Цели:
- познакомить обучающихся с основными факторами, влияющими на здоровье человека;
- сформировать навыки отказа от употребления ПАВ.
Формы работы: мозговой штурм, мини лекция, работа в малых группах, психологические упражнения
Оборудование: бумага, ручка, цветные карандаши, доска, мел, стакан мягкий, коробка с импровизированным алкогольным напитком и наркотиком, пачка с сигаретой, мячик.
Возраст: 12–14 лет
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть
С целью актуализации знаний обучающихся о факторах, влияющих на здоровье человека, в качестве разминки проводится игра «Ассоциации»
Игра «Ассоциации»
Инструкция: детям предлагается назвать ассоциации, которые возникают у них к слову «здоровье», используя мячик-микрофон.
2. Основная часть
Мини лекция
Проблемы наркомании, курения, алкоголизма в настоящее время становятся все более актуальными в подростковой среде. Употребление этих веществ, как и многие другие факторы, оказывают негативное влияние на здоровье человека. Эту проблему очень хорошо отражает А.А. Леонов в своем высказывании «Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым»
Мозговой штурм
Класс делится на группы по принципу:
яблоки, груши, виноград.
В каждой группе между ее членами распределяются
обязанности: выбирается оратор (озвучивает идеи),
капитан команды (следит за порядком), секретарь
(записывает идеи), все остальные члены группы –
генераторы идей.
Мозговой штурм проводится по теме «Факторы,
влияющие на здоровье человека».
Командам дается определенное время на
обдумывание, в течение которого выдвигаются и
записываются любые идеи, даже фантастические.
Затем ораторы доводят до сведения результаты
работы своей команды. При обсуждении
подсчитывается количество факторов всего:
положительных, отрицательных.
По ходу озвучивания руководитель обращает
внимание обучающихся на то, что в числе
перечисленных факторов была названа и
наркомания. Из этого следует вывод, что наркотики
отрицательно влияют на наше здоровье.
Упражнение «ТАБУ»
Оборудование: коробка, в которой находится пачка сигарет, импровизированная бутылка с алкогольным напитком, наркотик.
Ход упражнения:
Ведущий, держа в руках закрытую коробку,
говорит участникам группы следующее: «Здесь
лежит то, что нельзя. Вы должны выразить жестами
свое отношение к тому, что находится внутри
коробки»
После объявления задания ведущий проходит по
кругу и индивидуально каждому участнику группы
показывает то, что лежит в коробке, предлагая
выразить жестами свое отношение, не озвучивая
увиденные им предметы.
Реакция в группе будет различна. При обсуждении
реакции участникам задаются
Вопросы: какие чувства возникли у вас, когда вам предложили запретное вещество?
Нужно быть готовым к тому, что отношение у ребят разное. Ведущий комментирует поведение каждого участника.
Упражнений «Компания»
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа проводится в микрогруппах по 3
человека, каждой из которых предлагается одна из
ситуаций:
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит тебя
покурить «косяк».
Компания друзей собирает деньги на покупку
спиртного напитка.
Во время дискотеки компания друзей собирается
покурить.
Задание: в течение нескольких минут придумать как можно больше аргументов для отказа, в этой ситуации.
Вывод: существует три стиля отказа – уверенный, агрессивный, неуверенный. Далее следует обсуждение способов поведения ребенка в ситуации группового давления, обосновываются его доводы не употреблять ПАВ. Делаются выводы об эффективности приведенных доводов.
3. Заключительная часть
Обобщение полученных знаний.
Продолжить фразу: «Выступая на телевидении, о наркотиках я бы сказал…»