Самоанализ профессиональной деятельности учителя

Разделы: Администрирование школы


В последнее время существенные изменения коснулись не только системы преподавания, но и оценки труда учителя. Поэтому каждому учителю, чтобы добиться хороших результатов учебно-воспитательного процесса, важно владеть технологией самоанализа. Самоанализ профессиональной деятельности поможет выявить проблемы педагога и учащихся, скорректировать учебно-воспитательный процесс.

Кроме того, грамотно проведенный самоанализ поможет учителю и при оформлении материалов на конкурсы профессионального мастерства.

Мы предлагаем наиболее простую схему самоанализа учителя, которую педагог сдает по итогам года. Схема самоанализа включает следующие разделы:

  1. Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой).
  2. Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия).
  3. Система воспитательной работы и ее результаты.
  4. Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях.
  5. Повышение квалификации.

Остановимся подробнее на содержании каждого из разделов.

1. Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой)

Содержание информации по первому критерию может включать в себя:

  1. Педагогическое кредо учителя и задачи обучения.
  2. Формы организации учебного процесса, помогающие достичь позитивной динамики учебных достижений (формы уроков, выбор технологий, приемов, домашних заданий).
  3. Работа с разными категориями учащихся (одаренными, слабо успевающими).
  4. Методическое, дидактическое обеспечение учебного процесса (при необходимости).

Для подтверждения данных учитель может привести результаты итоговых контрольных работ, ЕГЭ, поступаемость в ВУЗы, качество обучения, отсутствие неуспевающих, интерес к предмету, выявленный в ходе анкетирования.

2. Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия)

Важно представить внеурочную деятельность как систему работы по формированию личности средствами предмета. Для этого необходимо сформулировать задачи внеучебной деятельности, основные направления, например:

  • факультативы, элективные курсы по предмету, кружки, секции, творческие объединения; особенность их работы, наличие плана, форм творческой отчетности учеников;
  • формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам, творческим конкурсам по предмету;
  • связь с вузами, учреждениями дополнительного образования школьников;
  • возможные формы организации работы по самообразованию учащихся: обучение на дистанционных курсах, решение олимпиадных, конкурсных заданий вузов.

3. Система воспитательной работы и ее результаты

Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания учебного предмета.

Рекомендуется учитывать:

  • Направления и формы работы с классным коллективом (классные часы, экскурсии, беседы, выходы, дни здоровья, праздники…).
  • Работу с социальными партнерами, сотрудничество со школьным психологом.
  • Развитие классного самоуправления.
  • Работу с родителями.

Положительные результаты работы следует подтвердить данными исследований: анкетирования, тестирования, другим методиками, доказывающими наличие в классе благоприятного психологического климата (атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности), отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю), активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения и местного сообщества.

4. Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях

Данный критерий позволяет судить о роли учителя в профессиональном сообществе, о востребованности опыта педагога в системе образования. Как правило, распространяемый опыт связан с методической темой, которую учитель теоретически исследовал и представил в практике своей работы.

Если учитель принимал участие в конкурсах профессионального мастерства, то следует отразить задачи участия педагога в конкурсе, обосновать содержание и выбранную форму представляемого опыта.

5. Повышение квалификации.

Данный критерий характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей компетентности, его возможности для профессионального роста.

В самоанализе можно указать:

  • Темы самообразования, методические темы, темы экспериментальных площадок, в составе которых работает учитель.
  • Работу в качестве эксперта муниципальной, главной аттестационной комиссий.
  • Руководство методическим объединением, научными работами.
  • Посещение постоянно действующих семинаров, конференций.
  • Оппонирование на диссертациях.

Самоанализ деятельности способствует профессиональному росту педагога, так как направлен на развитие важных управленческих качеств учителя: умение анализировать, планировать, организовывать учебно-воспитательный процесс, сопоставлять цели и результаты.

Проведенная учителем работа будет полезна и в связи с прохождением аттестации на квалификационную категорию.