Цели:
- Уточнить знания о роли суффиксов в языке; формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов.
- Развивать внимание, мышление, умение осуществлять сопоставительный анализ, развивать речь уч-ся путем использования элементов “критического мышления”.
- Воспитывать аккуратность при письме взаимоуважение, чувство ответственности.
Оборудование: опорные рисунки схемы на состав слова, рисунки-домики с суффиксами, предметные картинки, орфографические словари, атлас растений.
Ход урока
I. Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Мобилизующий этап.
- Прежде, чем приступать к работе на уроке, давайте вспомним 5 “золотых” правил грамматики.
Дети сообщают правила.
III. Минутка чистописания.
Бумага гиря ряд
- Прочитайте написанные на доске слова.
Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится?
п./о Мы будем писать букву г. В корне слова гиря она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук.
Определите порядок следования букв в данной строчке. Продолжите данную цепочку в определенной последовательности.
ооогооггогггооог……
III. Словарно-орфографическая работа.
- Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.
- Какое слово вы прочитали? Каким образом вы его
нашли?
- Что такое малина? /это ягоды/
- Верно, но малиной называют не только ягоды.
Вспомните, как они растут?
- Скажите полностью, что такое малина?
п/о Малина – это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.
- По поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова: маленький, малый определяет название ягоды.
- Найдите слово малина в орфографическом
словаре. Вспомним “секрет” словаря. (все буквы
в словаре располагаются по алфавиту)
- Напишите его, поставьте ударение. Что можете
сказать о его правописании?
- Какое слово из моего рассказа о названии малины
поможет ее запомнить? (маленький)
Малuна – мaлый = “состоящий из маленьких частей”
IV. Работа с фразеологизмами.
Прочитайте фразы, написанные на доске.
Не жизнь, а малина; малиновый звон.
Что они обозначают? Образование новых слов.
V. Как можно назвать маленькую ягоду малины? (малинка).
- Как называются участок земли, где растут кусты
малины? (малинник).
- Запишите эти слова. Выделите известные
составные части.
- Какие части слова вы знаете? (опора на схему).
Что такое суффикс? Для чего он служит?
- Докажите, что это однокоренные слова.
- При помощи какой части слова образовали
однокоренное слово?
- Сформулируйте тему и цель урока.
Сегодня на уроке мы будем повторять, что мы знаем о суффиксе и образовывать слова с помощью суффикса.
VI. Работа по теме урока.
1. Сообщение о суффиксах.
- Суффиксов в русском языке много. Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого домика живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение. Прочитайте эти суффиксы. (-ин, -ищ-).Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дом, а домище, не ветер, а ветрище.
А под крышей этого домика живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение. Прочитайте эти суффиксы. (- к; -ик-, -инк-, -ок-, очк, ошк, -ушк -, -онк-, чик)
Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. Давайте подберем эти слова.
2. Запись слов с данными суффиксами.
VII. Физкультминутка.
На доске написаны слова:
гора – горка
поле – полюшко
внук – внучек
город – городок
сом – сомище
- Если я покажу на слово, в котором нет суффикса,
вы хлопаете в ладоши над головой. Если в слове
есть суффикс - хлопаете перед собой.
- Назовите суффиксы из этих слов, которые вы
запомнили.
VIII. Прочитайте.
Исключите лишние слова. Выделите суффиксы. Ответ обоснуйте.
Рыбка, дубок, горка, норка, хвостище, глазоньки, усище, когтище.
IX. Дифференцированное задание по трем уровням (работа по карточкам).
1 уровень. Базовый.
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.
Определите значение выделенных в словах суффиксов.
2 уровень. Повышенной сложности.
От каждого слова образуйте новое с помощью одного, из данных суффиксов.
Суффиксы: -ник,-ышк,-ик, -очк, -н, -ечк.-ок,
-ек,-ек, -еньк.-к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, -ищ.
Слова: звезда, еж, путь, слово, мед, зима,
окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара,
береза, груз, баян.
Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили?
3 уровень. Творческий.
Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.
№ |
Приставка |
Корень |
Суффикс |
Окончание |
1 |
полет |
краски |
дочка |
лапа |
2 |
подсыпать |
ходить |
дом |
рот |
3 |
пошел |
слово |
лисица |
береза |
4 |
послал |
дарит |
холодок |
мост |
5 |
дуб |
сиреневый |
трава |
пенал |
6 |
ключ |
школа |
лесник |
дождь |
Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте предложение, в которое вошло бы возможно большее количество образованных слов.
X. Творческая работа.
Этимологический анализ слова: составление загадки.
Малина.
На какую ягоду похожа? | Чем отличается? |
Ежевика (глухая малина) | Красная |
Костяника | Растет кустарником |
Морошка | Не растет на болоте |
XI. Итог урока.
XII. Рефлексия.
Детям предлагается провести самооценку по критериям.
“5” – отвечал на вопросы, был активным, в
тетради писал аккуратно, без ошибок.
“4” – отвечал на вопросы, но в тетради писал не
очень аккуратно.
“(.)” – не очень понравилась моя работа на уроке.
Спасибо за урок.