Урок литературного чтения в 3-м классе по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова по теме "Е.А. Благинина «Крикса и Тишеня»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение;
  • Развивать умение анализировать текст, понимать замысел автора, выделять главное и существенное;
  • Открыть способ описания героев рассказа, особенностей характера;
  • Развивать творческие умения в работе с текстом.

Оборудование:

  • на доске записаны пословицы.

Форма организации:

  • коллективная работа,
  • работа в группах,
  • индивидуальная работа.

Ход урока

I. Организация класса. Эмоциональный настрой. (Проговариваем свои заветные слова)

  • Я люблю свою школу.
  • Я чувствую себя комфортно.
  • У меня хорошее настроение.
  • Меня любит моя учительница.
  • Я люблю учиться.
  • У меня все получиться.
  • Я буду успешен (успешна)
  • Пусть будут успешны мои одноклассники.

II. Речевая разминка.

1. Дополни пословицы (Пословицы записаны на доске)

  • Ученье – свет, неученье - ………… (тьма)
  • Один ум – хорошо, а два - …………(лучше)

2. Вспомните пословицы, которые помогают нам в учебе.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Трудно в учении, легко в бою. (И другие)

III. Формулировка темы урока.

Постановка целей.

IV. Чтение произведения и работа над его содержанием.

У. Прочитайте 1 абзац и скажите, о ком данное произведение? (Мы будем читать произведение о двух сестрицах)

У. Можно ли по 1 абзацу определить жанр произведения?

(Начинается как русская народная сказка. Чтобы точно определить жанр, надо   прочитать все произведение)

У. Почему сестриц зовут Крикса и Тишеня? Не читая произведение, попробуйте догадаться.

  • Наверное, Крикса громко кричала.
  • Возможно, у Криксы плохой характер, а у Тишени – хороший характер.
  • Тишеню назвали так за её скромность.
  • Тишеня – значит, тихая.
  • Крикса – значит, крикливая.

У. Прочитайте 2 абзац. Вспомните пословицу про глаза. (Глаза зеркало души.) Перефразируйте пословицу, опираясь на содержание 2 абзаца. (Глаза – зеркало разума)

У. Прочитайте произведение до конца. (Дети читают самостоятельно вполголоса.)

У. Определите жанр произведения. Докажите (Рассказ)

У. Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

  • Рассказ мне понравился…
  • При чтении я волновалась…
  • Меня огорчило…
  • Я рад(а), что познакомился(лась)… и т.д.

У. Давайте прочитаем этот рассказ вместе (чтение вслух)

У. А сейчас будем работать в группах. Разделитесь на группы по своему выбору:

  • Литераторы (это названия групп)
  • Языковеды
  • Математики
  • Экологи
  • Орфограммисты
  • Художники (Для каждой группы выдаются листы бумаги.)

Задания для работы в группе.

- Что вы интересного заметили со своей «профессиональной» точки зрения. (Время работы 5-7 минут). Какую работу можете организовать в своей группе?

Физминутка.

V. Самостоятельная работа в группах.

VI. Защита работы каждой группы.

1) «Литераторы» (выставляют свою работу на листах на доску). Мы составили сравнительную характеристику главных героев.

Тишеня     Крикса
глаза ясные     глаза пустоватые
речь приятная      речь непонятная
трудолюбивая      ленивая
добрая     злая
вежливая     грубая
спокойная     подвижная
грустная      веселая
наблюдательная     невнимательная
работает медленно, но хорошо     работает быстро, но плохо
заботится о других      любит только себя
хорошая     плохая

У. Какие вопросы к группе «Литераторы»

  1. Как назвать слова добрая и злая? (антонимы)
  2. Какой способ выбрал автор для описания героев рассказа? (Автор описывает героев, подбирая слова с противоположным значением)
  3. Как вы относитесь к героям?
  4. Как надо относиться к Криксе? (Право на жизнь есть у каждого, но в жизни надо стараться быть хорошим человеком)
  5. Что вы можете посоветовать сестрам? ( Тишене быть смелее, а Криксе внимательнее к родителям, к людям, к животным)
  6. Какие пословицы можно подобрать к героям? (Доброе слово и кошке приятно. Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется) и др.

2) Выступает группа «Языковеды»

Нам в тексте понравились отдельные выражения.

  • «Наговорит с три короба»;
  • «Хап – хап и была такова»;
  • «Трень – брень, покоя нет»;
  • «Ать – два, вперед»;
  • «Тяп – ляп и готово»;
  • «Работает не скоро, зато споро»;

(Дети объясняют непонятные выражения).

Вопросы

1. О ком можно сказать так:

  • Работает спустя рукава;
  • Вылетила в трубу?

2. Почему рассказ читается легко и интересно?

3) Выступает группа «Экологи»

Нам понравилось, что автор показала, как Тишеня любит природу и заботится о ней. (Выборочное чтение)

4) Выступает группа «Математики».

Для всех предлагаем задачу. Послушайте и решите.

Крикса получила получку 900 рублей. За духи и помаду она заплатила 300 рублей, за платки и косынки на 100 рублей больше, а за носки и ботинки заплатила 200 рублей. Сколько денег осталось у Криксы? (Доказывают расчетами, подтверждают текстом).

5) Выступает группа «Орфограммисты»

Мы выбирали слова

  • С приставками (затворяет, проверяет, побежать, подумает);
  • С суффиксом -чк- и -очк- (косточка, электричка, получка, дочки, яблочки);
  • Парная звонкая и глухая согласная в корне (глазки, березки, бабка, денежки, губки, юбки, кошка);
  • Слова через черточку (бряк – бряк, хап – хап, грох – грох, ох – ох, далеко – далеко)
  • Словарные слова (работа, праздник, платок, скоро)

Вопросы к ребятам

  • Найдите слово с орфограммой цы в конце слова, (сестрицы)
  • Найдите слова с разделительным мягким знаком, (о награжденьях, матерью) и др.

6) Выступает группа «Художники»

Они выставляют свои рисунки с разными сюжетами и описывают их словами текста.

VII. Оценка работы в группах.

  • Справилась каждая со своим заданием?
  • Что хотите пожелать друг другу на будущее?

VIII. Продолжение работы над текстом.

У. Что хотел показать автор в своем рассказе? (На земле есть люди плохие и хорошие)

У. Какой вопрос автор задает читателю? ( Как  на одной яблоньке такие разные яблочки уродились?)

Мнения ребят:

Часто так и бывает в семьях, дети вырастают разные по характеру и поведению.

Одних детей родители любят больше, а других меньше. (Разве такое бывает?)

«Слепая» любовь родителей портит детей.

Родители должны одинаково любить своих детей, но требовать от детей выполнения дел.

У. Чтобы вы изменили в рассказе? (версии детей)

У. Давайте представим такую ситуацию. Чтобы вы сказали автору сегодня?

  • Я бы поблагодарила за такой рассказ. Он меня заставил задуматься о  своем отношении к маме.
  • Я бы сказал «спасибо» за то, что автор написал такой рассказ, который мне очень понравился.
  • и т.д.

IX. Д / з: Написать сочинение по заданной теме (на выбор)

  • Хороший человек – это …
  • Я хочу рассказать о себе.
  • Мой друг. Моя подруга.
  • Мои одноклассники.
  • Приготовься читать свое сочинение в классе.

X. Рефлексия урока.

  1. Как вы себя ощущали на уроке?
  2. В чем испытывали трудность?
  3. Что не знали до этого урока?
  4. Что пожелаете себе?
  5. Что пожелаете учителю?