Цель:
- Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, гербами городов Краснодарского края, историей герба Белореченска.
- Сформировать представление о гербе, как отличительном знаке любого человеческого сообщества. Воспитать чувство патриотизма , уважения к истории и традициям своей Родины.
- Развить творческий интерес, познавательную активность, владение композицией, ассоциативно-образное мышление.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок.
Оборудование:
- Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.
- Плакаты с изображением символики России, Краснодарского края.
- Музыкальный ряд: гимн России, гимн Кубани.
- Художественные материалы: альбом, цветные карандаши, краски.
План урока:
- Беседа о государственной символике, символике Краснодарского края, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов, анализ и защита работ.
Ход урока
- Организация класса.
Звучит Гимн России (ученики встают).
Учитель: Ребята, что за музыка сейчас звучит.
Ученики: Это Гимн России.
Учитель: А что такое Гимн?
Ученики: Это символ нашей страны.
Учитель: А какие ещё государственные символы вы знаете?
Ученики: Герб, флаг.
Учитель: Сегодня наш урок посвящён гербам.
Рассказ учителя: “История геральдики”.
Символические изображения были в употреблении человека с давних времён и изображались на перстнях, щитах, знамёнах. Менялись эти знаки по желанию человека, который их применял.
Лица, выдающиеся своей доблестью и храбростью, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения. Это было необходимо, потому что закованные в железо доспехи рыцари мало отличались один от другого.
А самые древние гербы были на печатях, монетах, медалях древних государств. В III тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византии – двухглавый орёл. Гербы составляли и описывали глашатаи (распорядители) на рыцарских турнирах – этих людей называли герольдами. Так и возникло искусство составления гербов – геральдика.
Гербом называется символическое изображение, составленное на основании определённых знаков и утверждённое верховной властью. В композиции герба всё имело значение и несло информацию о владельце. Форма герба может быть разнообразной, но в основном это форма щита древних рыцарей. Известно пять форм западноевропейских щитов.
Поверхность герба была или одного цвета или делилась на несколько полей определённого цвета. Эти поля назывались геральдическими фигурами. Выбираемый имел символическое значение.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что могут означать цвета – золотой, серебряный, красный, зелёный, чёрный.
Ученики: Красный – кровь, храбрость, чёрный – траур, зелёный – спокойствие, золотой – богатство, серебряный – чистота.
Учитель: В основном вы правильно определили значение цветов. Золото – богатство, верность, постоянство. Серебро – невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зелёный – свобода, изобилие. Чёрный – скромность, учёность, печаль.
Герб делится на несколько частей. Эти основные деления (их три) – рассечение, пересечение, скошение.
На поле герба могут быть изображены животные, растения, мифологические существа, оружие и т.д.
Символика цвета
- Золото – знатность, благородство
- Серебро – невинность, доброта, откровенность
- Красный – храбрость, мужество, великодушие, любовь
- Зеленый – надежда
- Черный – мудрость, печаль
- Синий – верность, честность.
Алфафит эмблем
Дуб | орел | лев | слон |
сила, могущество, власть |
Рукопжатие – эмблема дружбы
Факел или раскрытая книга – эмблема знаний |
Пчела – эмблема трудолюбия | Роза и сердце – эмблема любви |
Лавр – эмблема славы | Чаша (сосуд) – благородный поступок, жертвенность |
Камень (гора) – преодоление пренятствий | Молот – эмблема рабочего класса | Серп 0 эмблема крестьянства |
Башни и мосты – отличие при захвате вражеского моста, крепости (или героической защиты их) | Дельфины и рыбы – заслуги в мореплавании |
Герб также может иметь краткое изречение, отражающее идею герба – это девиз герба.
Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображается на главных зданиях. Составляют его исходя из особенностей города, его истории, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города.
Учитель: А вы знаете историю возникновения герба города Белореченска.
Герб города Белореченска
Герб города имеет традиционную форму для гербов городов России – форму щита. В верхней её части, на фоне флага России, надпись “Белореченск”. В центральной части герба на зелёном фоне изображена реторта, обрамленная с левой стороны золотыми колосьями, а с правой – дубовыми листьями. В нижней части обрамления присутствуют символы промышленности и железной дороги. Ниже обрамления герб горизонтально пересекают две волнистые линии, символизирующие реку Белую, на правом берегу которой расположен город Белореченск. В самом низу герба изображены две казачьи сабли накрест, папаха и надпись “1862” - это год основания города.
А теперь посмотрите, какие имеют гербы города нашего Краснодарского края.
Герб города-курорта Анапы | Герб города Армавира | Герб города Горячий Ключ |
Герб города Геленжика | Герб города Ейск | Герб города Кропоткина | Герб города Краснодара |
Герб города Лабинска | Герб города Новороссийска | Герб города Тихорецк | Герб города Туапсе |
Герб города Срчи | Герб города Славянска на Кубани |
А теперь давайте посмотрим на Гербы нашего Краснодарского края, относящиеся к разным периодам истории. (Звучит Гимн Кубани.)
Герб кубанский | Герб градогачальства и крепости | Герб областной | Герб столичный | Герб Кубанской области |
- Постановка художественной задачи:
Сегодня мы узнали много нового об истории и законах составления гербов. А сейчас я предлагаю вам выполнить проект Герба нашей станицы Бжедуховской. Вспомните особенности нашей станицы, её историю, хозяйство, животный и растительный мир вокруг станицы, и используя эти знания составьте Герб.
- Практическое выполнение задания:
Помните, что на гербе знаки должны быть чёткими, лаконичными, легко расшифровываемыми и видны издалека. Нельзя сочетать в композиции или накладывать друг на друга цвета, лежащие рядом на цветовом круге, лучше использовать контраст. Если сможете, придумайте девиз. Девиз всегда имеется на ленте.
- Подведение итогов:
- Анализ работ
- правильность использования элементов щита, композиции
- сочетание цветов
- соответствие выбранных символов.
- Выставка и защита работ.
Лучшие работы учащихся представлены в Администрацию сельского поселения для проведения конкурса “Герб родной станицы".
- Уборка рабочих мест.