Тип урока: изучение новой темы.
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
№ п/п | Этап урока | Форма использования ИКТ | Цель использования ИКТ |
1 | Проверка домашнего задания | Презентация “Семейный бюджет” | Акцентирование внимания на ранее изученном материале |
2 | Изучение нового материала | Презентация “Семейный бюджет” | Повышение качества обучения, развитие познавательного интереса |
3 | Актуализация опорных знаний | Презентация “Семейный бюджет” | Закрепление полученных знаний посредством визуализации. |
Цель урока:
- Познакомить детей с понятиями “бюджет”, “доход”, “расход”, “накопление”, “экономия”.
- Познакомить с правилами составления семейного бюджета.
- Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление. – Воспитывать чувство бережливости, экономичности.
Задачи урока:
- Учащиеся должны овладеть новыми терминами.
- Учащиеся понять принцип построения семейного бюджета.
- Учащиеся должны приобрести навыки экономичности, бережливости.
Оборудование:
- Презентация в Power Point.
- Школьная доска.
- Учебники (“Мир вокруг нас” А.А.Плешаков).
- Письменные принадлежности.
Домашнее задание: Практическое.
План урока:
Этап урока | Использование
ЦОР Слайд №... |
Содержание слайда | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Прогнозируемый результат |
1. Организационный | Приветствие учеников. | Приветствие учителя. | |||
2. Фронтальный опрос. | Слайд № 1 Презентации “Семейный бюджет”. | Задает вопросы, используя запись. | Отвечают на вопросы. | Повторение изученного материала. | |
3. Работа над новой темой. | Слайд № 2 Презентации “Семейный бюджет”. | Тема урока “Семейный бюджет”. Цели: узнать что такое семейный бюджет ; как его составлять. | Сформулируйте цель урока, используя опорную запись. | Устно формулируют цели урока. | Осмысление поставленных целей урока, привлечение внимания к новой теме. |
Слайд № 3 Презентации “Семейный бюджет”. | Введение в сказку. Четверостишие. | Читают четверостишие. | Повышение интереса к уроку. | ||
Слайд № 4, 5 Презентации “Семейный бюджет”, учебник с.77–79 | Виды семейного дохода. | Выделите по ходу сказки, какие виды доходов может получать семья. | Формулируют вывод. | Самостоятельное изучение темы. | |
Слайд № 6, 7 Презентации “Семейный бюджет”. | Виды семейных расходов. | На что в семье тратятся деньги? | Формулируют вывод. | ||
4. Актуализация опорных знаний. | Слайд № 8 Презентации “Семейный бюджет”. | Виды экономии денег в семье. | Класс делится на группы. На чем можно сэкономить деньги? | Находят пути экономии. | Смена типа работы. Концентрация внимания. |
5. Первичное закрепление. | Слайд № 9 Презентации “Семейный бюджет”. | Вопросы по изучаемой теме. | Задает вопросы, используя запись. | Отвечают на вопросы. | Обобщение полученных знаний. |
6. Вторичное закрепление. | Составить список расходов на один день. | Выполняют задание. | Повышение интереса к уроку. | ||
7. Подведение итогов. | Выставление оценок. Домашнее задание: Практическое. |
Используемые информационные источники
- Учебники ( “Мир вокруг нас” А. А. Плешаков).
- Методическое пособие для учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (Слайд 1).
– Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)
– Что означает денежная сумка, изображенная в учебнике на с. 73? (Бюджет.)
– Как называются деньги, которые в нее кладут? (Доходы.)
– Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)
– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)
3. Изучение нового материала. (Слайд 2, слайд 3).
1) Сказка.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Вечером собралась вся семья вместе. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы мальчики – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы. Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жжика нового самоката.
– Так, – сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый, – сказал он старшему сыну, студенту Жужику, – неси калькулятор, посчитаем. (Слайд 4, слайд 5).
Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором там удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.
– Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1 500 денежек, – сообщил отец.
Мальчики посмотрели на него с уважением.
Дедушка и бабушка в стороне не остались.
– Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.
– Как вы думаете какие денежки могли получать бабушка и дедушка? (Пенсию. Они тоже работали и теперь когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называют пенсией.)
Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, 200 денежек.
– О каких деньгах говорил Жужжик?
(О стипендии. Институт платит деньги за хорошую учебу, пока он не начнет работать).
Наша малышка тоже получает денежки пособие на ребенка добавила Муха-Цокотуха.
А теперь посчитаем доход нашей семьи:
- заработная плата – 1500 денежек
- пенсия – 600 денежек
- стипендия – 200 денежек
- пособие – 200 денежек
Итого: 2500 денежек
– Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов!
– Как вы думаете так ли это? (Слайд 6)
Муха взяла листок и написала “Расход”.
– Как вы думаете, на что мама – муха тратила денежки?
– У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу нужно купить теплые сапожки и варежки. На это я потрачу еще 600 денежек.
Бабушка вмешалась:
– Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.
– За детский сад еще нужно 100 денежек.
Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать транспорт. А мушата заинтересовались.
– Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино разве мы не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.
А еще нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию, карандаши.
Бабушка с дедушкой вспомнили, что они собирались в театр, а Малышке нужно ко дню рождения купить куклу.
– Все высказалиь? – спросил папа. – Тогда подведем баланс. (Слайд 7) Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.
Папа сложил цифры и получил 2 100 денежек. Затем, взял калькулятор и отнял от цифры “Доходы” (2500 денежек) цифру “Расходы” (2100 денежек).
– Ура! Осталось еще 400 “самокатных” денежек!
– Это не “самокатные” денежки, а наши накопления. Накопления – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.
– Я хочу посоветовать где взять лишние денежки, – сказала бабушка.
– Где?
– Вот позади вас, малыши, кран, а из крана вода течет, а в коридоре лампочка горит, хотя еще и лучи солнца туда попадают. А мы платим и за свет, и за воду. Это – экономия. (Слайд 8)
– А на чем еще могли сэкономить мушки?
Физминутка
Утром мушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок – скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.
2) Работа по учебнику (с. 77–79) (Слайд 9)
– О каких видах доходов узнали? (Выручка от продажи, прибыль от фирмы, гонорар, процент по вкладу.)
– Что такое “прибыль”?
4. Закрепление.
1) Задача.
Жужжик и Жижжик решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по рублю за каждую, и стали их продавать на автомобильных перекрестках по 1 рубль 50 копеек за каждую. Какую прибыль получат мушата?
2) – Что такое гонорар?
– Что такое “процент по вкладу”?
– Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?
3) Самостоятельная работа.
Составить список расходов своей семьи на один день.
5. Подведение итогов.
– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?
(Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет).
6. Домашнее задание.
С. 77–80, задания 1, 3. Составить бюджет своей семьи.