Введение
Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формирует сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существует довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание многочисленным телевизионным играм, которые пришли к нам с глубоких экранов: КВН, Звездный час, Своя игра, Брейн-ринг, Поле чудес, Слабое звено ит.д.
Математический КВН является самой распространенной формой внеклассной работы, которая интересна для учащихся всех возрастов. Игра КВН проводится в виде задорного соревнования команд из одного класса, параллельных классов школы или команд разных школ. Как правило, КВН проводится во внеурочное время, а его участниками могут быть две команды, состоящие примерно из шести человек, а также многочисленных болельщиков.
Существует несколько целей, проводимого мероприятия:
- привитие интереса к математике:
- развитие познавательных и творческих способностей у учащихся:
- развитие логического мышления, интуиции и внимания:
- развитие мышления, наблюдательности, сообразительности у учащихся:
- развитие культуры коллективного общения:
- формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Во время подготовки и проведения КВН-а следует шепетильно отнестись к организационному моменту, элементами которого являются следующие пункты:
- количественный состав команд, оформление команд:
- оформления помещения:
- счетная комиссия, ее состав, обязанности:
- состав жюри и порядок его работы:
- система оценок каждого конкурса:
Игра “Звездный час”, например, проводится в неделю математики, в рамках предметных недель в школе. Эта игра позволяет использовать выступления ребят, при этом учащиеся должны получить знания, умения и навыки по организации и поиску информации, которая нужна для представления выбранной темы. Применение новых информационных технологий дает возможность применять в процессе обучения новые формы работы. Использование элементов игры повышает мотивацию познавательной деятельности, внимательность учащихся. Таким образом, проверяются и закрепляются полученные знания.
Игра “Счастливый случай” повышает уровень математического мышления, стимулирует углубление теоретических знаний, расширение кругозора, возникновение интереса к математике, воспитывает стремление к совершенствованию своих знаний, а также является способом организации свободного досуга учащихся. Эта игра во многом способствует формированию у учащихся умения коллективного поиска ответов на вопросы, помогает сплочению коллектива, формированию дружеских, товарищеских отношений, а также во время игры выявляются творческие и организаторские способности детей.
Интеллектуальная игра “Брейн-ринг” может быть использована на внеклассных мероприятиях. Игра развивает познавательные и творческие способности у учащихся, логическое мышление, интуицию и внимание.
Игра “Поле чудес” носит развлекательный характер, и чаще всего ее проводят в канун какого-нибудь праздника. Массовость этой игры, многообразие и неожиданность заданий и сюрпризов способствуют развитию интереса к математике и познавательных и творческих способностей у учащихся.
“Своя игра” рассчитана на более узкий круг участников, и будет интересна, прежде всего, ученикам, посещающим факультативные занятия, и ребятам, проявляющим интерес к данной науке.
Участвуя в каких-либо занимательных мероприятиях, школьник развивает свои творческие силы, что способствует обогащению новыми знаниями, расширению общего и математического кругозора. Плодотворное влияние учителя на рост творческого потенциала учащихся, развитие математических способностей особо сказывается при рациональном подборе, постепенном усложнении материалов: задач, вопросов, кроссвордов и т.д.
Исходя из опыта, можно с уверенностью сказать, что все формы занимательной математики являются массовыми средствами воспитательного воздействия на учащихся. Привить интерес, а может и любовь к сложному предмету, можно лишь через игру.
Цели:
- развитие интереса к математике:
- формирование навыков общения, умения работать в коллективе:
- развитие культуры коллективного общения:
Оборудование: набор заданий, таблицы, ребусы, рисунки, иллюстрации, слайды и т.д.
Оформление: рисунки и слайды животных; высказывания о математике и о животных; цифры на столиках членов жюри; музыкальное оформление; песни о животных.
Ход мероприятия
1. Вступление
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный вечер. КВН на тему: “Животный мир и математика”.
Математика зародилась в VI–V вв. до н.э. в Древней Греции. Затем она появилась у арабов, а несколько позже дошла до европейцев. Термин “математика” произошел от греческого слова mathema, что означает – наука, учение, знание. Эта наука занимается изучением чисел и величин, отношений и характеристик элементов множества, их сходствами и отличиями.
2. Представление команд
В каждой команде по 6 участников. Команды-участники знакомятся с жюри представляют свой девиз и эмблему, выступают с заранее подготовленными приветствием к соперникам, девиз, эмблема, приветствие сопернику.
3. Разминка
Ведущий. Животные наши друзья. (За правильный ответ – 1 балл.)
– Сколько лап у двух медвежат? (8)
– Сколько ушей у трех мышей? (6)
– Кто быстрее сосчитает сумму этих чисел: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9? (45)
– У Маши было целое яблоко, две половинки и 4 четверинки. Сколько было у нее яблок? (3)
– В вазе33 цветка – 17 гвоздик и несколько тюльпанов. Сколько тюльпанов в вазе? (16)
– В тарелке лежало несколько яблок. Когда 4 яблока съели, то осталось 23. Сколько яблок лежало в тарелке? (27)
4. Конкурс капитанов
(За правильный ответ 2 балла.)
– Анна Егоровна выращивала страусов и крокодилов. Всего их у нее было 15 голов и 50 ног. Сколько было страусов и сколько крокодилов? (5 страусов и 10 крокодилов.)
– Десяти собакам и кошкам скормили 56 рыб. Каждой кошке досталось 5 рыб, а каждой собаке 6 . Сколько было собак и сколько кошек? (6 собак, 4 кошки.)
– У фермера имеются куры и кролики. Всего у этих кур и кроликов 9 голов и 28 ног. Сколько кур и кроликов имеет фермер? (4 куры и 5 кроликов.)
– Во дворе гуляли 3 петуха и несколько овец. У всех у них было 14 ног. Сколько овец было во дворе? (2 овца.)
– Сколько ног имеет паук? (8)
– Шла кошка по дороге. Навстречу ей 2 котенка. Сколько кошек шло по дороге? (Одна кошка.)
5. Цепочка
(За правильное и быстрое решение 3 балла.)
82 + 8 – 50 + 35 – 15 + 20 – 6 – 40 + 21 (Ответ: 56)
76 – 50 – 8 + 60 + 12 + 100 + 10 + 45 – 40 (Ответ: 205)
6. Знаки «+» и «–»
Вставьте знаки «+» или «–» так, чтобы получилось верное равенство. За правильное решение 2 балла.
30 * 56 * 24 = 62 (Ответ: 30 + 56 – 24 = 62)
74 * 14 * 10 = 70 (Ответ: 74 – 14 + 10 = 70)
7. Шуточная мини-викторина
Командам задаются вопросы, побеждает та, которая ответила на большее число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
– Почему львы едят сырое мясо? (Готовить не умеют.)
– Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый.)
– Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)
– Овца, заяц, слон – это... (Животные.)
– На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)
– Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка.)
– Название какой птицы состоит из четырех десятков одной и той же гласной буквы? (Сорок-а.)
– Кто спит под своими ушами? (Заяц.)
– Игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола? (Чебурашка.)
– Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг.)
8. Ребусы
(За правильный отгаданный ребус 3 балла.)
100 га
40 а
30я
7я
(Стога, сорока, Зоя, семья.)
9. Зашифрованное слово
Выполните действия и расшифруйте слово. Что оно означает? (За быстрое и правильное решение и расшифровке слова 3 балла.)
17 | 60 | 56 | 91 | 70 | 86 | 4 | 91 | 37 | 41 |
24 – 7 = П | 36 + 20 = Б | 59 + 32 = Е | 42 + 18 = О | 95 – 58 = Л |
86 – 16 = Д | 35 + 51 = И | 64 – 23 = Ь | 12 – 8 = Т |
10. Собрать из букв названия животных
(За правильный ответ 2 балла.)
ОКШАК | КОШКА |
БОСЛОЬ | СОБОЛЬ |
ЕБЮВЛРД | ВЕРБЛЮД |
ОРГОНСО | НОСОРОГ |
РКАНО | НОРКА |
ДЕДЕМВЬ | МЕДВЕДЬ |
ЛАЕКБ | БЕЛКА |
САРОНГОЙТ | ГОРНОСТАЙ |
АБАКОС | СОБАКА |
НОЕЛЬ | ОЛЕНЬ |
11. Конкурс “Узнай животное по голосу”
(За правильный ответ 2 балла.)
Звучит фонограмма голосов собаки, лягушки, лошади, слона, петуха, коровы, поросенка, кота, обезьянки, овца. Пока звучит фонограмма, команды записывают названия животных. Затем капитаны зачитывают списки.
12. Задачи в стихах
(За правильный ответ 1 балл.)
- Стала курица считать маленьких цыпляток.
Белых – пять, рыжих – пять, а всего. (Десяток.)
- Сидят рыбаки, стерегут поплавки
Рыбак Корней поймал трех окуней.
Рыбак Евсей – четырех карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (Девять.)
- Дама сдавала в багаж; диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Сосчитай скорей, сколько у дамы вещей? (семь)
- Играли ребята в прятки.
Прятались все: Коля – в овес,
Оля за Колей, Егорка – за горкой
Андрейка – за лейкой, Антошка за кошкой,
Лена за сеном, Светка – за веткой,
Филипп – за гриб.
А Барбос пришел – сразу всех нашел.
Сколько всего ребят? (8.)
- Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (Пять.)
- Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, косой, волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел – он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей, посчитайка – всех зверей? (6.)
13. Конкурс болельщиков
Раздаются задания болельщикам, желающим помочь своим командам.
– Какое самое маленькое двузначное число? (10)
– Вова живет на третьем этаже, а Витя живет в том же доме, однако поднимается по лестнице в два раза выше, чем Вова. На каком же этаже живет Витя? (Витя живет на 5-м этаже.)
– Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 часов утра.)
– У отца есть 6 сыновей, и у каждого из них есть сестра. Сколько всего детей имеет отец? (7.)
– Фигура, состоящая из трех точек, трех отрезков, попарно их соединяющих. (Треугольник.)
Подведение итогов
Команда, набравшая большее количество баллов, объявляется победительницей игры КВН. При награждении можно вручить медали с изображениями животных: за победу.
Ведущий: Рябята! Вы отлично справились со всеми заданиями. Спасибо за хорошую игру! До новых встреч на КВН.
Использованная литература:
- Баишева М.И., Дмитриев И.Г., Мартынова С.В. Материалы для подготовки к математическим олимпиадам учащихся 3–5 классов с.Чапаево Республика Саха(Якутия).
- Дик Н.Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Дегтярева З.А. Математика после уроков / З.А. Дегтярева. – Краснодар, 1996.
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 2 кл. – М.: Школа 2000, 2001.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / М.Ю. Шуба . – М.: Просвещение, 1995.