Проектная задача "Защити свой северный край"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Дорогие ребята! Вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая проектная задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. При возникновении проблемы обращайтесь за помощью к педагогу – консультанту. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаем вам успеха!

С каждым годом увеличивается количество страниц Красной книги. …

Статистика здесь примерно такова: в начале века исчезал один вид животных за год, сейчас один вид исчезает ЕЖЕДНЕВНО.

Красная книга – это сигнал SOS, который подают нам растения и животные. Мы надеемся, что вы тоже неравнодушны к этому призыву. В связи с этим мы предлагаем вам составить обращение детей к взрослым с помощью средств массовой информации, для разрешения проблемы сохранения природы. Чтобы выполнить эту работу, вам предстоит решить несколько заданий.

Задание 1. Прочитайте текст и определите, о каком животном говорится?

Текст про …

Каждую весну отправляются в путь гигантские стада этих прекрасных животных. Они могут пройти по тундре до 600 км на север. Именно там рождаются их детеныши. Когда же лето идет на убыль, стада возвращаются на юг, проходя тем же путем, каким их предки путешествовали в течение столетий.

Карибу – одна из разновидностей этих животных, отличается тем, что вес может достигать до 800 кг, а высота холки от двух до трех метров. А самым маленьким из этого семейства является пуду. Его рост всего 33см, а вес около 8 кг. Совсем маленьким считается – мунчак: он примерно 45 см в высоту, весит меньше 8 кг и лает как собака.

Любопытно, что эти животные имеют общего предка с жирафами. Сегодня они относятся к тому же семейству, что рогатый скот и антилопы.

Они отличаются тем, что имеют сменные, а не постоянные рога. Каждую весну у самцов вырастает новая пара рогов, а каждую зиму, по окончании брачного сезона, он их теряет. По количеству ответвлений на рогах можно узнать о возрасте этих животных.

Эти животные - вегетарианцы: питаются мхом, корой, почками или водными растениями. Они обычно очень пугливы, и их безопасность зависит от их скорости. Их основными врагами являются медведи, росомахи, волки. Обычно они питаются по ночам. У них очень хорошее зрение, а слух и обоняние позволяют без особого труда издалека обнаруживать опасность.

Живут они в самых различных условиях: хорошо приспособлены к жизни на севере. Давно приручены человеком и используются, чтобы тянуть сани. Их мясо и шкуры высоко ценятся всеми северными народами. Хотя численность этих животных составляет около 500 тысяч голов в этой местности, они занесены в Красную книгу. Во многом сокращение популяции этих животных связано с тем, что с каждым годом уменьшается площадь пастбищ. Происходит это в результате интенсивного развития нефтегазодобывающей промышленности и изъятия земель под строительство новых городов и поселков. Местные жители говорят: “Если в тундре есть ОН - жить можно. Ушел – беда!”

Задание 2. Опираясь на текст, заполните таблицу.

Параметры Описание
Название:
Фотография (желательно цветная
Морфологические признаки (опишите животное)  
Местообитание:  
Образ жизни: (кочевой, оседлый)  
Характер питания:  
Пищевые цепи (можно представить схематически):  
Взаимоотношения  с человеком  
Причины сокращения численности этих животных  

Задание 3. Дорогие ребята. Надеемся, что вы узнали о ком идет речь, и открыли для себя какие – то неизвестные факты из жизни этих животных. Эти знания вам пригодятся при составлении обращения к взрослым через СМИ (средства массовой информации).

Итак, продолжаем сбор материала для статьи,

Из предложенного списка выберите и выпишите те слова, которые относятся к той местности, где обитает наш ГЕРОЙ. Они нужны будут для составления вашего обращения. Не забывайте, что корреспонденты должны быть грамотными людьми.

К(а,о)ре(нн,н)ые жители, б(а,о)лото, (Х,х)анты, не(в,ф)ть, м(а,о)ро(ж,ш)к(о,а) г(а,о)лубика, л(е,и)шайник, ч(и,е)рника, з(и,е)мляника, л(е,и)са, п(и,е)сец, с(а,о)ва, ря(п,б)чик, с(а,о)л(а,о)вей, пингвин, дли(н,нн)ая зима, долг(ае,ое ) лето, немцы, ме(ш,ж)сезон(ие,ье), глубокий снег, (а,о)са(т,д)ки, наст, не(в,ф)т(е,и)прово(т,д), газ(о,а)прово(т,д), упря(ж,ш)ка, не(в,ф)тя(н,нн)ик, м(и,е)х(а,о)вая (а,о)дежда, к(о,а)чевой образ, б(и,е)реч(ь), (с,з)бро(с,сс), п(о,а)с(т)бище, ненцы.

Задание 4. Для выполнения следующего задания вам нужно вернуться к последнему абзацу нашего текста и восстановить одну из причин сокращения популяции этих животных. Зафиксируйте эту причину и попробуйте объяснить, почему это происходит.

Популяции - совокупность животных одного вида, населяющих определенную территорию.

Задание 5. Рассмотрите данную диаграмму, которая показывает основные причины разлива нефти.

  

Какой вывод можете сделать по данным этой диаграммы?

Задание 6. На экологию влияет и состояние атмосферного воздуха. Рассмотрите таблицу.

Годы Количество организаций, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу Выброшено вредных веществ в атмосферу от разных источников (в тоннах)
1995 год 103 559
2000 год 128 561
2005 год 167 570
2007 год 178 576

Ответьте на вопросы:

  • Как изменилось количество организаций, выбрасывающих вредные вещества, в 2007 году по сравнению с 1995 годом?
  • На что это может повлиять?
  • Что можно сказать о выбросах вредных веществ от разных источников?

Задание 7. Строительство новых дорог, трубопроводов, сотен нефтяных и газовых месторождений привело к беспорядочному вытаптыванию и нарушению земельного покрова и уменьшению пастбищ. Известно, что:

  • за 7 лет восстанавливается 1/5 часть загрязненного нефтью пастбища;
  • одно нефтяное месторождение занимает примерно 50000 кв.м;
  • при попадании вредных веществ в водоемы все живое умирает и может восстановиться только через 10 лет;

На одном из пастбищ нашего героя, тоже было месторождение. В 2004 году нефтяники, закончив добычу нефти, разобрали свое оборудование, и ушли с пастбища. Наш Герой хочет со своим стадом вернуться к себе на пастбище возле озера. Сможет ли Он это сделать в 2012году?

Задание 8. Для правильного выполнения этого задания вам нужно работать по инструкции:

Инструкция.

Просмотрите все задания.

  1. Выделите основную мысль проектной задачи и зафиксируйте ее.
  2. Составьте текст- рассуждение “Если в тундре есть ОН - жить можно.
  3. Ушел – беда!” по следующей структуре:
  • Основная мысль вашего текста;
  • Доказательства (нужно использовать данные из выполненных заданий)
  • Вывод (убедить читателей в истинности вашей мысли)

“Если в тундре есть ОН - жить можно. Ушел – беда!”

Лист ответов находится в приложении № 1.