Цели и задачи модуля.
УЭ-0
Интегрирующая цель:
- В процессе работы над учебными элементами вы должны:
- Получить знания об имени прилагательном.
- Уметь различать полные и краткие прилагательные.
- Отрабатывать навык правописания ь знака после шипящих.
- Знать алгоритм определения орфограммы: “Ь знака после шипящих”.
- Уметь определять степени сравнения и разряды прилагательного.
- Самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
- Систематизировать полученные знания при морфологическом разборе.
- Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.
- Уметь составлять опорный конспект.
УЭ-1
Цель: повторить изученный в начальной школе материал по теме: “Имя прилагательное как часть речи”.
– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: “ Имя прилагательное как часть речи”. Будем работать с электронным учебником “Уроки русского языка. Кирилла и Мефодия” Запишите число и тему урока. На уроке мы научимся составлять опорный конспект, работая по плану:
- Имя прилагательное как часть речи.
- Полные и краткие прилагательные.
- Орфограмма “ ь после шипящих ”
- Степени сравнения.
- Разряды имени прилагательного.
- Морфологический разбор имени прилагательного.
- Выводы
УЭ-2
Кадр № 1. Читаем цель урока. Итак, начнем.
– Вспомните, что вы знаете о прилагательном. Заполните таблицу. Помните, что вы пишите грамотно и красиво.
1. Заполни таблицу.
Часть речи | Имя прилагательное |
Общее грамматическое значение | Признак предмета |
Морфологические признаки | Падеж, число, род |
Начальная форма | Им. падеж, ед. число, муж.род |
Как изменяются прилаг – е? | По падежам, числам, родам |
С какой частью речи согласуется? | С существительным |
Синтаксические признаки | Определение |
Сказуемое |
– Хорошо, молодцы!
УЭ-3
Кадр №2. Проверьте, верно ли вы заполнили таблицу. Допишите.
– Прокомментируйте примеры из таблицы Эл.учебника. Придумайте свои.
Расскажите, что вы узнали о прилагательном. (отвечают слабые ученики)
УЭ-4
Кадр № 3. Полные и краткие прилагательные. Напиши в опорном конспекте вопросы и примеры на тему: “ Полные и краткие прилагательные”. Какой? Каков? Красивый, красив.
УЭ-5
Кадр № 4. Повторим Орфограммы “ь после шипящих” (же,че,ша, ща).
У сущ. 3скл, ж.р. – Ь; не пишется Ь 2 скл., м.р., 1скл. ж.р., род.п.
У глаг. 2л., ед.ч., повел.накл.,инф. -Ь
У прил. Кратких не пишется Ь.
Проговорим алгоритм: 1) определить часть речи. 2) если сущ. , определяем склонение, род, падеж; 3) если прил., определяем форму, если краткая ь не пишем.4) если глагол, определяем 2 л., ед. ч., повел. накл., инф. –Ь.
З-а-р-я-д-к-а
Тренажер. В рабочей тетради запишите слова в 3 столбика, дополните примерами глагола. Работаем 5 минут. В листе Самооценка выставляем себе оценку: 0 ош – “5”, 1ош. – “4”, 2ош. –“3”, 3ош. “2”.
УЭ-6
Кадр № 5. Степени сравнения. + таблица.
Составь схему и заполни таблицу по теме: “Степени сравнения” Какие степени записали, примеры.
Название | Сравнительная | Превосходная | ||
Особенность | Признак в большей или меньшей степени | Признак в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени | ||
Примеры | Выше, лучше | Высочайший | ||
Форма | простая | сложная | простая | сложная |
Образуются | Суффиксы -ее-, -ей-, -е-, -ше- |
Частицы Более, менее |
Суффиксы -айш-, -ейш- |
Частицы самый, наиболее, наименее |
Изменяются | нет не склон. |
да (род.чис.пад) | да (род.чис.пад) |
УЭ-7
Кадр № 6. Формы сравнительной степени. Заполняем таблицу дальше, Какие формы, с помощью чего образуются. (Суффиксы и частицы).
З-а-р-я-д-к-а
УЭ-8
Кадр № 7. Разряды имени прилагательного. Таблица.
- О кач. Читает 1 ряд. Записываем основное.
- Об относит. Читает 2 ряд. Записываем основное.
- О притяж. Читает 3 ряд. Записываем основное.
Разряды | Качественные | Относительные | Притяжательные |
Значение | Величина, возраст | материал | Принадлежность к какому-нибудь человеку или животному |
Цвет, вес | место жительства | ||
Внеш вид, внутр качества |
время года, назначение | ||
Примеры | маленький | стеклянный | мамин |
Отличие | Степень сравнения | ? чей? чья? чье? чьи? | |
Степени сравнения | есть | Нет ст. сравнения | Нет ст. сравнения |
Суффиксы | – ее-, -ейш- | -ин,ын,ов,ев,ий,й– |
– Кто объяснит, как же вы можете их отличать? Ваши предложения.
УЭ-9
Кадр № 8. Отличие качест. от относит. Записываем основное. Вывод. Таблица.
УЭ-10
Кадр № 9. Особенности притяжательных прилагательных. Записываем основное. (Нет ст.сравн., пишется ь знак.)
З-а-р-я-д-к-а
УЭ-11
Кадр № 10. Морфологический разбор имени прилагательного.
I. Общее значение – признак предмета н.ф. высокий
II. Морфологические признаки: пост.: разряд.______________________
Непост.: у качест. ________________у относит.________________________
у притяж._______________
III.Синтаксическая роль. определение
УЭ-12
Кадр № 11. Рассмотрим образец Морфологический разбор имени прилагательного.
УЭ-13
Кадр № 12. В опорном конспекте. Разберите выделенные слова по вариантам.
Проверьте себя и поставьте оценки. Один читает, остальные проверяют.
УЭ-14
Кадр № 13. Выводы прописываем в опорном конспекте. Проверяем себя. Дополняем. Систематизируем изученное.
УЭ-15
Кадр № 14. Итоговое тестирование. Чертим в тетради табличку для ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
УЭ-16
Итоги. Релаксация. Домашнее задание. прочти §98, 99, 100, 104 составить вопросы для одноклассников. № 214.