Цель урока:
- Формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение;
- Развивать умение анализировать текст, понимать замысел автора, выделять главное и существенное;
- Открыть способ описания героев рассказа, особенностей характера;
- Развивать творческие умения в работе с текстом.
Оборудование:
- на доске записаны пословицы.
Форма организации:
- коллективная работа,
- работа в группах,
- индивидуальная работа.
Ход урока
I. Организация класса. Эмоциональный настрой. (Проговариваем свои заветные слова)
- Я люблю свою школу.
- Я чувствую себя комфортно.
- У меня хорошее настроение.
- Меня любит моя учительница.
- Я люблю учиться.
- У меня все получиться.
- Я буду успешен (успешна)
- Пусть будут успешны мои одноклассники.
II. Речевая разминка.
1. Дополни пословицы (Пословицы записаны на доске)
- Ученье – свет, неученье - ………… (тьма)
- Один ум – хорошо, а два - …………(лучше)
2. Вспомните пословицы, которые помогают нам в учебе.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Трудно в учении, легко в бою. (И другие)
III. Формулировка темы урока.
Постановка целей.
IV. Чтение произведения и работа над его содержанием.
У. Прочитайте 1 абзац и скажите, о ком данное произведение? (Мы будем читать произведение о двух сестрицах)
У. Можно ли по 1 абзацу определить жанр произведения?
(Начинается как русская народная сказка. Чтобы точно определить жанр, надо прочитать все произведение)
У. Почему сестриц зовут Крикса и Тишеня? Не читая произведение, попробуйте догадаться.
- Наверное, Крикса громко кричала.
- Возможно, у Криксы плохой характер, а у Тишени – хороший характер.
- Тишеню назвали так за её скромность.
- Тишеня – значит, тихая.
- Крикса – значит, крикливая.
У. Прочитайте 2 абзац. Вспомните пословицу про глаза. (Глаза зеркало души.) Перефразируйте пословицу, опираясь на содержание 2 абзаца. (Глаза – зеркало разума)
У. Прочитайте произведение до конца. (Дети читают самостоятельно вполголоса.)
У. Определите жанр произведения. Докажите (Рассказ)
У. Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
- Рассказ мне понравился…
- При чтении я волновалась…
- Меня огорчило…
- Я рад(а), что познакомился(лась)… и т.д.
У. Давайте прочитаем этот рассказ вместе (чтение вслух)
У. А сейчас будем работать в группах. Разделитесь на группы по своему выбору:
- Литераторы (это названия групп)
- Языковеды
- Математики
- Экологи
- Орфограммисты
- Художники (Для каждой группы выдаются листы бумаги.)
Задания для работы в группе.
- Что вы интересного заметили со своей «профессиональной» точки зрения. (Время работы 5-7 минут). Какую работу можете организовать в своей группе?
Физминутка.
V. Самостоятельная работа в группах.
VI. Защита работы каждой группы.
1) «Литераторы» (выставляют свою работу на листах на доску). Мы составили сравнительную характеристику главных героев.
Тишеня | Крикса | ||
---|---|---|---|
глаза ясные | глаза пустоватые | ||
речь приятная | речь непонятная | ||
трудолюбивая | ленивая | ||
добрая | злая | ||
вежливая | грубая | ||
спокойная | подвижная | ||
грустная | веселая | ||
наблюдательная | невнимательная | ||
работает медленно, но хорошо | работает быстро, но плохо | ||
заботится о других | любит только себя | ||
хорошая | плохая |
У. Какие вопросы к группе «Литераторы»
- Как назвать слова добрая и злая? (антонимы)
- Какой способ выбрал автор для описания героев рассказа? (Автор описывает героев, подбирая слова с противоположным значением)
- Как вы относитесь к героям?
- Как надо относиться к Криксе? (Право на жизнь есть у каждого, но в жизни надо стараться быть хорошим человеком)
- Что вы можете посоветовать сестрам? ( Тишене быть смелее, а Криксе внимательнее к родителям, к людям, к животным)
- Какие пословицы можно подобрать к героям? (Доброе слово и кошке приятно. Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется) и др.
2) Выступает группа «Языковеды»
Нам в тексте понравились отдельные выражения.
- «Наговорит с три короба»;
- «Хап – хап и была такова»;
- «Трень – брень, покоя нет»;
- «Ать – два, вперед»;
- «Тяп – ляп и готово»;
- «Работает не скоро, зато споро»;
(Дети объясняют непонятные выражения).
Вопросы
1. О ком можно сказать так:
- Работает спустя рукава;
- Вылетила в трубу?
2. Почему рассказ читается легко и интересно?
3) Выступает группа «Экологи»
Нам понравилось, что автор показала, как Тишеня любит природу и заботится о ней. (Выборочное чтение)
4) Выступает группа «Математики».
Для всех предлагаем задачу. Послушайте и решите.
Крикса получила получку 900 рублей. За духи и помаду она заплатила 300 рублей, за платки и косынки на 100 рублей больше, а за носки и ботинки заплатила 200 рублей. Сколько денег осталось у Криксы? (Доказывают расчетами, подтверждают текстом).
5) Выступает группа «Орфограммисты»
Мы выбирали слова
- С приставками (затворяет, проверяет, побежать, подумает);
- С суффиксом -чк- и -очк- (косточка, электричка, получка, дочки, яблочки);
- Парная звонкая и глухая согласная в корне (глазки, березки, бабка, денежки, губки, юбки, кошка);
- Слова через черточку (бряк – бряк, хап – хап, грох – грох, ох – ох, далеко – далеко)
- Словарные слова (работа, праздник, платок, скоро)
Вопросы к ребятам
- Найдите слово с орфограммой цы в конце слова, (сестрицы)
- Найдите слова с разделительным мягким знаком, (о награжденьях, матерью) и др.
6) Выступает группа «Художники»
Они выставляют свои рисунки с разными сюжетами и описывают их словами текста.
VII. Оценка работы в группах.
- Справилась каждая со своим заданием?
- Что хотите пожелать друг другу на будущее?
VIII. Продолжение работы над текстом.
У. Что хотел показать автор в своем рассказе? (На земле есть люди плохие и хорошие)
У. Какой вопрос автор задает читателю? ( Как на одной яблоньке такие разные яблочки уродились?)
Мнения ребят:
Часто так и бывает в семьях, дети вырастают разные по характеру и поведению.
Одних детей родители любят больше, а других меньше. (Разве такое бывает?)
«Слепая» любовь родителей портит детей.
Родители должны одинаково любить своих детей, но требовать от детей выполнения дел.
У. Чтобы вы изменили в рассказе? (версии детей)
У. Давайте представим такую ситуацию. Чтобы вы сказали автору сегодня?
- Я бы поблагодарила за такой рассказ. Он меня заставил задуматься о своем отношении к маме.
- Я бы сказал «спасибо» за то, что автор написал такой рассказ, который мне очень понравился.
- и т.д.
IX. Д / з: Написать сочинение по заданной теме (на выбор)
- Хороший человек – это …
- Я хочу рассказать о себе.
- Мой друг. Моя подруга.
- Мои одноклассники.
- Приготовься читать свое сочинение в классе.
X. Рефлексия урока.
- Как вы себя ощущали на уроке?
- В чем испытывали трудность?
- Что не знали до этого урока?
- Что пожелаете себе?
- Что пожелаете учителю?