Цели урока: ознакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о телах входящих в Солнечную систему, развить познавательную деятельность детей, умение рассуждать, делать выводы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, игровые карточки.
ХОД УРОКА
I.. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по Солнечной системе. Нам предстоит узнать, как она устроена, какие космические тела наполняют ее, сколько планет входит в ее состав и в чем их особенности. Для этого нам понадобятся внимание, умение запоминать, наблюдать, быть дисциплинированными.
Окрашен космос в черный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны,
И звезды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
- Дома вы читали о главных особенностях космоса и о звезде по имени Солнце. Вы были зачислены в ряды юных астрономов, сейчас проверим ваши знания.
II. Работа над изучением нового материала.
- Ребята, как вы думаете, почему нашу систему называют Солнечной? Правильно, центром ее является звезда – Солнце.
- Давайте познакомимся с планетами Солнечной системы.
(О планетах рассказывают заранее подготовленные ученики. Их рассказы сопровождаются слайдами презентации.)
Меркурий
Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Свое имя она заимствовала у римского бога. Бога торговли. Эта планета делает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней. А вокруг своей оси за 90 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. Атмосфера состоит из углекислого и других, непригодных для дыхания, газов.
Венера
Вторая от Солнца планета носит имя богини красоты, ее еще называют “утренней звездой”. Венера окружена толстым слоем облаков. Ее плотная атмосфера ядовита. Температура на поверхности выше, чем на Меркурии. Все спутники, изучавшие планету гибли не пробыв на ней и двух часов.
Земля
Самая прекрасная, многоликая и живая планета. Земля – планета с разумной жизнью. Расстояние от Солнца до Земли составляет 149 600 000 км. Поверхность планеты большей частью занята океаном, поэтому из космоса наша планета отражает голубым светом. Атмосферу составляют много газов, огромную роль имеет кислород, которым дышат все живые организмы. Планета имеет свой спутник – Луну.
- Наша планета неповторима и дорога нам. Почему?
Правильно, наша планета – это наш дом, и дом для всех живых организмов, которые населяют планету. Мы должны беречь и охранять наш дом. Какие опасности грозят живым организмам на нашей планете?
- Нарисуем те проблемы, которые появились у планеты по вине человека. (Фломастерами дети рисуют небольшие значки и рассказывают, что они выражают)
- Продолжим наше путешествие после минутки отдыха. (За учителем дети повторяют движения: повороты, приседания и др.)
По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун,
Он восьмой идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Марс
За свой красный цвет Марс назван в честь римского бога войны. Поверхность планеты имеет большое количество железа, которое окисляется (ржавеет) и придает планете красный цвет. У Марса два спутника – Фобос, Деймос, что в переводе означает Страх и Ужас.
Юпитер
Самая большая планета Солнечной системы. Названа в честь главного римского бога Юпитера. У Юпитера красивая цветная атмосфера. Это газовая планета, она не имеет твердой поверхности. Юпитер насчитывает 63 спутника. Самые большие – Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. Большой интерес ученых вызывает Европа, которая имеет глобальный океан, в котором возможна жизнь.
Сатурн
Вторая по величине планета Солнечной системы. Имеет ярко видимые кольца, состоящих из обломков камней и льда. Названа в честь римского бога земледелия.
Уран
Это газовая планета – гигант, вторая по величине. Ее вращение отличается от вращения других планет. Имеет 27 спутников и 12 колец. Крупные спутники: Титания, Оберон, Ариэль, Умбриэль.
Нептун
Нептун имеет цвет воды – голубой, может быть поэтому он и был назван в честь римского бога морей. Вокруг Солнца планета проделывает свой путь за 165 земных лет. Имеет пять колец. Это последняя планета Солнечной системы.
- Солнечная система не ограничивается только планетами. В ее состав входят и другие космические тела.
Плутон
В 2006 году был лишен статуса планеты Солнечной системы. Назван Плутоном – римский бог, повелитель царства мертвых. У Плутона есть спутник Харсон, который мало уступает по величине самому Плутону, поэтому ученые иногда называют их карликовые планеты – двойники.
- С определенной периодичностью планеты подходят на близкое расстояние друг к другу, как бы выстраиваясь в ряд, такое положение называют парад планет.
В 2004 году можно было наблюдать такое явление. Сейчас мы выстроим свой парад планет. (Проводится игра, восьми участникам раздаются вырезанные из цветного картона планеты Солнечной системы, дети должны встать в правильном порядке. Игру можно провести несколько раз с разными участниками.)
- В Солнечную систему входя т и другие космические тела: кометы, астероиды. Астероиды – каменные глыбы, прочные и плотные тела. Столкновения с такими телами грозит катастрофой. Кометы – по своему составу отличаются от астероидов, это ледяная глыба из метана, аммиака, воды, покрытая тонкой коркой каменных пород. Поэтому, подлетая ближе к Солнцу, они начинают таять, оставляя за собой шлейф из паров (хвост).
III. Подведение итогов.
- Сколько планет насчитывает Солнечная система?
- Какая планета самая большая?
- Какие космические тела входят в Солнечную систему?
- Какие планеты являются соседями Земли?
- Какая планета с ярко видимыми кольцами?
- Какая планета названа в честь бога моря?
- Какая планета ближе всех к Солнцу?
- На каком месте по счету планета Земля?
- Какая планета третья по величине?
IV. Домашнее задание. В учебнике читать, отвечать на вопросы стр. 53–55. В тетради № 24, 25.