Цели и задачи урока:
- Продолжить формирование у учащихся новых знаний об атмосфере;
- Разобрать с ними новые понятия и термины;
- Познакомить учащихся с причинами образования ветра, разнообразными видами ветров;
- Познакомить с приборами, позволяющими измерять направление и скорость ветра;
- Показать учащимся значение ветра и возможность его использования человеком;
- Научить учащихся строить розу ветров и читать её.
Тип урока: изложение нового материала.
Оборудование: атлас, интерактивная карта, модель анемометра, самодельный флюгер, презентация.
ХОД УРОКА
Урок начинаю с загадки:
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит, хоть безрукий,
Но бывает, груши с веток обивает
Сосны с корнем вырывает,
Так, порою, он сердит.
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.
– Как вы думаете, о чем эта загадка? (На экране
появляется тема урока, затем знакомлю учащихся с
целями и задачами урока)
– А кто может сказать, что такое ветер? (Выслушав
ответы, включаю 1 слайд, Приложение
1)
– Ветер – это движение воздуха в горизонтальном
направлении.
– Каковы свойства воздуха? (Обсуждаем с
учащимися и записываем в тетрадь свойства)
- Подвижность
- Увеличивается объем при нагревании и уменьшается при охлаждении.
- Изменяется плотность.
- Перемещается в сторону, где нет препятствий.
Определяем с учащимися причину
образования ветра.
Ребята выдвигают свои версии.
Делаем вывод: причина образования ветра – разность атмосферного давления.
Опираясь на бытовые знания учащихся, выясняем,
что вода медленнее нагревается и медленнее
остывает, а суша быстрее нагревается, но и
быстрее остывает.
Находясь на берегу озера, большой реки, на опушке
леса учащиеся описывают свои ощущения.
На основе этих ощущений объясняем
возникновение дневного и ночного бриза (слайд 2 Приложение 1)
Вопросы к рисункам.
- Опишите по рисунку действие дневного и ночного бриза.
- Как изменяется давление воздуха над сушей и морем при дневном бризе и при ночном?
- Где еще можно наблюдать такое явление, что в жаркий летний день веет прохладой?
Бризы обычно охватывают слой воздуха толщиной около 1 км и проникают в горизонтальном направлении на десятки км, если местность равнинная.
Самостоятельно учащиеся работают с
учебником, изучают образования муссонов.
Выясняем, где на земном шаре проявляется
действие муссонов.
Вспомним детские сказки.
Как авторы сказок рисуют образ ветра: он
предстаёт то в виде старого ,но могучего старика,
то в виде молодого юноши, то в виде
шалунишки-мальчика. И каждый из них имеет свой
характер. А каковы характеристики ветра?
Познакомимся с характеристиками ветра.
– Выясним основные характеристики ветра.
1. Направление ветра (определяют по стороне,
откуда дует ветер, определяют с помощью
флюгера). Для закрепления этого понятия
провожу игру «Флюгер» (для этого знакомлю с
правилами игры. Дети с помощью руки направляют
пальцы по направлению ветра. Например, дует
юго-западный ветер. Дети должны направить
ладонь на северо-восток)
2. Скорость ветра (измеряют в м/с, определяют по анемометру, обозначают v). Можно предложить подуть на модель анемометра и определить скорость ветра. Можно предложить пробежать между рядами с анемометром и поговорить о том, откуда в классе такой ветер.
3. Сила ветра (измеряют в баллах, обозначают F) На этом этапе следует поработать с форзацем учебника, где по местным признакам можно определить силу ветра и разобрать, как обозначаются направление и сила ветра.
На слайде 3 дана дополнительная информация о
силе ветра (можно распечатать эту таблицу и
работать по ней).
Для более наглядного восприятия
направления ветра строят график, получивший
названия «Роза ветров».
Методика построения графика описана в слайде 4,
Приложение 1, кроме того,
учащимся раздаю инструктивные карты.
Инструктивная карта построения «Розы ветров»
- Вычертить основу из 8 линий с одной точкой пересечения.
- Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.
- Выбирается масштаб: 1 отрезок – 1 день.
- Берут данные наблюдения за погодой за месяц.
- Количество дней с северным ветром откладываются по линии «север», с северо-восточным – по линии северо-восток и т.д.
- Если ветра с определенным направлением не было, то точка вообще не ставится
- Точки соединяются в следующей последовательности: север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад, север.
- При отсутствии какого – либо ветра линия в данном месте прерывается.
- Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.
Для жизни и хозяйственной деятельности человека большое значение имеет знания о преобладающих ветрах в своей местности.
Здесь уместно провести работу по определению
преобладающих ветров Брянской области по многолетним
наблюдениям учащихся, которые ведут ежегодно
учащиеся 6 класса.
Можно задать несколько вопросов про
местные ветры.
Чтобы убедиться, что учащиеся поняли данную тему, можно провести фронтальный опрос по теме.
- Что такое ветер?
- Причина возникновения ветра.
- Опишите, как возникает ночной и дневной бризы?
- На каких территориях земного шара возникают муссоны? В чем их особенность?
Если осталось время, то ответить на вопросы в конце параграфа.
К следующему уроку даю сообщения (информация в газете «География» приложение к 1 сентября №35 за сентябрь 2000 года)
- Значение ветра для человека.
- Стихийные бедствия, связанные с деятельностью ветра (торнадо, смерчи, ураганы)
- Ветры на Кавказе.
- Ветры на Байкале.
- Ветры Средиземноморья.
Рефлексия
В начале урока раздаю карточки, а в конце собираю и выясняю, как ученики чувствуют себя на уроке, комфортно ли им.
1. Мое настроение в начале урока | |||
2. Мое настроение в конце урока |
- Данная тема мне:
- Очень понравилась
- Понравилась
- Не очень понравилась
- Совсем не понравилась
- Данную тему я
- Усвоил (а) хорошо
- Не очень хорошо
- Совсем не усвоил (а)
- По данной теме мне
- Захотелось почитать дополнительно
- Нет желания больше узнать
- Своей работой на уроке сегодня я
- Доволен (а)
- Не очень
- Совсем не доволен (а)
Домашнее задание: §39, сообщения, вопросы в конце параграфа/