Блочно-модульная технология "Имя прилагательное" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели и задачи модуля.

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  1. В процессе работы над учебными элементами вы должны:
  2. Получить знания об имени прилагательном.
  3. Уметь различать полные и краткие прилагательные.
  4. Отрабатывать навык правописания ь знака после шипящих.
  5. Знать алгоритм определения орфограммы: “Ь знака после шипящих”.
  6. Уметь определять степени сравнения и разряды прилагательного.
  7. Самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
  8. Систематизировать полученные знания при морфологическом разборе.
  9. Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.
  10. Уметь составлять опорный конспект.

УЭ-1

Цель: повторить изученный в начальной школе материал по теме: “Имя прилагательное как часть речи”.

– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: “ Имя прилагательное как часть речи”. Будем работать с электронным учебником “Уроки русского языка. Кирилла и Мефодия” Запишите число и тему урока. На уроке мы научимся составлять опорный конспект, работая по плану:

  1. Имя прилагательное как часть речи.
  2. Полные и краткие прилагательные.
  3. Орфограмма “ ь после шипящих ”
  4. Степени сравнения.
  5. Разряды имени прилагательного.
  6. Морфологический разбор имени прилагательного.
  7. Выводы

УЭ-2

Кадр № 1. Читаем цель урока. Итак, начнем.

– Вспомните, что вы знаете о прилагательном. Заполните таблицу. Помните, что вы пишите грамотно и красиво.

1. Заполни таблицу.

Часть речи Имя прилагательное
Общее грамматическое значение Признак предмета
Морфологические признаки Падеж, число, род
Начальная форма Им. падеж, ед. число, муж.род
Как изменяются прилаг – е? По падежам, числам, родам
С какой частью речи согласуется? С существительным
Синтаксические признаки Определение
Сказуемое

– Хорошо, молодцы!

УЭ-3

Кадр №2. Проверьте, верно ли вы заполнили таблицу. Допишите.

– Прокомментируйте примеры из таблицы Эл.учебника. Придумайте свои.

Расскажите, что вы узнали о прилагательном. (отвечают слабые ученики)

УЭ-4

Кадр № 3. Полные и краткие прилагательные. Напиши в опорном конспекте вопросы и примеры на тему: “ Полные и краткие прилагательные”. Какой? Каков? Красивый, красив.

УЭ-5

Кадр № 4. Повторим Орфограммы “ь после шипящих” (же,че,ша, ща).

У сущ. 3скл, ж.р. – Ь; не пишется Ь 2 скл., м.р., 1скл. ж.р., род.п.

У глаг. 2л., ед.ч., повел.накл.,инф. -Ь

У прил. Кратких не пишется Ь.

Проговорим алгоритм: 1) определить часть речи. 2) если сущ. , определяем склонение, род, падеж; 3) если прил., определяем форму, если краткая ь не пишем.4) если глагол, определяем 2 л., ед. ч., повел. накл., инф. –Ь.

З-а-р-я-д-к-а

Тренажер. В рабочей тетради запишите слова в 3 столбика, дополните примерами глагола. Работаем 5 минут. В листе Самооценка выставляем себе оценку: 0 ош – “5”, 1ош. – “4”, 2ош. –“3”, 3ош. “2”.

УЭ-6

Кадр № 5. Степени сравнения. + таблица.

Составь схему и заполни таблицу по теме: “Степени сравнения” Какие степени записали, примеры.

Название Сравнительная Превосходная
Особенность Признак в большей или меньшей степени Признак в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени
Примеры Выше, лучше Высочайший
Форма простая сложная простая сложная
Образуются Суффиксы
-ее-, -ей-,
-е-, -ше-
Частицы
Более, менее
Суффиксы -айш-,
-ейш-
Частицы самый, наиболее, наименее
Изменяются нет
не склон.
да (род.чис.пад) да
(род.чис.пад)

УЭ-7

Кадр № 6. Формы сравнительной степени. Заполняем таблицу дальше, Какие формы, с помощью чего образуются. (Суффиксы и частицы).

З-а-р-я-д-к-а

УЭ-8

Кадр № 7. Разряды имени прилагательного. Таблица.

  1. О кач. Читает 1 ряд. Записываем основное.
  2. Об относит. Читает 2 ряд. Записываем основное.
  3. О притяж. Читает 3 ряд. Записываем основное.
Разряды Качественные Относительные Притяжательные
Значение Величина, возраст материал Принадлежность к какому-нибудь человеку или животному
Цвет, вес место жительства
Внеш вид, внутр

качества

время года, назначение
Примеры маленький стеклянный мамин
Отличие Степень сравнения   ? чей? чья? чье? чьи?
Степени сравнения есть Нет ст. сравнения Нет ст. сравнения
Суффиксы – ее-, -ейш-   -ин,ын,ов,ев,ий,й–

– Кто объяснит, как же вы можете их отличать? Ваши предложения.

УЭ-9

Кадр № 8. Отличие качест. от относит. Записываем основное. Вывод. Таблица.

УЭ-10

Кадр № 9. Особенности притяжательных прилагательных. Записываем основное. (Нет ст.сравн., пишется ь знак.)

З-а-р-я-д-к-а

УЭ-11

Кадр № 10. Морфологический разбор имени прилагательного.

I. Общее значение – признак предмета н.ф. высокий

II. Морфологические признаки: пост.: разряд.______________________

Непост.: у качест. ________________у относит.________________________

у притяж._______________

III.Синтаксическая роль. определение

УЭ-12

Кадр № 11. Рассмотрим образец Морфологический разбор имени прилагательного.

УЭ-13

Кадр № 12. В опорном конспекте. Разберите выделенные слова по вариантам.

Проверьте себя и поставьте оценки. Один читает, остальные проверяют.

УЭ-14

Кадр № 13. Выводы прописываем в опорном конспекте. Проверяем себя. Дополняем. Систематизируем изученное.

УЭ-15

Кадр № 14. Итоговое тестирование. Чертим в тетради табличку для ответов.

1 2 3 4 5
         

УЭ-16

Итоги. Релаксация. Домашнее задание. прочти §98, 99, 100, 104 составить вопросы для одноклассников. № 214.