Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрупнения копируемого фрагмента

Разделы: Информатика


Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
И. Брехман.

Основные задачи урока:

Образовательные : Продолжить формировать у учащихся представление о циклическом алгоритме, повторяющихся элементах окружающего мира. Проконтролировать способность учеников работать в графическом редакторе и использовать при создании графического объекта циклический алгоритм.

Воспитательные: Содействовать воспитанию таких личностных качеств, как чувство ответственности, самостоятельности, инициативы, бережного отношения к технике.

Развивающие: Развивать у школьников умение слушать, вникать в суть изученного материала, вести диалог, делать обобщения, развивать познавательные интересы, используя разные формы закрепления изученного материла.

Здоровьесберегающие: Формировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование урока: ЭВМ, пазлы, лист самопроверки, м/м установка

Ход урока.

1. Организационная часть

2. Актуализация опорных знаний

- Здравствуйте! Желаем всем здоровья! Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: “Здоровому всё здорово”. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

- Итак, мы начинаем наш урок.

Поставим пред собою цель,
чтоб после этого урока
мог каждый другу рассказать,
как укрепить свое здоровье,
работать в Paintе,
и конечно, получить при этом 5!

- В ходе урока вы будите сами себе выставлять оценки по каждому виду деятельности в лист самопроверки. За каждый правильный ответ нужно поставить «+». Пять «+» соответствуют отметке 5. Подпишите свой листок.

Лист самопроверки.

ФИО ______________________________

Вид деятельности

Итог (+,-)

Оценка

1

Разминка

   

2

Сообщения

 

3

Практическая работа на компьютере

 

- Но, а в начале проведем небольшую разминку и вспомним с вами правила техники безопасности при работе на ЭВМ.

Разминка

- Определите, по какому признаку объединены термины в каждой группе, и найдите термин, логически не связанный с другими.

  1. Мухаммед аль- Хорезми, физкультурник, алгоритм
  2. Пуск, программы, Стандартные , Microsoft WORD
  3. Карандаш, ластик, заливка, распылитель, щетка
  4. Чистые, сухие, жирные , руки, работать, компьютер
  5. Самостоятельно включать, указания, строго, соблюдать
  6. Неисправность, сообщить, самостоятельно устранить.
  7. Что такое алгоритм?
  8. Какой алгоритм называется последовательным или линейным? Приведите пример линейного алгоритма, связанный со здоровым образом жизни
  9. Какой алгоритм называется циклическим? Приведите пример циклического алгоритма, связанный с ЗОЖ
  10. Какой алгоритм называется разветвляющимся? Приведите пример разветвляющегося алгоритма , связанный с ЗОЖ
  11.  Некий злоумышленник составил следующий алгоритм

Алгоритм «Утренняя зарядка»

  1. Поставить ноги на ширине плеч
  2. Включить ритмичную музыку
  3. Встать с постели
  4. Открыть форточку для проветривания комнаты
  5. Начинать делать зарядку.

Может ли данное предписание считаться алгоритмом, и почему?

- Запишите число, тему и эпиграф урока

3. Объяснение нового материала.

Повторяющиеся элементы можно увидеть не только в геометрических построениях, но и в окружающем нас мире. Посмотрите вокруг себя. Листья на деревьях, ягоды, плоды – все это повторения, созданные природой. Жилые дома, автомобили, созданные человеком, при всем их многообразии также имеют повторяющиеся элементы. Повторяющийся фрагмент может стать основой художественной композиции. Рассмотрите веточку рябины.

Чтобы нарисовать ее, нужно сделать заготовку только одной ягоды, а затем составить из копий гроздь. Листья также получены из одного маленького листа. Но как расположить листья в разных направлениях? Они должны быть не только одинаковыми, но и их нужно расположить симметрично относительно ветки. Оказывается, выделенный фрагмент можно повернуть или создать его зеркальное отражение (отразить). Эти возможности обеспечиваются специальной командой Отразить/Повернуть из меню Рисунок. При выборе этой команды появляется окно диалога.   
Давайте запишем в своих тетрадях новую команду. Рисунок - отразить/ повернуть.
Вспомните, где в повседневной жизни можно увидеть отражение слева направо, сверху вниз? Придумайте примеры использования команды Отразить/Повернуть в рисунках.

4. Практическая работа.

А сейчас, проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого мы выполним практическую работу на компьютере в среде графического редактора Paint по вариантам. А кому какой достался вариант, вы узнаете, если соберете картинку – пазл. Если при рисовании у вас возникнут затруднения – вы можете обратиться к алгоритму.

Дети собирают картинку (виноград, рябина, красная и черная смородина, барбарис) (смотри таблицу).

Задание: а теперь составьте в тетрадях алгоритм рисования.

1 вариант

 

Нарисовать гроздь винограда, используя команды Копировать/Вставить и Отразить/Повернуть.

Алгоритм рисования грозди винограда:

1. С помощью инструмента Эллипс нарисуйте одну ягоду, основу рисунка. Вы должны выбрать разные оттенки цвета для границы и внутренней области эллипса. Можно, увеличив рисунок под лупой, придать при помощи оттенков объемность ягоде.
2. Составьте укрупненный объект из нескольких ягод (фрагмент грозди), используя копию ягоды. Продумайте, как складывать фрагмент, чтобы придать ему объемный вид.
3. Из укрупненных фрагментов составьте виноградную гроздь. Обязательно продумайте, в каком порядке складывать фрагменты, чтобы гроздь имела объемный вид.
4. Нарисуйте виноградный лист.
5. Сделайте копию листа.
6. Отразите полученную копию слева направо.
7. Присоедините листья к виноградной грозди.

Конец алгоритма

2 вариант

 

Нарисовать кисть рябины , используя команды Копировать/Вставить, Отразить/Повернуть и метод последовательного укрупнения.

Алгоритм рисования кисти рябины :

1. С помощью инструмента Скругленный прямоугольник нарисуйте одну ягодку, основу рисунка.
2. Сделайте копию фрагмента и присоедините ее к имеющемуся.
3. Последовательно укрупняя фрагмент, получите кисть рябины
4. Нарисуйте лист рябины.
5. Сделайте копию листа, распределяя его симметрично относительно центра черенка и т.д.
6. Отразите полученную копию слева направо.
7. Присоедините листья к кисти рябины.

Конец алгоритма

3 вариант

 

Нарисовать кисть красной смородины, используя команды Копировать/Вставить и Отразить/Повернуть.

Алгоритм рисования красной смородины :

1. С помощью инструмента Скругленный прямоугольник нарисуйте одну ягодку, основу рисунка.
2. Сделайте копию фрагмента и присоедините ее к имеющемуся.
3. Последовательно укрупняя фрагмент, получите кисть смородины
4. Нарисуйте лист смородины.
5. Сделайте копию листа, распределяя его симметрично относительно центра черенка и т.д.
6. Отразите полученную копию слева направо.
7. Присоедините листья к кисти смородины.

Конец алгоритма

4 вариант

 

Нарисовать кисть черной смородины , используя команды Копировать/Вставить, Отразить/Повернуть и метод последовательного укрупнения.

Алгоритм рисования черной смородины :

1. С помощью инструмента Скругленный прямоугольник нарисуйте одну ягодку, основу рисунка.
2. Сделайте копию фрагмента и присоедините ее к имеющемуся.
3. Последовательно укрупняя фрагмент, получите кисть смородины
4. Нарисуйте лист смородины.
5. Сделайте копию листа, распределяя его симметрично относительно центра черенка и т.д.
6. Отразите полученную копию слева направо.
7. Присоедините листья к кисти смородины.

Конец алгоритма

5 вариант

 

Нарисовать кисть барбариса , используя команды Копировать/Вставить, Отразить/Повернуть и метод последовательного укрупнения.

Алгоритм рисования барбариса :

1. С помощью инструмента Эллипс нарисуйте одну ягодку, основу рисунка.
2. Сделайте копию фрагмента и присоедините ее к имеющемуся.
3. Последовательно добавляя фрагмент, получите кисть барбариса
4. Нарисуйте лист барбариса.
5. Сделайте копию листа, распределяя его симметрично относительно центра черенка и т.д.
6. Отразите полученную копию слева направо.
7. Присоедините листья к кисти барбариса.

Конец алгоритма

- Теперь приступайте к выполнению алгоритма.

Дети выполняют работу на компьютере (15 мин), точно соблюдая составленный алгоритм.

5. Физкультминутка.

Комплекс упражнений для глаз под мелодию вальса.

Я открою вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.

- А давайте теперь с вами вспомним, какими целебными свойствами обладают виноград, рябина, смородина? Дома вы должны были подготовить небольшие сообщения. А о каком растении будет идти речь, вы узнаете, если разгадаете загадки.

Загадка 1 . На ветке висят, кисти пламенем горят (рябина)

Загадка 2 . В сенокос – горька, А в мороз сладка. Что за ягода? (Рябина)

Сообщение учащегося.

Рябина. Ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение. В ее плодах много биологически- активных веществ, значительно больше, чем у других плодовых культур. Витамина С, например, больше, чем в яблоках, грушах, вишне и малине. Железа в ее плодах в 3-4 раза больше, чем в мякоти яблок, много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод.

Лекарственное значение: сушеные плоды рябины применяют в виде сборов как лечебное и профилактическое средство при цинге и других авитаминозах. Плоды рябины используют также при гипертонической болезни, диабете, заболеваниях печени.

Загадка. Золотист он и усат, и на кисти сто ребят. (Виноград)

Сообщение учащегося.

Виноград в природе растет в зоне умеренного климата на западе Азии, на юге Европы, в некоторых областях Северной Африки. Родиной его считают Малую Азию. С древнейших времен и до наших дней виноград считается очень питательным, полезным и целительным, с превосходным вкусом. В плодах его содержатся глюкоза, фруктоза, винная , яблочная , лимонная и другие кислоты, витамины А, В1, В2, С. Виноград применяется при лечении туберкулеза, легких, бронхиальной астмы, бронхита, малокровия, болезней сердца и печени.

Загадка. Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

Сообщение учащегося.

Смородина. По содержанию витамина С она уступает лишь немногим плодово- ягодным культурам. Смородина применяется для улучшения деятельности желудка и кишечника, используется как противовоспалительное и кровоостанавливающее средство. Водный настой листьев используют при водянке, болях в суставах, ревматизме, золотухе у детей.

Загадка. Куст – колюч, И до морозов кислюч. (Барбарис)

Сообщение учащегося.

Барбарис. В плодах барабариса содержится яблочная кислота, витамин С – больше чем в лимонах, апельсинах, мандаринах и яблоках. В листьях есть витамины С и Е. Барбарис – хорошее лекарственное растение. В этом качестве его используют с далекой древности. Барбарис применяли как очищающее кровь средство еще 650 лет до нашей эры. Плоды и корни используют при желтухе и цинге. В народной медицине барабарис применяют как кровоостанавливающее средство.

- А сможете ли вы узнать это растение на вкус? Игра «Угадай -ка». Выходят представители от каждого варианта, им завязывают глаза и предлагают угадать на вкус, что же это за ягода. (На разносе стоят блюдечки с разной ягодой, чайные ложечки, салфетки)

6. Анализ урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем итог: чему вы научились, что вам дал этот урок?

Повторили, что такое алгоритм, какие бывают алгоритмы, вспомнили историю этого слова.

Познакомились с новыми командами, которые помогают нам отразить, поворачивать объекты.

Физкультминутка. Отдохнули.

На практике научились пользоваться этой командой и составлять алгоритмы действий.

Узнали, какими лекарственными свойствами обладают виноград, рябина, смородина, барбарис.

7. Домашнее задание:

  1. Разгадайте загадку: Голова на ножке, а в голове желтые горошки. (кукуруза)
  2. Написать в тетрадях алгоритм рисования кукурузного початка с использованием команды Отразить/Повернуть и метода последовательного укрупнения.
  3. Подготовить сообщение о целебных свойствах кукурузы

Алгоритм рисования кукурузного початка:

1. С помощью инструмента Скругленный прямоугольник нарисуйте одно зернышко, основу рисунка.

2. Сделайте копию фрагмента и присоедините ее к имеющемуся.
3. Последовательно укрупняя фрагмент, получите вертикальный ряд зерен.
4. Скопируйте вертикальный ряд зерен и составьте левую половину початка, накладывая ряды один на другой и немного сдвигая вверх.
5. Скопируйте левую половину початка и вставьте копию на рисунок.
6. Отразите копию слева направо. Получится правая половина початка.
7. Соедините полученные

Кукуруза. В зернах кукурузы содержится 60-80% углеводов, до 20% белка, 4-8% жира и 1,5- 2% минеральных веществ. В тех странах, где кукуруза является традиционным и основным продуктом питания резко сокращается число людей, страдающих разными заболеваниями, особенно сердечно – сосудистыми. Глютаминовая кислота, содержащаяся в кукурузе, целебна при заболеваниях центральной нервной системы, депрессии, полиомиелите, дистрофии.

8. Оценки. Подсчитайте количество «+» и поставьте себе оценку за урок. Спасибо за урок, всем доброго здоровья.