Задачи урока:
- Образовательные: сообщить первоначальные представления освятых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки;
- Развивающие: Развивать познавательные процессы и творческие способности;
- Воспитательная: Способствовать развитию нравственных качеств.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: Объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: Индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- изображение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
- географическая карта
- отрывки из исторический источников «Повесть временных лет» и «Житие Константина-Кирилла»
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Введение в проблему – 8 мин.
- Основной этап урока – 25 мин.
- Подведение итогов урока – 10 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в проблему.
– Отгадайте загадку.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
– Это книга.
– С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.
– Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
– Что интересного вы узнали из этого стихотворения?
– На каком языке читали книги в то время?
– Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.
– Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня на уроке наш разговор пойдёт именно об этом.
3. Основной этап урока.
– Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.
У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.
Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий.
Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.
Какие же это памятники славянской письменности?
(На доске: «Житие Константина-Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет».)
– Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья были родом из города Солуни. Теперь этот город называется Салоники. Найдём его на географической карте. Здесь кончалась Византия, а дальше шли необъятные земли славян, наших предков.
Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин.
Образование Константин получил при дворе императора Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.
Но Константину не удавалось много времени проводить в уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков.
Но у Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года.
Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.
– А теперь обратимся к историческим источникам, из которых мы можем узнать о начале славянской письменности. Обратимся к главному свидетелю первоначальной истории Руси «Повести временных лет».
(Чтение отрывка учащимися с комментариями учителя)
– Из этого отрывка мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.
Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.
– А теперь обратимся к другому источнику. Это «Житие Константина-Кирилла». Здесь тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить веру на славянском языке.
(Чтение учащимися с комментариями учителя)
– В житии Константина-Кирилла мы видим, что создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие.
– И азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.
В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.
4. Подведение итогов.
- Что мы знаем о создателях славянской азбуки?
- В каком году была составлена славянская азбука?
- Что такое «кириллица»?
- Как называется древнейшая из сохранившихся на Руси книга, написанная кириллицей?
Приложение к уроку.
Повесть временных лет
…Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их…
«Житие Константина-Кирилла»
«Философ, - обратился к Константину царь, - знаю, что ты утомлён, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты».
Отвечал Философ: «Тело моё утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг всё равно, что писать беседу на воде».
Говорил ему снова царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что даёт всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим». Пошёл же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».