данной теме?

Работа с листами оценки деятельности учащихся на уроке. (Приложение 4)

Высказывают свои мнения.

10. Домашнее задание. (1 минута)

На выбор:

  1. Составить словарик черт характера.

  2. Написать сочинение по теме: «Друг познаётся в беде» или «Я бы с ним в разведку не пошёл».

Методическая литература:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.:ТЦ Сфера, 2003.-88с.
  2. Баранова И.В. и другие. Нравственные ценности. Методическое пособие для учителей и психологов. – Москва: Генезис, 2003.-144 с.
  3. Гин С.И. Мир человека: Методическое пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита –Пресс, 2003.- 144с.
  4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб.: Питер, 2005.- 160 с.
  5. Человек и человечество.Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2003.- 128 с.

  6. Человек и человечество. Методические рекомендации для учителя, 4 класс. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2001.- 256.