Урок географии в 6-м классе по теме "Ветер"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • Продолжить формирование у учащихся новых знаний об атмосфере;
  • Разобрать с ними новые понятия и термины;
  • Познакомить учащихся с причинами образования ветра, разнообразными видами ветров;
  • Познакомить с приборами, позволяющими измерять направление и скорость ветра;
  • Показать учащимся  значение ветра и возможность его использования человеком;
  • Научить учащихся строить розу ветров и читать её.

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование: атлас, интерактивная карта, модель анемометра, самодельный флюгер, презентация.

ХОД УРОКА

Урок начинаю с загадки:

Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит, хоть безрукий,
Но бывает, груши с веток обивает
Сосны с корнем вырывает,
Так, порою, он сердит.
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.

– Как вы думаете, о чем эта загадка? (На экране появляется тема урока, затем знакомлю учащихся с целями и задачами урока)
– А кто может сказать, что такое ветер? (Выслушав ответы,  включаю 1 слайд, Приложение 1)
– Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.
– Каковы свойства воздуха? (Обсуждаем с учащимися и записываем в тетрадь свойства)

  1. Подвижность
  2. Увеличивается объем при нагревании и уменьшается при охлаждении.
  3. Изменяется плотность.
  4. Перемещается в сторону, где нет препятствий.

Определяем с учащимися  причину образования ветра.
Ребята выдвигают свои версии.

Делаем вывод: причина образования ветра  – разность атмосферного давления.

Опираясь на бытовые знания учащихся, выясняем, что  вода медленнее нагревается и медленнее остывает, а суша быстрее нагревается, но и быстрее остывает.
Находясь на берегу озера, большой реки, на опушке леса учащиеся описывают свои ощущения.

На основе этих ощущений объясняем возникновение дневного и ночного бриза (слайд 2 Приложение 1)
Вопросы к рисункам.

  1. Опишите по рисунку действие дневного и ночного бриза.
  2. Как изменяется давление воздуха над сушей и морем при дневном бризе и при ночном?
  3. Где еще можно наблюдать такое явление, что в жаркий летний день веет прохладой?

Бризы обычно охватывают слой воздуха толщиной около 1 км  и проникают в горизонтальном направлении на десятки км, если местность равнинная.

Самостоятельно учащиеся работают с учебником, изучают  образования муссонов.
Выясняем, где на земном шаре проявляется действие муссонов.
Вспомним детские сказки.
Как авторы сказок рисуют образ ветра: он предстаёт то в виде старого ,но могучего старика,
то в виде молодого юноши, то в виде шалунишки-мальчика. И каждый из них имеет свой
характер. А каковы характеристики ветра?
Познакомимся с характеристиками  ветра.
– Выясним основные характеристики ветра.

1. Направление  ветра (определяют по стороне, откуда дует ветер, определяют с помощью флюгера).  Для закрепления этого понятия провожу игру «Флюгер» (для этого знакомлю с
правилами игры. Дети с помощью руки направляют пальцы  по направлению ветра. Например, дует юго-западный ветер. Дети должны направить ладонь  на северо-восток)

2. Скорость ветра (измеряют в м/с, определяют по анемометру, обозначают v). Можно предложить подуть на модель анемометра и определить скорость ветра. Можно предложить пробежать между рядами с анемометром и поговорить о том, откуда в классе такой ветер.

3. Сила ветра (измеряют в баллах, обозначают F) На этом этапе следует поработать с форзацем учебника, где по местным признакам можно определить силу ветра и разобрать, как обозначаются направление и сила ветра.

На слайде 3 дана дополнительная информация о силе ветра (можно распечатать эту таблицу и работать по ней).
Для более наглядного восприятия направления  ветра строят график, получивший названия «Роза ветров».
Методика построения графика описана в слайде 4, Приложение 1, кроме того, учащимся раздаю инструктивные карты.

Инструктивная карта  построения «Розы ветров»

  1. Вычертить основу из 8 линий с одной точкой пересечения.
  2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.
  3. Выбирается масштаб: 1 отрезок – 1 день.
  4. Берут данные наблюдения за погодой за месяц.
  5. Количество дней с северным ветром откладываются по линии «север», с северо-восточным – по линии северо-восток и т.д.
  6. Если ветра с определенным направлением не было, то точка  вообще не ставится
  7. Точки соединяются в следующей последовательности: север, северо-восток, восток, юго-восток, юг,  юго-запад,  запад, северо-запад, север.
  8. При отсутствии какого – либо  ветра линия в данном месте прерывается.
  9. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.

Для жизни и хозяйственной деятельности человека большое значение имеет  знания  о преобладающих ветрах в своей местности.

Здесь уместно провести работу по определению преобладающих ветров Брянской области по  многолетним наблюдениям учащихся, которые ведут ежегодно учащиеся 6 класса.
Можно задать несколько вопросов  про местные ветры.

Чтобы убедиться, что учащиеся поняли данную тему, можно провести фронтальный опрос по теме.

  1. Что такое ветер?
  2. Причина возникновения ветра.
  3. Опишите, как возникает ночной и дневной бризы?
  4. На каких территориях земного шара возникают муссоны? В чем их особенность?

Если осталось время, то ответить на вопросы в конце параграфа.

К следующему уроку даю сообщения (информация в газете  «География» приложение к 1 сентября №35 за сентябрь 2000 года)

  1. Значение ветра для человека.
  2. Стихийные бедствия, связанные с деятельностью  ветра (торнадо, смерчи, ураганы)
  3. Ветры на Кавказе.
  4. Ветры на Байкале.
  5. Ветры Средиземноморья.

Рефлексия

В начале урока  раздаю карточки, а в конце собираю и выясняю, как ученики чувствуют себя на уроке, комфортно ли им.

1. Мое настроение в начале урока
2. Мое настроение в конце урока
  1. Данная тема мне:
    • Очень понравилась
    • Понравилась
    • Не очень понравилась
    • Совсем не понравилась
  2. Данную тему  я
    • Усвоил (а) хорошо
    • Не очень хорошо
    • Совсем не усвоил (а)
  3. По данной теме мне
    • Захотелось почитать дополнительно
    • Нет желания больше узнать
  4. Своей работой на уроке сегодня я
    • Доволен (а)
    • Не очень
    • Совсем не доволен (а)

Домашнее задание: §39,  сообщения, вопросы в конце параграфа/