Цели: познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.
Оборудование:
- плакат "Дружба - какое чудесное слово",
- грамзаписи песни "Улыбка, карточки со словами - качествами друга,
- карточки с буквами слова "дружба",
- пословицы о дружбе написанные на доске.
Ход классного часа
Актуализация знаний.
Учитель. Ребята в группах соберите из букв слово.
(На доске - буквы, ребята складывают из букв слово "дружба")
Учитель. Какое слово получилось?
Ученики. Получилось слово "дружба".
Учитель. Наш классный час называется: "Дружба - какое чудесное слово". (Название вывешивается на доску).
- Как вы понимаете слово "дружба"? (Выслушиваются ответы детей).
- Послушайте стихотворение о дружбе.
Ученик:
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Беседа.
Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?
Ученики. Наверное, с улыбки.
Учитель. Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также считают композитор М.Пляцковский и поэт В. Шаинский, которые написали песню "Улыбка", послушайте её, а кто знает - подпевайте.
(Звучит песня "Улыбка").
- О чём эта песня?
- У кого в классе есть друзья?
- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?
Работа с пословицами.
Учитель. Ребята, прочитайте пословицу.
(Дети читают с доски: "Друг познаётся в беде").
- Как понимаете пословицу.
(Выслушиваются высказывания детей).
- Какие пословицы вы ещё знаете?
- "Нет друга - ищи, а нашёл - береги".
- "Новых друзей наживай, а старых не теряй".
Разбор ситуаций.
Ученик:
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Ученик:
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя -
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня - без задних ног.
(С. Маршак)
- Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?
- Послушайте стихотворение.
Ученик:
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: "Дружи со мой,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки".
Я шепчу: "Но ты учти -
Ты во всем должна идти
Другу на уступки".
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: "А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать".
А девчонки на дыбы!
Говорят: "Молчала бы!"
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
"Срочно требуется друг".
(А. Барто)
Учитель. Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой?
(Ответы детей).
Учитель. Ребята, бывает так, что друзья ошибаются. Надо ли им прощать ошибки?
(Ответы детей).
Физкультминутка.
Выполняется под песню "Улыбка". Дети, подпевая, показывают и выполняют движения под музыку.
Групповая работа.
Учитель. Какими качествами должен обладать друг? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность придти на помощь в любую минуту).
Учитель. Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?
- Почему распадается дружба?
- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
(Дети сами выводят правила, которые записываются на доске).
- Правила дружбы:
- Уступать.
- Не бояться просить прощения, если обидел друга.
- Не грубить. Не злиться.
- Не жадничать.
- Помогать своему другу.
- Быть честным в дружбе.
- Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга.
Практические упражнения.
Упражнение "Мостик дружбы".
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".
Упражнение - тренинг. Учитель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдаёт её уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: "Если ты не принесёшь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу".
- Как бы поступил ты?
Итог. Почему "дружба" - такое чудесное слово?