Тема урока. Правильные многоугольники.
Цель урока. Ввести понятие правильного многоугольника и выявить, где применяются правильные многоугольники.
Задачи урока.
- Дидактические:
- Сформировать у учащихся 6 класса Г (восстановить в памяти учащихся 8 класса В) определение правильного многоугольника. Рассмотреть важное свойство правильных многоугольников, которое применяется для их построения.
- Выработать навык построения правильных многоугольников с помощью циркуля. (Практическая работа выполняется шестиклассниками под руководством восьмиклассников).
- Выявить области применения правильных многоугольников. Установить, любыми ли правильными многоугольниками можно покрыть плоскость без зазоров и пересечений.
- Научить учащихся создавать на компьютере паркеты (орнаменты, витражи, сюжеты, панно, мозаики) из правильных многоугольников.
- Научить учащихся осуществлять поиск информации о правильном многоугольнике в Интернете и справочной литературе.
- Развивающие:
- Развивать познавательныенавыки учащихся.
- Развивать умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
- Продолжить развитие навыков конструирования и моделирования на компьютере.
- Развивать критическое и творческое мышление учащихся.
- Воспитывающие.
- Развивать у учащихся самостоятельность, которая определяется с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией обучения.
Применяемые на уроке элементы педагогических технологий:
- Информационные (компьютерные) технология.
- Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
- Технология «Обучение в сотрудничестве»
- Технология интегрированного обучения.
- Практико-ориентированная технология.
- Технология опережающего обучения.
- Технология компьютерного конструирования.
Оборудование: компьютеры для учащихся, интерактивная доска с видеопроектором, флипчарт «Построение правильных многоугольников», презентация «Правильные многоугольники», презентация к исследовательской работе «Паркеты из правильных многоугольников», «Геометрическая мозаика», чертежные инструменты для каждого ученика, набор моделей многоугольников на каждый стол, план работы учеников.
План урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Средства обучения |
|
1. | Организационный момент. | ||
Проверить готовность учащихся к уроку (наличие учебных принадлежностей). (Учащиеся сидят парами: шестиклассник и восьмиклассник) | Учащиеся проверяют свою готовность к уроку (наличие циркуля, линейки, учебника, нелинованной бумаги формата А4, набора правильных многоугольников, плана работы на уроке) | Демонстрация титульного слайда презентации «Правильные многоугольники» | |
2. | Актуализация знаний, изучение нового материала и его закрепление | ||
– Сегодня мы проводим урок-семинар
по обмену знаниями и умениями учащихся 6-го и 8-го
классов по теме «Правильные многоугольники».
Девиз урока «Знаю и умею сам – научу другого». – Обобщить цели и задачи урока, высказанные учениками. – Инструкция по работе учеников с учебником
– Подведение итогов этой части работы.
– Где еще можно найти сведения о правильных многоугольниках.
– Для того, чтобы изучить свойства правильных многоугольников, продумать их применение, надо, прежде всего. уметь их построить. Как это можно сделать?
– Инструктаж по выполнению практической работы. Оказание помощи ученикам (при необходимости), оценивание качества и правильности выполнения построения правильных пятиугольника и десятиугольника.
– На предыдущих уроках математики вы сделали вывод формулы для вычисления суммы углов многоугольника и угла правильного многоугольника. Посмотрите на составленную таблицу и выскажите свое мнение, какими правильными многоугольниками можно закрыть плоскость без зазоров и перекрытий многоугольников друг друга, учитывая, что сумма углов правильных многоугольников при одной вершине должна составить в сумме 360о.
– Итак, возникает проблемный вопрос, – какими правильными многоугольниками можно выложить паркет. Эту проблему решил в своей исследовательской работе Макаров Артем. – Где вы встречали применение правильных многоугольников в жизни. Демонстрируются изделия из лоскутного шитья, витражи, изготовленные на занятиях кружка «Геометри- ческое моделирование». –Учитель информатики оценивает работу учеников. |
– Постановка цели и задач урока учениками. |
Демонстрация слайдов 3-5 презентации
«Правильные многоугольники».
Демонстрация слайда 6
Демонстрация слайдов 8-10
Демонстрация
– Напечатанная таблица (см. «План ученика»)
Демонстрация |
|
3. | Домашнее задание. | ||
6 класс – Прочитай п.12.3 «Правильные
многоугольники», №1203, 1204. Дополнительно: выясните, какими видами симметрии обладают правильные многоугольники. 8 класс – п.105, 109. Вывод формулы для вычисления угла правильного многоугольника. Творческие задания для учащихся обоих классов (по выбору): – Составить мозаику (витраж, орнамент, сюжет,
панно, паркет) в виде презентации или в виде
аппликации. |
Ученики изучают содержание домашнего задания по предложенному напечатанному плану для учащихся, задают вопросы по его выполнению. | ||
4 | Подведение итогов урока | ||
– Предлагаю вам сделать
анализ своей работы на уроке Для этого ответьте
на вопросы: – Какую цель ставили в начале урока? – Достигли ли этой цели? – Оцените работу друг друга. – Какие знания вы передали своему партнеру по уроку? – Что нового узнали от партнера? – По каким школьным предметам применялись знания на уроке? (по геометрии, информатике, черчению, биологии, истории). |
Учащиеся обсуждают свою работе на уроке, высказывают свое мнение о своих достижениях на уроке. |
Советуем прочитать:
- Колмогоров А.Н. Паркеты из правильных многоугольников” журнал “Квант” №3, 1970.
- А.Н. Колмогоров, А.Ф. Семенович, Т.С. Черкасов Геометрия 6-9, Москва, Просвещение, 2003.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др., Геометрия,7-9, М., Просвещение, 2005.
- Энциклопедический словарь юного математика, Москва, “Педагогика”, 1985.