Форма проведения: урок – обобщения знаний.
Цель. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Внутренний мир человека».
Задачи:
- Развивать у учащихся умения читать и передавать свои эмоции, переживания, отличать черты характера от эмоций.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение к окружающему миру.
- Обучать коллективному взаимодействию, помогать овладевать навыками снятия эмоционального напряжения.
Технология проблемного обучения.
Методы обучения:
-
практический (упражнения);
-
наглядный, словесные (беседа, дискуссия);
-
частично-поисковый;
-
методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
-
методы активизации деятельности учащихся.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
- Учебники: Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2003.- 128 с.
- Лист оценки знаний.
- Звёздочки и солнышки на каждого учащегося.
- Мяч.
- Карточки для групповой работы.
- ИКТ (презентация).
План урока:
- Организационный момент.
- Разминка (психогимнастика).
- Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Решение проблемы.
- Физкультурная минутка.
- Практическое применение знаний.
- Физкультурная минутка.
- Практическое применение знаний.
- Итог урока. Оценка.
- Творческое домашнее задание.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. (1 минута) |
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. |
Подготовка к уроку. |
2. Разминка (психогимнастика). (2 минуты) |
Игра «Комплименты по кругу». |
Дети перед уроком строятся в круг и говорят по кругу комплименты, передавая цветок. |
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (3 минуты) |
- Мы открыли с вами для себя новый мир -
Внутренний Мир Человека.
Ф.М. Достоевский (Слайд 1) Внутренний мир человека огромен, как Вселенная. Мы только заглянули в один из уголков этого мира. Но мы узнали с вами немало нового. И теперь на нашей карте появились новые, открытые нами, созвездия. Представьте себе, что когда-нибудь мы встретимся с инопланетянами, что мы расскажем им о человеке, о его внутреннем мире? «Мозговой штурм». |
Слушают. Высказывают своё мнение.
Представляют идеи по поводу беседы с инопланетянами о внутреннем мире человека. |
4. Решение проблемы.(6 минут) |
- Хорошо, ребята. Но следует предположить, что инопланетяне не разговаривают на нашем языке. Как разрешить данную ситуацию? Игра «Через стекло». - Необходимо разделиться на 2 команды. Одна команда без слов объясняет другой ситуацию. Другая разгадывает. Потом команды меняются ролями. - Что ещё вам удалось увидеть на лицах играющих?
(Слайд 4) Игра «Угадай эмоцию». -Почему одна и та же эмоция понимается нами по-разному? Как быть в такой ситуации? (Уточнить, спросить.) |
Дети предлагают общаться при помощи
жестов и мимики.
Делятся на две команды. Договариваются о сюжете. Показывают и отгадывают. Эмоции. Высказывают мнения.
Высказывают мнения. Высказывают мнения. |
5. Физкультурная минутка.(5 минут) |
Релаксация (музыка, звуки природы). - Как побороть волнение? (дыхательная гимнастика) |
Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. |
6. Практическое применение знаний.(10 минут) |
- Можно ли по выражению лица судить о характере человека? Почему люди не доверяют внешности человека? - Я согласна с вами, что о человеке мы судим по его поступкам, по его отношению к людям, делу и к работе. Игра. - Распредели черты характера по отношению к людям, к делу, к себе. (Слайд 12) Игра с мячом. «Противоположность черт характера» (добрый – злой). Учитель бросает мяч играющим, называя черту характера. - Послушайте стихотворение С. Погореловского «Перестарался». (Приложение 1) - Будет ли мама этой ночью гордиться своим вежливым сыном ? Почему? У каждого человека свой индивидуальный набор черт характера. Кроме этого есть черты характера, которые человек хотел бы приобрести, а какие-то хотел бы изменить. Одни и те же черты характера могут помогать человеку в делах или, наоборот, мешать. Игра «Хорошо-плохо». (Плюсы и минусы черт характера.) Дальнейшее обсуждение проходит в группах: каждая группа получает одну - две черты характера; нужно разобраться, что плохого как в «отсутствии» этой черты, так и в ее чрезмерном «присутствии». Сейчас каждая группа получит карточку, на которой написана одна черта характера человека. Вы должны будете обсудить, как наличие этой черты в характере человека ему может помогать и мешать.(Приложение 2, Приложение 3) Коллективное обсуждение выполненных заданий. |
Рассуждают, высказывают мнения.
Дети возвращают мяч, называя противоположную
черту характера.
Групповая работа по карточкам. Высказывают мнения |
7. Физкультурная минутка.(5 минут) |
Азбука здоровья (оздоровительная пятиминутка). Как избавиться от плохого настроения? |
|
8. Практическое применение знаний. (10 минут) |
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». - Ребята, возьмите солнышки и напишите в лучиках свои хорошие качества. Игра «Зажги звезду». - А сейчас мы будем учиться видеть хорошее не только в себе, но и в других людях. У каждого из вас есть именные звёздочки. Когда вы будете выходить из класса, ваши одноклассники будут писать вам те чудесные качества характера, которыми вы обладаете.(Все звёздочки собирает учитель и выкладывает на доске портрет класса в виде большой звезды.) - Я прочту вам некоторые слова, какие мы добрые, весёлые, старательные, ласковые и жизнерадостные. Возьмите звёздочки и сравните со своими солнышками. Сравните мнения. |
Индивидуальная работа.
Групповая работа. Из каждой группы выходят по 1 человеку. Остальные пишут для него на сердечке. Высказывают свои мнения. |
9. Итог урока. (2 минуты) |
- Мы представители планеты Земля. Как вы думаете, у нас получилось рассказать инопланетянам о внутреннем мире человека? Спасибо за урок! (Слайд 13) - Чем бы вы хотели поделиться в конце нашего урока? Что ещё вы хотели бы узнать по данной теме? Работа с листами оценки деятельности учащихся на уроке. (Приложение 4) |
Высказывают свои мнения. |
10. Домашнее задание. (1 минута) |
На выбор:
|
Методическая литература:
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.:ТЦ Сфера, 2003.-88с.
- Баранова И.В. и другие. Нравственные ценности. Методическое пособие для учителей и психологов. – Москва: Генезис, 2003.-144 с.
- Гин С.И. Мир человека: Методическое пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита –Пресс, 2003.- 144с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб.: Питер, 2005.- 160 с.
-
Человек и человечество.Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2003.- 128 с.
-
Человек и человечество. Методические рекомендации для учителя, 4 класс. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э. Белицкая и др.- М: Балласс, 2001.- 256.