ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Настрой на работу. Подойти к символу, соответствующему вашему настроению. (Приложение. Рисунок № 1).
II. Артикуляционная гимнастика (Приложение. Рисунки № 2 – 6).
III. Целеполагание
(Неухоженный дом Федоры. Приложение. Рисунок № 7).
– Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у одной сказочной героини. А у кого – догадайтесь сами. Конечно – это Федора. Кто написал эту замечательную сказку? Как она называется? (Федора. Приложение. Рисунок № 8).
– Назовите, какие предметы убежали от Федоры и
без какой части они остались? (Чайник без
носика, кастрюля без крышки и ручки, сахарница
без дна, кружка без стенки)
Как, одним словом назвать эти предметы? Верно –
это посуда. Тема нашего занятия: «Посуда».
(Тема открывается на доске: П . С У Д А).
– Какую букву я пропустила и почему надо писать
букву о?
– Что такое посуда и для чего она необходима? (Для
приготовления и приёма пищи).
– Почему плачет Федора? Как она плачет?
– Почему посуда убежала от Федоры?
– Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. А
для этого мы выполним несколько заданий, в
которых повторим виды посуды, её назначение,
научимся правильно строить высказывания,
составлять предложения, будем стараться быть
аккуратными и бережными к посуде. За каждое
задание вы будете получать по одному предмету
посуды.
IV. Выполнение заданий
1. Задание №1
– Каждому из вас я сейчас выдам по два предмета. Подумайте и вспомните его назначение и решите – где его место: в шкафу, на разносе, или на столе?
1. Вилка, сахарница.
2. Сковорода, супница.
3. Кастрюля, чашка.
4. Чайник, солонка.
5. Тарелка, бидон.
6. Кружка, кувшин.
– По мере проверки добавляем устно к чайной
посуде: блюдце, стакан, молочник, бокал,
конфетницу. Почему она названа чайной?
Столовая посуда предназначена для приёма более
серьёзной пищи. Это: мелкая и глубокая тарелка,
хлебница, маслёнка, салатница, перечница.
Столовые приборы – ложка, вилка, нож. Кухонная
посуда помогает нам в приготовлении пищи:
кастрюля, сковорода, половник, миски, бутылки,
банки, кухонные ножи, дуршлаг.
(Выполнение задания)
– Молодцы! Ну, а теперь проверим, на сколько вы внимательно слушали и смотрели. Поиграем в игру.
2. Игра: «Четвёртый лишний»
– Я показываю вам карточку с изображением посуды, а вы находите лишний предмет. (Приложение. Рисунки № 9 – 11).
Чайник, стакан, кастрюля, сахарница.
Кастрюля, сковорода, чашка, кувшин.
Тарелка, солонка, салатница, дуршлаг.
– Молодцы! Справились с заданием. А сейчас
немного истории.
Посудой люди пользовались с древних времён.
Сначала она была деревянной. Русская
национальная посуда так и осталась деревянной и
глиняной. Потом изобрели различные материалы, и
появилось много очень красивой посуды.
3. Задание №2.
Игра с мячом: «Закончи предложение»
Если нож из стали, он … (стальной).
Если ложка из металла, она … (металлическая).
Если кувшин из глины, он … (глиняный).
Если тарелка из картона, она … (картонная).
Если чашка из фарфора, она … (фарфоровая).
Если блюдце из стекла, она … (стеклянное).
Если кастрюля из алюминия, она … (алюминиевая).
Если она покрыта эмалью, она … (эмалированная).
4. Игра: «Скажи наоборот»
– Сейчас мы сравним посуду и не только по материалу, из которого она изготовлена, а по форме, цвету, размеру.
Сковорода тяжёлая, нож …
Кастрюля большая, а ложка …
Кувшин высокий, а чашка …
Блюдце мелкое, а тарелка …
Полный стакан – …стакан.
Белая чашка – … чашка.
Круглый разнос – … разнос.
– Часто по словам-признакам можно догадаться о
каком предмете идёт речь. Вот, например:
Эмалированный, круглый, с ручкой и весь в дырках. (Дуршлаг)
Часто эти отличительные признаки используются в
загадках.
5. Задание №3
– Подумайте, о какой посуде идёт речь в этих загадках?
Стоит пузатенькая баночка,
Стеклянная и круглая.
В ней лежат кусочки сладенькие,
Желанные и нужные. (Сахарница)Я беру её за ручку,
Наливаю в неё чай.
Пей – он сладкий и горячий,
Хочешь – в блюдце остужай. (Чашка)Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)
6. Физкультминутка
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела,
Пейте чай – вода вскипела!
– Потрогали чайник – Ай! Горячий, обожглись. Какой горячий чай – подышали. Налили в чашки. Остудили. Попробовали. Вкусно. АХ!).
– Только что вы все были чайниками, а сейчас я нескольких ребят превращу в предметы посуды.
7. Поиграем в игру: «Кто я?»
– Один из детей подходит к столу, я ему надеваю шапочку, «превращаю», он поворачивается к вам. Вы же, не называя этого предмета должны сказать, что делает этот предмет, что можно с ним делать, а … должен догадаться – кто он: чайник, кастрюля, ваза, вилка, кружка, бидон, сахарница, сковорода. (Приложение. Рисунки № 12 – 17).
– А вот обратно в человека … превратится только тогда, когда назовёт себя ласково. Эти ласковые названия пригодятся и нашей Федоре, чтобы посуде нравилось у неё жить.
(Дети садятся).
8. Задание №4
– Сейчас мы с вами попробуем составить предложение, связав между собой два слова. Прочитайте их и подумайте.
Чашка, Чайник.
Печенье, Ваза.
Тарелка, стол.
Шкаф, кастрюля.
– Молодцы! Мы сегодня столько узнали о посуде, что мне хочется провести с вами одну интересную игру. Вам нужно с закрытыми глазами определить, какая посуда у вас в руках.
9. Игра: «Узнай на ощупь»
Детям выдаётся игрушечная посуда. С завязанными глазами они должны угадать, что у них в руках.
– А какой предмет посуды нравится вам?
– Возьмите нужную карточку посуды и составьте описательный рассказ по схеме о своём предмете.
1. Название.
2. Цвет.
3. Размер.
4. Материал.
5. Части посуды.
6. Действия с посудой.
– Справились и с этим заданием! Молодцы!
V. Итог занятия
– Посмотрите, ребята, что случилось с Федорой! Она стала чистая, прибранная, добрая. (Приложение. Рисунок № 18).
– Но можно ли её доверить посуду, ведь она совершенно не умеет за ней ухаживать. Давайте её этому научим.
- Очистить.
- Вымыть.
- Прополоскать.
- Высушить.
- Вытереть.
- Убрать.
– Очень хорошо! Будем надеяться, что Федора никогда больше не лишится своей посуды.
– Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается? Давайте подарим Федоре на праздник те наборы посуды, которые вы заработали за урок, но эта посуда попадёт к Федоре лишь только тогда, когда вы вспомните, за что же вы её заработали, что нового узнали или о чем вспомнили.
(Ребята делятся впечатлениями и дарят Федоре наборы: чашек, ложек, тарелок, кастрюль, чайников, вилок, вазочек – свои жетоны за участие в занятии).
VI.Рефлексия
– Обрадовалась Федора вашим подаркам, побежала расставлять их по своим местам и вдруг заметила в шкафу старый престарый кувшин. Она решила его почистить. Потерла его, и вдруг из кувшина вылез настоящий Джин. Федора очень благодарна вам за помощь, она попросила Джина, чтобы он приготовил для всех присутствующих небольшие сувенирчики. Вот они. (Изображение чайных чашек с «лицами» без ртов).
– На наших подарках не хватает ротиков. Дорисуйте их в соответствии со своим настроением и своими успехами.
– Занятие закончено. Спасибо всем!